Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок-конференция (литература + МХК) по теме: Характеристика эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера художественной литературы эпохи Возрождения - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок-конференция (литература + МХК) по теме: Характеристика эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера художественной литературы эпохи Возрождения


Автор(ы): Михайлова Татьяна Вениаминовна, преподаватель литературы, МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: дать краткую характеристику эпохи Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее антифеодальный, гуманистический характер; дать краткую характеристику художественной литературе эпохи Возрождения. Кратко познакомить учащихся с жизнью Петрарки, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира, вызвать интерес к творчеству перечисленных авторов.
Соавторы: учащиеся «Историк», «Литературовед», «Биографы».
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово учителя. История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуальных богатых и плодотворных эпох.
Более четырех веков отделяют нас от того великого времени, когда человечество в своих деяниях, более не полагаясь на Бога, дерзнуло опереться на себя. Это было пробуждение от тысячелетнего сна средневековья, возрождение к полнокровной жизни, возрождение античного наследия. Это был прогрессивнейший переворот из всех пережитых до того человечеством.
Глубже постичь особенности этого периода истории нам помогут ИСТОРИК, ЛИТЕРАТУРОВЕД, БИОГРАФЫ.
Предоставляем слово историку.
Историк: Возрождение – историческая эпоха между Средневековьем и Новым временем, наступившая в 15–17 веках в странах центральной и западной Европы. Три столетия – огромный исторический период – которыми датируется Возрождение, конечно же, не одинаковы. Ренессанс, как любая культурная эпоха, пережил свое зарождение, становление, расцвет и угасание. В этот период большинство стран Западной Европы вступает на путь капиталистического развития. Зарождается новый класс – буржуазия. Рушатся основы феодального общества. Этот период характеризуется пробуждением творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия – в экономике и технике, науке и искусстве.
Технические достижения и научные открытия, вошедшие в повседневную жизнь, изменили весь образ жизни людей, оказали существенное влияние на их мировоззрение.
Быстроходные и легкие парусные суда приходят на смену малоподвижным галерам. Кораблестроение позволило совершить великие географические открытия. В результате великих географических открытий развивается торговля.
В области военной техники революция, связанная с изобретением огнестрельного оружия, не только сделала бессмысленным институт рыцарства, но и привела к принципиально новым решениям в области военной стратегии и тактики.
Огромным событием, определившим формирование не только культуры Возрождения, но и всей мировой культуры, стало открытие книгопечатания.
Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения считали себя гуманистами. Гуманисты борются против средневековых взглядов, пересматривают сковывающие свободное развитие мысли традиции и догмы, помогая тем самым рождению нового, капиталистического общества.
Революционный переворот переживает философия. Ее главная цель – пробудить творческую мысль человека.
В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает потребностям производства и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и на человека.
Николай Коперник создает учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы.
Последователь Коперника Джордано Бруно сожжен святой инквизицией на костре в Риме.
Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается «узником инквизиции», живет в своей вилле под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем-либо о вращении Земли и печатании трудов.
И все-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.
О литературе Возрождения вам подробнее расскажет мой коллега.
Литературовед: Литература эпохи Возрождения базировалась на основных философских положениях данного периода. И самая главная черта художественных произведений Ренессанса в том, что читателю трудно, порой невозможно разделить книги на философские и развлекательные. В художественных произведениях воспевались доблесть, мужество, инициатива, творчество, чаще всего вдохновляемые примерами античности, а также любви и страсти в их взаимосвязи так, как происходит в жизни каждого человека, где переплетается разум и душа, мысли и эмоции, человек и природа.
Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же время выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота духовное богатство гармонически сочетаются.
Изобретение книгопечатания содействует распространению не только грамотности среди населения, но и росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы.
Эпоха Возрождения подарила миру законодателя нового жанра – новеллы – Джованни Боккаччо, особым выразителем идей Возрождения был Франсуа Рабле, эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов Лопе де Вега, Вильяма Шекспира.
Понять Возрождение, значит понять его вершины, гуманистическое мышление и творчество людей, подобных Франческа Петрарки, Сервантесу, Рабле и других писателей. Они совершили скачок в интеллектуальном и художественном развитии человечества, определив развитие европейской культуры на несколько веков вперед.
Дадим слово биографам.
Биограф Франческа Петрарки:Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте. Дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304–1374).Итальянский писатель, глава старшего поколения гуманистов. Родился в семье нотариуса, изгнанного вместе с Данте из Флоренции. Слушал право в Болонье. В Авиньоне вступил в духовное звание, искренне полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо они служат нравственному совершенствованию человека. Поступает на службу к кардиналу Колонна, совершает путешествие во Францию, Фландрию, Германию. Затем удаляется в селение неподалеку от Авиньона, где проводит в тишине и уединении несколько лет. Здесь он написал латинскую поэму «Африка», здесь же написаны многие из его лучших стихотворений, посвященных Лауре, с которой он встретился, по его словам, в церкви в 1327 году и не мог забыть всю жизнь (Лаура умерла в 1348 году). Это величайшее создание Петрарки «Книга песен» – собрание стихотворений, сонетов, канцон, посвященных Лауре. Она принесла автору заслуженную славу одного из величайших лириков европейской литературы. В канцоньере, воспевающей Лауру, содержится 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 4 мадригала. Не будем вдаваться в тонкости жанровых особенностей всех этих стихотворений, отметим только стойкость чувств поэта, его верность любви к женщине, которая питала его вдохновение почти весь период поэтического творчества. Сонеты Петрарки, пожалуй, первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церковных представлений и спуститься на грешную землю, к людям. Лаура – это уже не божественное существо, лишенное плоти, а живой, земной человек.
СОНЕТ 19
Красою этой дамы ослепленный,
Я в тень не прячусь от ее сияния,
Не жду, чтобы скорее ночь прошла.
Судьба дала мне это испытание.
Слезиться взгляд, но, как завороженный,
Стремлюсь туда, где я сгорю дотла.
Биограф Джованни Боккаччо: Один из основоположников ренессансной литературы Джованни Боккаччо.
Годы жизни Джованни Боккаччо – 1313–1375. Великий итальянский писатель-гуманист, побочный сын флорентийского купца. Отец старался сделать из него коммерсанта. Боккаччо же влекло к науке и литературе. В Неаполе он сблизился с кружком гуманистов, начал изучать античную литературу. Любовь к Марии Аквино, которую он воспел под именем Фьяметты, дала толчок его творческому развитию. Им написаны роман «Филоколо», поэма «Тезеида», повесть «Фьяметта» и, наконец, книга новелл «Декамерон» – вершина творчества писателя, одно из ярчайших созданий литературы эпохи Возрождения.
«Декамерон» открывается замечательным по своему реализму описанием чумы, свирепствовавшей в 1348 году во Флоренции. В это грозное время семь молодых девушек и трое юношей встретились в церкви Санта Мария Новелла и решили покинуть зачумленный город. Они удаляются в одну из загородных вилл. В течение десяти дней они занимают друг друга рассказыванием новелл. В книге осмеивается духовенство. Утверждается право человека на земные радости. Любовь изображается не только как естественное, природное явление, но и как облагораживающее чувство.
Послушайте отрывок из первой новеллы четвертого дня. В ней идет речь о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.10 | Просмотров: 1804

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340