Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Игры в карты, или Кое-что о методических штучках
Автор(ы): Бобылева Надежда Игоревна, замдиректора по научно-методической работе.
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методические возможности совершенствования школьного курса “географии” безграничны, настолько сложен этот учебный предмет и настолько разнообразен. В статье приведены некоторые методических приемы, уместные в преподавании в условиях гимназии. Это большие классы способных учащихся (до 35 человек), наличиe у детей новых учебников, атласов; дома – справочников, красивых книг, видеофильмов. Гимназисты хотят учиться, много знают и много видят – и тем самым задают учителю высокую планку. Дети интенсивно занимаются изучением иностранных языков, поэтому обучение географии должно быть, прежде всего, развивающим и не должно быть – физиологически затратным. Географические разминки. Примеры: Физкультурная минута по теме “Мировой Океан”, 7 класс, а также любой урок аналогичной тематики. Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”) “Полный штиль!” – руки без движения; “Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками; “Волны сильнее!” – движение более сильное; “Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту; Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз). Забавный устный опрос по понятийному аппарату темы “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”. Ориентирование в помещении в теме “План и карта”, 6 класс. По ходу изучения темы по возможности часто упоминается, что река за окном нашего класса, Северная Двина, течет на север. В качестве разминки без предупреждения прошу детей встать из-за парты, раскинуть руки в стороны, так чтобы руки “показывали направление 64-й параллели” (т.е. им нужно встать лицом на север (или спиной, конечно), затем “показывали направление 41-го меридиана”, затем показать раскинутыми руками направление с северо-запада на юго-восток и т.д. Кроме осмысленного движения, не нарушающего хода урока (нужно быстро сообразить, встать), подобная “материализация” сторон горизонта и направлений в помещении, определено полезна. “Диктант в ладоши”, 5-7 класс. В конце фронтального опроса, для перехода к собственно уроку, предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города. В курсе “Природоведение” можно предложить детям “прохлопать” задание по списку “Живое и мертвое. Хлопнуть в ладоши тогда, когда я назову живые тела. Приготовились, слушаем внимательно!: белка, заяц, облако, карандаш, гранит, береза, песок, вода, туман, солнце, лягушка!”. Для класса, с которым педагог установил особенно хорошие отношения, можно предложить детям придумать аналогичные задания самим. Главная идея: подобные разминки географичны, осмысленны, их легко вписать в практически любой урок географии. Можно проводить с детьми более старшего возраста, чем приняты подобные формы работы. Занимает 1–2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей. Простор для фантазии. Тренировочные работы по картам на знание номенклатуры. Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты. Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах. Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места. Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени. “Цепочка” (“Кто кому сосед?”) Дети работают с высоко генерализованной картой (упрощенной – это очень важно!), например, политической картой Европы в учебнике 7 класса. Учитель просит назвать страны-соседи “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую европейскую страну. От детей требуется максимум внимания. Усложненный вариант “цепочки соседей”: перед глазами учеников нет карты Европы и “цепочку соседей” нужно выстроить на память. Это очень сложное задание и я всегда разрешаю держать под руками слегка прикрытые атласы. Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида). Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт. Задание на сопоставление политической и физической карт. Выполнить задание типа “перечислите страны, имеющие выход к Каспийскому морю”, “перечислите города на левом берегу Волги”, “Через какие экономические районы протекает Амур”. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся. Учитель на...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1166
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|