Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература+музыка) Самая счастливая пора. Тема детства в искусстве второй половины XIX века - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература+музыка) Самая счастливая пора. Тема детства в искусстве второй половины XIX века


Автор(ы): Комаревцева Ольга Никифоровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • анализ отдельных глав повести Л.Н.Толстого «Детство»;
  • знакомство с полотнами живописи, с музыкальными произведениями, рассказывающими о детстве;
  • воспитание нравственности, чувства любви к прекрасному;
  • работа над развитием речи учащихся.
Оборудование:
1. Портреты Л.Н.Толстого:
а) Портрет Л.Н.Толстого. И.Е.Репина (1887 г.);
б) Портрет Л.Н.Толстого. И.Крамской (1883 г.);
в) Портрет Л.Н.Толстого. Н.Ге (1884 г.);
2. Репродукции картин
1) В.А.Серов: «Девочка с персиками» (1887 г.); «Дети» (1899 г.); «Мика Морозов».
2) А.Г.Венецианов «Захарка» (1825 г.).
3) К.Брюллов «Всадница» (1832 г.).
3. Грамзапись: голос Л.Н,Толстого (обращение к деревенским ребятишкам).
4. Вернисаж детских рисунков.
5. Словарь: лелеять, самопожертвование, привязанность, бескорыстность, тщеславие, нравственность, сочувствие, вернисаж.
Ход урока
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?

Л.Н.Толстой
На уроке звучит музыка. Аккомпаниатор - учитель музыки.
1. Звучит музыка Фильда. На фоне музыки учитель литературы читает отрывок из главы «Детство» (повесть Л.Н.Толстого «Детство»)
2. Учитель литературы.
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь.
Детство – это настоящая, яркая, самобытная, неповторимая пора жизни. О времени детства можно хранить лишь светлые воспоминания и сожалеть о той свежести и беззаботности, которых лишён человек в последующие дни своей жизни. Детство – это счастливая пора человечества.
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке пойдет речь об этой удивительно счастливой поре в жизни человека. Мы обратимся к художественному произведению, к музыке, живописным полотнам, рассказывающим о детстве.
4. Работа с эпиграфом, запись темы в тетради.
- В мировой литературе страницы о детстве, написанные прозой, - это та же поэзия. Слова Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..» мы взяли эпиграфом нашего урока. Эти слова не только обогащают наше представление о том, каким должно быть детство, но и выражают грусть взрослых людей о невозможности вернуть, повторить эту прелестную пору в жизни человека.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока «Самая счастливая пора», эпиграф.
- Давайте себя проверим, знаете ли вы значения этих слов:
лелеять
привязанность
сочувствие
тщеславие
самопожертвование
нравственность
вернисаж
5. Учитель литературы.
Попытаемся мысленно вернуться в 1852 год. 24-летний Л.Н.Толстой закончил повесть «Детство». Он в то время служил в армии на Кавказе. Повесть была напечатана в самом передовом журнале того времени – в «Современнике». Из скромности Толстой подписал повесть только двумя буквами «Л.Н.».Редактор журнала (Н.А.Некрасов) отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания. Повесть получила высокую оценку и у других писателей и литературных критиков того времени. С большой теплотой о «Детстве» отзывался Тургенев, Герцен, Гончаров, Чернышевский. Её полюбили читатели, и Толстой сразу занял место в ряду лучших русских писателей.
6. Работа над повестью «Детство».
- Вы уже прочитали повесть «Детство» Толстого. Вам известно, что в повести много автобиографичного. Но повесть не является автобиографией писателя. Это художественное произведение, в котором обобщено удивительное и услышанное писателем, - в ней изображается жизнь ребёнка старой дворянской семьи первой половины XIX века.
Главный герой повести Николенька Иртеньев. Вместе с ним вы радовались и огорчались, разделяли с ним мысли, чувства, переживания, и у вас , безусловно, сложилось определенное мнение.
- Что вы можете о нем сказать?
- Какими чертами характера наделил его автор? (Гл. XXVII)
- Да, верно подметили. Он старается всё время разобраться в своих поступках, в своих чувствах. В его детский мир, светлый, наполненный любовью и радостью, часто врываются и огорчения. Николенька страдает, когда замечает в себе дурные черты: неискренность, тщеславие, бессердечность.
- Правдивость моих слов давайте подтвердим текстом «…Я не переставал плакать и был грустен,…заглушало во мне истинную печаль». Как стыдно было вспоминать Николеньке о своей злобе к доброй, любившей его Наталье Савишне! Он не мог себе простить и того, что вместе с братом Володей, мальчиками Ивиными смеялся над бедным Иленькой Грапом и обижал его, что, желая привлечь внимание Сонечки, он с насмешкой рассказывал о добром Карле Ивановиче, о том, какой он бывает смешной без красной шапочки и как он упал с лошади прямо в лужу.
Николеньку мучит оплошность, которую он допустил на охоте – спугнул и упустил зайца. «Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло», - подумал Николенька, услышав презрительное замечание охотника. Но детство есть детство. Быстро меняется настроение. Окончилась охота, только что Николенька был в отчаянии от своего промаха, а он сидит уже в тени молодых березок, играет в Робинзона.
Все доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки.
- Какое влияние на Николеньку оказывает Наталья Савишна? (Гл. ХIII « С тех пор как я помню…»; гл. XVIII «Я больше сочувствовал…»)
- С большой теплотой и мягким юмором Толстой изображает учителя Карла Ивановича. Вот он перед нами в красной вязаной шапочке с кисточкой и в пестром халате, с выражением доброты на лице. Рисуя подробно характер и внешние черты Карла Ивановича, Толстой создает незабываемый художественный образ учителя детей помещиков того времени.
- Каким вам он представляется (звучит музыка Фильда)
- Представить Карла Ивановича вам помогла и музыка. Поделитесь своими впечатлениями
(Чаще всего среди этих учителей попадались добрые, любящие детей люди, и дети привязывались к ним. Таким был и Карл Иванович…)
7. Звучит музыка. Бетховен. «Патетическая соната»
Учитель литературы на фоне музыки.
- Закройте глаза и прислушайтесь… И вы услышите мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом», - запишет в дневнике 80-летним стариком, за два года до смерти.
Все, знавшие Марию Николаевну, отмечают, что всю жизнь Льва Николаевича побуждало что-то тянуться к ней душой. А этим что-то и были её нравственные достоинства.
Чтение заранее подготовленными учащимися отрывков, посвящённых маме. (гл.II. «Так много возникает воспоминаний…ускользает от меня»; гл. XV «Все уже разошлись… слёзы любви и восторга»; гл.XI «Маман играла второй концерт Фильда…чего никогда не было» (Дети читают под живой звук музыки).
- Её горячая любовь к детям, к мужу, её нежность к ним, доброе, ласковое отношение к окружаюшим ,к слугам создают глубоко трогательный идеальный образ женщины и матери.
- Подрастая, Николенька начинает всё больше понимать, что в жизни нет безоблачного счастья, нет настоящей справедливости.
- Когда Николенька впервые начинает задумываться над этим?
- Дожив до глубокой старости, Толстой не переставал любить свое первое произведение. В 1908 г. он говорил: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства». И действительно, трудно назвать другое произведение русской и мировой литературы, в котором была так опоэтизирована, так овеяна радостными и вместе с тем грустными воспоминаниями самая ранняя пора жизни человека – его детство.
- Возвращаемся вновь к эпиграфу. Так в чём же счастье детства по Толстому? (Счастье детства по Толстому – свежесть, беззаботность, сила веры, невинная веселость и беспредельная потребность любви).
8. Прослушивание грамзаписи голоса Толстого.
- Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище. Жизнь и творчество Толстого – это целый мир, мир сложный, но какой прекрасный. Это целых по...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.17 | Просмотров: 2343

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340