Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата по естественным наукам - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата по естественным наукам


Автор(ы): Болгова Ирина Владимировна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Термин реферат имеет латинские корни и в дословном переводе означает докладываю, сообщаю. Словари определяют его значение как краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников. Защита реферата - одна из возможных форм экзамена или зачета в школе, колледже или вузе. Она предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Совет первый. Выберите тему и правильно сформулируйте ее. Тему может определить преподаватель, а можно выбрать самому. Но в любом случае она должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. Тематика реферата может включать: различные исследовательские задачи (постановка серии экспериментов по какой-либо теме курса и т.п.), теоретические вопросы, выходящие за рамки программы курса, исторические исследования (роль каких-либо открытий в развитии науки, деятельность ученых и ее значение и т.п.). В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса, которые не должны быть не слишком широкими или слишком узкими. Тема Витамины - слишком широкое понятие, а вот тема Роль витаминов в обменных процессах человека подходит для реферативной работы. Необходимо по возможности воздержаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок. Тема реферата Лудомания как одна из форм психологической и социальной аддикции будет довольно тяжела для школьников, а тема Чем человек похож на других животных и чем он от них отличается? слишком просто сформулирована для студентов. Желательно избегать длинных названий в названии реферата.
Необходимо помнить, что тема должна быть актуальной с научной точки зрения или из практических соображений.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте тему, которую выбрал ученик, а если ему трудно, то помогите ребенку определиться с выбором темы, не оставляйте это ему на откуп (возможно это его первая работа). Медлительному ученику вряд ли стоит рассматривать динамические темы с огромным объемом материала, ему подойдет конкретная тема с узким профилем. Такому ученику лучше посоветовать рассмотреть Заболевания пищеварительной системы, методы их изучения и пути профилактики вместо Эволюция пищеварительной системы. Подвижному и любознательному ученику лучше предложить тему с элементами исследовательской работы, например, Грипп: почему с ним так трудно справиться?, Современные достижения в области хирургии сердца. Спокойному и уравновешенному учащемуся можно посоветовать темы более фундаментальные: Функции белков в живом организме.
Вполне возможно, что на первых этапах работы над рефератом возможны занятия в группах, именно так проще, понятнее для детей обсуждения тем, целей, задач. Возможно коллективное обсуждение выбора темы реферата, постановка целей формулирование задач. Когда высказывается каждый, как он видит ту или иную тему, возникает целый спектр взглядов, которые есть смысл рассмотреть, отфильтровать, расширить.

Совет второй. Определите вид (тип) реферативной работы.
Возможно три варианта реферативной работы. Первый вариант - аналитический обзор. Данный вид реферата может быть построен двояко: либо в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи), либо в виде анализа современного состояния проблемы. История учения о развитии клетки, Развитие взглядов на процесс видообразования - это примеры работ с историческим изложением проблемы. Загрязнение окружающей среды и заболевания дыхательной системы, Биологические ритмы и их роль в жизни человека - это примеры работ с анализом современного состояния проблемы. Вторым вариантом реферативной работы может быть критический анализ дискуссии - данная тема может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее: Пересадка органов: решенные и нерешенные проблемы, Клонирование: за и против, Мифологические и религиозные представления о жизни. И третьим вариантом может быть развернутая рецензия, в которой необходимо обосновать актуальность темы, изложить теорию, дать анализ теоретической позиции: Теория функциональных систем П.К. Анохиной, Работы И.П. Павлова в области физиологии пищеварения.
Необходимо помнить, что любой вид реферата должен заканчиваться выводами: в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором случае с выявлением сущности спора; в третьем - уточнением ценности и сомнительных положений работы.
Совет учителю. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ребенку определиться с типом реферативной работы, определиться с близкой ему точкой зрения. Если ученик заинтересовался темой о зародышевом развитии организма, то возможны варианты: либо исторический обзор История учения о развитии зародыша, либо Жизнь до рождения (о зародышевом развитии организма человека), либо развернутая рецензия учений современных эмбриологов.
Совет третий. Составьте план работы и поставьте задачи реферата.
Если тема реферата является целью работы, то задачи работы - это ее составные части. Разработайте как можно подробный план реферата. Этот план может быть предварительным и претерпеть изменения по мере работы. Определите (исходя из вида реферативной работы) количество глав основной части. Как правило, это может быть показ различных точек зрения, исследования в различных исторических эпохах или рассмотрение различных аспектов проблемы. В реферате Болезни органов пищеварительной системы, их лечение и пути профилактики можно выделить четыре задачи: изучение строения и функционирования пищеварительной системы; освещение методов диагностики и лечения пищеварительной системы; краткая характеристика распространенных болезней пищеварительной системы и выявление их причин; формулирования приемов путей профилактики заболеваний пищеварительной системы.
Необходимо помнить, что задачи реферата должны соответствовать главам в содержании работы.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте поставленную цель и выделенные задачи, корректно посоветуйте убрать лишние и добавить недостающие. Лучше это сделать в начале работы, высказав свое мнение, чем исправлять ошибки перед защитой реферата. Если задачи будут поставлены неверно, то реферат получиться или однобоким, или слишком объемным и будет похож на пересказ всех вопросов и аспектов, связанных с темой. Правильно составлены план и грамотно поставленные задачи - это половина ситуации успеха выполнения реферативной работы.
Совет четвертый. Внимательно поработайте с литературными источниками.
Составьте список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу. Возле каждого пункта и подпунктов плана укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. Не забудьте потом (в тексте реферативной работы) указать в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Желательно, чтобы литературный обзор включал не менее 8-10 источников различной направленности: учебной, научной, научно-популярной, энциклопедической.
Необходимо помнить, что Список использованной литературы - это составная часть реферата, литературные источники должны быть перечислены на отдельном листе в алфавитной последовательности фамилий авторов или по названиям сборников с указанием места издания, названия издательства и года здания.
Совет учителю. Лучше, если ученик начнет обзор литературы с внимательного изучения содержания глав, параграфов учебника (если таковой материал имеется в рамках программы), в которых изложены первоначальные сведения по теме. Иногда стоит рассмотреть материал чуть выше чем данный уровень, есть смысл ознакомиться с данной темой, изложенной в ученых материалах для специальных учебных заведений. Например, при написании реферативной работы по биологии или химии, можно использовать учебники для медицинских колледжей (вполне возможно ученик определился с будущей специальностью). Нет смысла составлять реферативную работу только по энциклопедической литературе (хотя ее использовать в работе необходимо, хотя бы для того, чтобы ориентироваться в терминологии) или только по научно-популярной. Не стоит упрощать написание реферата, используя книги типа Я познаю мир или Биология для малышей, лучше заранее поднять планку, приучая ученика к культуре научной работы.
Совет пятый. Отнеситесь серьезно к введению.
Начните введение с общеизвестных положений, относящихся к данной теме. Укажите цель работы, кратко обоснуйте ее актуальность, приведите примеры, факты, цитаты, поясняющие значимость работы. Перечислите все задачи работы, которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Сделайте обзор литературы, в котором укажите взятый из того или иного источника материал, проанализируйте его сильные и слабые стороны. Поясните обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины.
Необходимо помнить, что ведение - это одна их частей реферативной работы и его объем должен составлять две-три страницы текста.
Совет учителю. Лучше если ученик самостоятельно напишет эту часть реферата сначала в виде плана или тезисно. В идеале введение нужно сделать до написания основной части реферата, но как показывает практика, учащиеся полностью осознанно написать введение могут только после выполнения всей реферативной работы.
Совет шестой. Грамотно постройте основную часть реферата.
Основная часть реферата должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Последовательно раскройте все предусмотренные планам вопросы, обосновывайте, разъясняйте положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами. Пишите грамотно, точно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений. В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты, а также укажите номер источника из списка литературы в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Если в главе несколько проблем, положений, взглядов, методов, то лучше всего использовать подпункты с указанием названия каждой проблемы. Так вы не только не запутаетесь сами, но и упростите изучение вашей работы рецензентом, а также продемонстрируете логику изложения материала. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Не перегружайте основную часть иллюстративным материалом, его можно вынести в приложение (об этом совет ниже). Не стремитесь к написанию очень объемных по количеству страниц рефератов (помните, что реферат - это краткое изложение), средний объем основной части - 10-15 страниц.
Необходимо помнить, что оптимальное количество глав в основной части реферата - 3-5.
Совет учителю. Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы при защите не было недоразумений (в работе ученика московской школы текст содержит выражения Мы, сибиряки :), старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности и т.п. Данный этап работы сугубо индивидуальный, требующий ответственности от ученика и внимательности и адекватности от учителя. Иногда работая над основной частью, ученик уходит от темы, если это допустимо по смыслу, содержанию, то лучше откорректируйте тему или видоизмените ее. Возможно, ученику более понятна или близка какая-то иная точка зрения, позиция или взгляд.
Совет седьмой. Не забудьте про заключение
. В данной части реферата подводятся итоги работы или формулируются выводы по главам, дается обобщенный вывод по теме, предлагаются рекомендации....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1210

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340