Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Тема: Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Биология. 8-й класс
Автор(ы): Кеслер Елена Николаевна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Тип урока: комбинированный. Цели: - расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения;
- обобщить знания об органах чувств;
- развивать умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблицы: «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Органы вкуса, обоняния», рисунки, книга, лимон, нож, шарф. ХОД УРОКА I. Оргмомент Постановка целей и задач урока. II. Проверка домашнего задания (Презентация). III. Изучение нового материала Учитель: Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации её в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения – зрительные, обонятельные, слуховые и т. п. Учитель: Что такое ощущение? Ученик: Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Учитель: Ребята, послушаем отрывок «Могущество мечты» стр.52 кн. «Большой дом человечества». (Можно любой отрывок). Учитель: Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чём вы услышите. (Чтение отрывка) – Кто из вас смог представить себе этот древнегреческий миф? – С помощью чего вы получили эту информацию? Ваши ощущения? – Ребята, приходилось ли вам рассматривать играющего щенка? Поделитесь впечатлениями? – Конечно, щенок имеет определённую форму, размеры, окраску. В каждый момент времени он занимает в пространстве определённое место, находящееся от нас на определённом расстоянии и в определённом направлении. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создаётся впечатление, что щенок является причиной его движения. Всё это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определённую высоту, громкость и тембр и исходит из определённой части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами – щенок. Эксперимент Для эксперимента приглашаю двух ребят. Завязываю шарфом глаза. Учитель: Ребята, наблюдая за участниками эксперимента, сделайте вывод о чувствительности анализаторов и их взаимозаменяемости. Показываю исследуемый предмет первому участнику эксперимента – книгу. Учитель: Что я показала? Ученик не знает. Затем листаю книгу. – А теперь что можете сказать об исследуемом предмете? (Учащийся отвечает). – При помощи какого анализатора вы это определили? (Учащийся отвечает). – А теперь возьмите предмет в руки и убедитесь в правильности определения исследуемого предмета. – Сними повязку с глаз. – Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте? Дети делают вывод. 2-му участнику эксперимента показываю лимон. – Что я показала? Ученик не знает. Далее разрезаю лимон. – А теперь как ты считаешь, что у меня в руках? Как определил? Положим кусочек в рот. Твои ощущения? – Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте? Дети делают вывод. Учитель: Скажите ребята, так существует ли чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость? (Суждения учащихся) Учитель: Взаимодействие анализаторов было отмечено ещё Ломоносовым. Позже о нём писал И.М.Сеченов. Это явление есть одно из проявлений единства сенсорной сферы. Оно проявляется в том, что изменяется состояние одного анализатора при одновременной работе другого. В настоящее время физиологической основой взаимодействия анализаторов считают близость нервных путей и межцентральные связи. Известно, что слух лучше принимает непрерывные сигналы, а зрение – дискретные. Сигналы же опасности имеет смысл вывести на болевой анализатор, который непосредственно связан с оборонительным рефлексом и который слабо адаптируется. Системность сенсорной организации ведет к тому, что возникает компенсация, когда какой-то анализатор перестает работать, и другие берут на себя, хотя бы частично, его функции. Все знают, что функции зрения у слепых частично берут на себя слух и осязание, которые становятся гораздо более чувствительны, чем в норме. Благодаря этому некоторые слепые занимаются скульптурой. У некоторых глухих сильно развито чувство вибрации. Оно дает им возможность "слушать" музыку (они кладут руку на музыкальный инструмент или поворачиваются спиной к оркестру). Остановимся на случаях слепо-глухо-немоты. В нашей стране жила замечательная женщина–О.М. Скороходова. В детстве она потеряла зрение, а потом и слух. Однако ей повезло. Когда ей было 10 лет, психолог Соколянский организовал специальную школу-клинику. Благодаря методике, опирающейся на тактильный анализатор, педагоги устанавливали контакт с учениками, обучали их специальному языку, давали им возможность мыслить. Ольга научилась читать, стала писать стихи, получила высшее психологическое образование, написала книгу "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". Надо отметить еще один вид взаимодействия анализаторов – их связь с эмоциональной сферой. Еще об одном интересном феномене о "кожном зрении". Вот выписка из протокола опытов, проведенных в 1963 г. (Роза Кулешова – жительница Нижнего Тагила. Возраст – 22 года. Зрение нормальное. Цветоощущение – нормальное. Работая лаборантом в школе слепых начала обучаться в чтении шрифта по Брайлю. Примерно через год научилась свободно читать при помощи пальцев правой руки обычный шрифт и различать цвета хроматических и ахроматических объектов.) Возможны два объяснения этого феномена. 1. Проявляется взаимодействие, взаимозаменяемость анализаторов, 2. Своеобразное явление, имевшее место на ранних стадиях филогенеза, своеобразный атавизм. Ведь у некоторых видов живых существ световосприятие осуществляется за счет специальных клеток на поверхности кожи. – Перед тем, как послушаем сообщения о гигиене органов слуха и зрения – проведём физминутку. Гигиена органов с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.10 | Просмотров: 2510
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|