Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Авторская программа элективного курса Ориентируемся в любой ситуации (образовательная область География)
Автор(ы): Альменева Жанылсын Кадырхановна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель элективного курса: профессиональное самоопределение учащихся основной школы. Задачи: - Сформировать профессионально-ориентированные умения учащихся основной школы в рамках профессий краевед, геолог, летчик, моряк, топограф, геодезист и т.д.
- Расширить кругозор учащихся в образовательной области «география».
- Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом; по небесным светилам; в самых различных условиях.
- Способствовать выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
- Осуществлять комплексную профориентационную работу образовательного учреждения.
Элективный курс по географии «Ориентируемся в любой ситуации» разработан для учащихся 9-х классов, относится к «сетевым» надпредметным профориентационным курсам, ориентирован на подготовку учащегося основной школы к ситуациям выбора направления дальнейшего образования, способствует расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курс является пропедевтическим и выполняет роль практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора профессии, профиля обучения, собственного содержания образования, оценить свой образовательный потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Элективный курс рассчитан на небольшое количество часов (12 ч), что позволяет школьникам в течении года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой и «ресурсными центрами» на базе Профессионального училища и средней общеобразовательной школы, а так же использовать кадровый потенциал «ресурсных центров». Элективный курс «Ориентируемся в любой ситуации» является актуальным в рамках предпрофильного образования, так как несет на себе профориентационную нагрузку. Разработка данного элективного курса отражает социальный заказ на развитие предпрофильного образования учащихся в нашей стране, отраженный в нормативных документах Министерства образования РФ: «Концепция развития образования на период до 2010 г.», «Концепция профильного образования учащихся». Навыки ориентирования на местности необходимы широкому кругу профессий и любому человеку в повседневной жизни, особенно находящемуся в экстремальной ситуации. Люди самых разнообразных профессий: геодезисты, географы, топографы геологи, краеведы, туристы, охотники и, не говоря о военнослужащих армии и флота, могут оказаться в таких условиях, когда умение примериться к местности, найти нужное направление без компаса и карты может иметь весьма большое значение. Ориентированию на местности в значительной мере способствует спорт. Учащиеся приобретают очень важные полезные навыки, необходимые им не только в повседневной жизни, работе, походе, но и для защиты Родины. Потеря ориентировки иногда может привести к тяжелым последствиям. Элективный курс разработан с учетом оказания помощи учащимся при подготовки к ЕГЭ по географии. Требования к уровню образованности учащихся, необходимые для изучения данного элективного курса: Учащиеся должны знать: понятия: горизонт, азимут; Учащиеся должны уметь: определять стороны горизонта и азимут. Данный элективный курс могут проводить учителя географии, педагоги дополнительного образования, педагоги начального, среднего и высшего профессионального образования. Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, игровые, проектные. Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: лекции, практические занятия, защита рефератов, что способствует повышению учебно-познавательной мотивации учащихся и стремление проявить самостоятельность и стремление проявить самостоятельность и инициативность. Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы: «Ориентирование на местности по приборам», «Ориентирование по местным признакам», Расширение горизонта с высотой», кодоскоп, слайд «Азимут», раздаточный иллюстративный материал по начальному курсу географии, карта «Звездного неба», электронный учебник по начальному курсу географии. Планируемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного элективного курса учащиеся смогут определить свое местонахождение без применения компаса и карты по небесным светилам, по ветру, по памяти, по сигналам, зданиям, часам, используя живые ориентиры (по подсолнухам, ягодам, муравейникам, лишайникам и т.д.). Учебно-тематический план. № п/п | Темы, разделы | Количество часов | всего | лекции | практ | семинар | экскур | 1 | Введение | 1 | 1 | 0,5 | | | 2 | Компасы | 11 | 0,5 | 0,5 | | | 3 | Азимут | 1 | 0,5 | | | | 4 | Виды ориентиров | 1 | 1 | | | | 5 | Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах | 1 | 1 | | | | 6 | Особые случаи ориентирования | 1 | 1 | | | | 7 | Определение сторон горизонта | 1 | | 1 | | 1 | 8 | Ориентирование на местности | 1 | | 1 | | 1 | 9 | Изображение на чертеже направлений | 1 | | 1 | | 1 | 10 | Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам | 1 | | 1 | | 1 | 11 | Зачет. Защита проекта. | 2 | | | 2 | | | Итого | 12 | 5 | 5 | 2 | 4 | Содержание учебной информации - Введение: Сущность ориентирования на местности. Применение ориентирования людьми разных профессий. Древние корни ориентирования.
- Компасы: Назначение компаса. Виды компасов. Измерение дирекционного угла компасом. Правила обращения компасом.
- Азимут: Понятие азимут. Применение азимута для ориентирования на местности. Определение азимута по карте, по заданным азимутам, на местности.
- Виды ориентиров: точечные, линейные, площадные. Ориентирование по ориентирам.
- Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах: ориентирование по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.
- Особые случаи ориентирования: живые ориентиры, ориентирование по памяти, искусственные ориентиры, ветер.
- Определение сторон горизонта (лабораторно-практическое занятие): горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по местным признакам.
- Ориентирование на местности (лабораторно-практическое занятие): Определение сторон горизонта по компасу. Порядок действий при работе с компасом. Определение азимута по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. Хождение по азимуту.
- Изображение на чертеже направлений (лабораторно-практическое занятие): Изображение направлений на плане местности. Определение точки стояния.
- Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам (лабораторно -практическое занятие): Следы ветра на деревьях и других предметах. Определение сторон горизонта по солнцу. Ориентирование по каре деревьев, по лесным просекам, по лишайникам, муравейникам и т.д.
- Зачет. Защита проекта: Защита проекта в форме сочинений, рефератов.
Перечень практических работ: Практическая работа № 1 Тема: Компасы. Основание содержание учебной информации: Компасы. Вид компасов. Измерение углов. Луч. Окружность. Прямой угол. Транспортир. Треугольник. Основные умения и навыки: умения и навыки работать с компасом, определять направления по компасу. Ожидаемые результаты обучения: применение умений и навыков работы с компасом в практической и профессиональной деятельности. Описание практической работы: I. Закрепление правила пользования компасом. 1. Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) 2. Стрелка должна быть неподвижной. II. Выполнение заданий. 1. Пользуясь компасом, определите: а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса б) направление, в котором находится дверь класса в) в каком направлении от окна расположен стол класса г) направление, в котором находится ваш дом III. Практическая работа по карточкам. Практическая работа № 2 Тема: Азимут. Основное содержание учебной информации: Компас. Измерение углов. Луч. Транспортир. Азимут. Основные умения и навыки: умения и навыки определения азимутов. Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению азимутов в практической и профессиональной деятельности. Описание практической работы: Работа проводится в классе. I. Правила пользования компасом 1. Сориентировать компас. 2. Направить визир на объект. 3. Произвести отчет азимута (т.е. определить градусное расстояние от 0 0 до визируемого предмета по часовой стрелке. II. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. III. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. - Определить азимут направления на юг.
- Назовите азимут юго-восточного направления.
- Какому направлению соответствует азимут 3150?
- Какому направлению соответствует азимут 3600?
- Определите азимут левого дверного переплета класса.
- Определите азимут правого от них переплета окна, расположенного около учительского стола.
- Определите азимут направлений на последние парты первого, второго и третьего рядов.
Практическая работа № 3 Тема: определение сторон горизонта. Основное содержание учебной информации: Горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по растениям. Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами. Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению сторон горизонта в практической и профессиональной деятельности. Описание практической работы: Выполнение задания на местности. I. Подготовка к практической работе 1. Ответьте на вопросы: – Что называется горизонтом? – Какой горизонт на севере? Юге? Востоке? Западе?. – В какой стороне горизонта местности холмистая, а в какой плоская? – Что такое ориентирование? II. По компасу определите стороны горизонта (вспомнить прием работы с компасом) 1. Сориентировать компас. 2. Определение направлений на предметы III. Определите азимуты сторон горизонта и стороны горизонта по азимуту.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.09.11 | Просмотров: 1599
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|