Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по теме Вся семья вместе — так и душа на месте (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок по теме Вся семья вместе — так и душа на месте (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)


Автор(ы): Жовтонога Ольга Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы; Черных Наталья Алексеевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Где мир и лад, там и божья благодать.
(Пословица)
Цель урока: На примере семей, представленных в романе Война и мир, показать, что основой общества может стать семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.
Задача: Провести социально-психологический анализ семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
Проблема: Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?
Учитель литературы: О семье, значении семьи. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе Война и мир является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.
Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение. Поэтому так много у русского народа пословиц о семье, о родне. Русский человек без родни не живёт, - говорит русская пословица. Духовное родство выше плотского.
Обращение к теме урока.
О целях и задачах урока
Педагог-психолог: Семья
- это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Социально - психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи ) , опиралась на власть мужчины над домочадцами , которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. Воспитывай дитя в запретах, любя сына, увеличивай ему раны - как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу уноровить, т. е. действовать в соответствии с его желаниями.
К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е существовало два мира - для себя и для людей.
В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки материального фундамента. А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Класс разделён на группы. Каждая группа собирала материал и готовилась выступать, рассказывая об одной семье, представленной в романе. 1 группа - Болконские, 2 группа - Ростовы, 3 группа - Курагины.
В течение урока заполняются таблицы. В таблице Социально-психологический анализ семей выводы записывает педагог-психолог.
Учитель литературы:
Каждая семья - это целый мир. Особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений, где свои радости и горести, свои тревоги и надежды, - пишет Л.Либединская в книге Живые герои.
Задание классу: Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в каждой семье. Подтвердите цитатами из текста. (Таблица заполняется по мере выступления групп)
Болконские. Ростовы. Курагины.
Честь Искренность Материальные приобретения
честность открытость выгода
непримиримость ко всему несправедливому бескорыстие расчёт
Деятельность и ум стремление любить весь мир корысть
патриотизм широта души равнодушие к другим людям
уважение доверчивость фальшь
преданность безрассудная щедрость положение в обществе
человеческое достоинство бескомпромиссность
порядочность
рыцарство
жизнелюбие
стремление к добру
верность
Педагог-психолог: Перед нами различные семьи - полные ( семья Ростовых и семья Курагиных ) и неполные (Болконских), три главы семьи - князь Василий Курагин, старый князь Болконский, дворянин Ростов. Это отцы семейства, по-разному воспитывающие и любящие своих детей.
В чем секрет их воспитания? Почему их дети такие разные ? Одинакова ли их любовь к детям и как она проявляется?
Реализация домашнего задания. Выступления групп. Рассказ о членах семьи. Чтение фрагментов, инсценировка отдельных эпизодов.
Выступление групп сопровождается презентацией
Роман Л.Н.толстого в иллюстрациях А.В.Николаева
1 группа.
Семья Курагиных. Князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.
Педагог-психолог: Для князя Василия Курагина характерно отстранение, межличностная дистанция с детьми. Внешнее любование ими сочетается с неумением помочь детям в их проблемах, недостаточным вниманием к их повседневным нуждам, поверхностным знанием их душевного мира. Доминантная позиция ведет к подавлению воли детей, самоустранение - к отчужденности от ребенка.
Итог - неадекватная воспитательная эффективность. Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены . Анатоль Курагин - животное безнравственное начало, Элен - женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу .
2 группа
Болконские.
Педагог-психолог: Князь Болконский - хранитель традиций аристократии, создатель интеллектуальной атмосферы в доме. Его позиция директивная, независимая и твердая, он устанавливает в Лысых горах осмысленную жизнь и подчиняет ей своих детей. Проявляет позитивный интерес к современным событиям, настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя. С детьми эмоционально близок.
Итог - адекватная воспитательная эффективность. Дети, княжна Марья и Андрей Болконский, стремятся к нравственному совершенству. Им свойственны патриотизм, общность в восприятии людей; Марье - доброта и нежность, Андрею- чувство чести офицера, сила духа.
3 группа.
Ростовы.
Педагог-психолог: Дворянин Ростов отличается теплым, эмоциональным отношением к детям, принимающим их личность, поведение. Он проявляет активное внимание к интересам детей, уважает их права, признает свои обязанности. Это демократичный стиль родительских установок, идеал семейного бытия в представлении Толстого.
Итог - адекватная воспитательная эффективность. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. В дальнейшем дети, Николай и Наташа, создают прекрасные семьи, в которых муж и жена духовно обогащаются , интуитивно понимают друг друга.
Вывод: воспитание ребенка во многом зависит от типа родительского отношения, направленности и ценности семьи, родительской любви, характера воздействия на ребенка и воспитательного потенциала . В меньшей степени зависит от структуры семьи. Так, полные семьи Курагиных и Ростовых отличаются по своей воспитательной эффективности , а различные по своей структуре семьи Болконских и Ростовых конструктивны по характеру воздействия на ребенка, направленности и воспитательному потенциалу семьи.
Анкета для учащихся
Ребята! Сегодня для вас проходит очень интересный урок по роману Война и мир. Нам очень бы хотелось узнать ваше мнение по поводу ценностных ориентаций семьи, которые вы считаете наиболее важными . Предложенные в этой анкете ценности проранжируйте от самой значимой , на ваш взгляд, до менее значимой .
Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 1 и т.д. , самую менее значимую для вас - цифрой 9.
Ценностная ориентация в семье
1. Уважение и принятие старших членов семьи
2. Воспитание патриотизма
3. Бескорыстная любовь членов семьи друг к другу
4. Беззаботное времяпровождение
5. Частое общ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.03 | Просмотров: 2415

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340