Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок (литература+музыка) Самая счастливая пора. Тема детства в искусстве второй половины XIX века
Автор(ы): Комаревцева Ольга Никифоровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: - анализ отдельных глав повести Л.Н.Толстого «Детство»;
- знакомство с полотнами живописи, с музыкальными произведениями, рассказывающими о детстве;
- воспитание нравственности, чувства любви к прекрасному;
- работа над развитием речи учащихся.
Оборудование: 1. Портреты Л.Н.Толстого: а) Портрет Л.Н.Толстого. И.Е.Репина (1887 г.); б) Портрет Л.Н.Толстого. И.Крамской (1883 г.); в) Портрет Л.Н.Толстого. Н.Ге (1884 г.); 2. Репродукции картин 1) В.А.Серов: «Девочка с персиками» (1887 г.); «Дети» (1899 г.); «Мика Морозов». 2) А.Г.Венецианов «Захарка» (1825 г.). 3) К.Брюллов «Всадница» (1832 г.). 3. Грамзапись: голос Л.Н,Толстого (обращение к деревенским ребятишкам). 4. Вернисаж детских рисунков. 5. Словарь: лелеять, самопожертвование, привязанность, бескорыстность, тщеславие, нравственность, сочувствие, вернисаж. Ход урока Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Л.Н.Толстой На уроке звучит музыка. Аккомпаниатор - учитель музыки. 1. Звучит музыка Фильда. На фоне музыки учитель литературы читает отрывок из главы «Детство» (повесть Л.Н.Толстого «Детство») 2. Учитель литературы. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь. Детство – это настоящая, яркая, самобытная, неповторимая пора жизни. О времени детства можно хранить лишь светлые воспоминания и сожалеть о той свежести и беззаботности, которых лишён человек в последующие дни своей жизни. Детство – это счастливая пора человечества. 3. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке пойдет речь об этой удивительно счастливой поре в жизни человека. Мы обратимся к художественному произведению, к музыке, живописным полотнам, рассказывающим о детстве. 4. Работа с эпиграфом, запись темы в тетради. - В мировой литературе страницы о детстве, написанные прозой, - это та же поэзия. Слова Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..» мы взяли эпиграфом нашего урока. Эти слова не только обогащают наше представление о том, каким должно быть детство, но и выражают грусть взрослых людей о невозможности вернуть, повторить эту прелестную пору в жизни человека. - Откройте тетради, запишите число, тему урока «Самая счастливая пора», эпиграф. - Давайте себя проверим, знаете ли вы значения этих слов: лелеять привязанность сочувствие тщеславие самопожертвование нравственность вернисаж 5. Учитель литературы. Попытаемся мысленно вернуться в 1852 год. 24-летний Л.Н.Толстой закончил повесть «Детство». Он в то время служил в армии на Кавказе. Повесть была напечатана в самом передовом журнале того времени – в «Современнике». Из скромности Толстой подписал повесть только двумя буквами «Л.Н.».Редактор журнала (Н.А.Некрасов) отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания. Повесть получила высокую оценку и у других писателей и литературных критиков того времени. С большой теплотой о «Детстве» отзывался Тургенев, Герцен, Гончаров, Чернышевский. Её полюбили читатели, и Толстой сразу занял место в ряду лучших русских писателей. 6. Работа над повестью «Детство». - Вы уже прочитали повесть «Детство» Толстого. Вам известно, что в повести много автобиографичного. Но повесть не является автобиографией писателя. Это художественное произведение, в котором обобщено удивительное и услышанное писателем, - в ней изображается жизнь ребёнка старой дворянской семьи первой половины XIX века. Главный герой повести Николенька Иртеньев. Вместе с ним вы радовались и огорчались, разделяли с ним мысли, чувства, переживания, и у вас , безусловно, сложилось определенное мнение. - Что вы можете о нем сказать? - Какими чертами характера наделил его автор? (Гл. XXVII) - Да, верно подметили. Он старается всё время разобраться в своих поступках, в своих чувствах. В его детский мир, светлый, наполненный любовью и радостью, часто врываются и огорчения. Николенька страдает, когда замечает в себе дурные черты: неискренность, тщеславие, бессердечность. - Правдивость моих слов давайте подтвердим текстом «…Я не переставал плакать и был грустен,…заглушало во мне истинную печаль». Как стыдно было вспоминать Николеньке о своей злобе к доброй, любившей его Наталье Савишне! Он не мог себе простить и того, что вместе с братом Володей, мальчиками Ивиными смеялся над бедным Иленькой Грапом и обижал его, что, желая привлечь внимание Сонечки, он с насмешкой рассказывал о добром Карле Ивановиче, о том, какой он бывает смешной без красной шапочки и как он упал с лошади прямо в лужу. Николеньку мучит оплошность, которую он допустил на охоте – спугнул и упустил зайца. «Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло», - подумал Николенька, услышав презрительное замечание охотника. Но детство есть детство. Быстро меняется настроение. Окончилась охота, только что Николенька был в отчаянии от своего промаха, а он сидит уже в тени молодых березок, играет в Робинзона. Все доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки. - Какое влияние на Николеньку оказывает Наталья Савишна? (Гл. ХIII « С тех пор как я помню…»; гл. XVIII «Я больше сочувствовал…») - С большой теплотой и мягким юмором Толстой изображает учителя Карла Ивановича. Вот он перед нами в красной вязаной шапочке с кисточкой и в пестром халате, с выражением доброты на лице. Рисуя подробно характер и внешние черты Карла Ивановича, Толстой создает незабываемый художественный образ учителя детей помещиков того времени. - Каким вам он представляется (звучит музыка Фильда) - Представить Карла Ивановича вам помогла и музыка. Поделитесь своими впечатлениями (Чаще всего среди этих учителей попадались добрые, любящие детей люди, и дети привязывались к ним. Таким был и Карл Иванович…) 7. Звучит музыка. Бетховен. «Патетическая соната» Учитель литературы на фоне музыки. - Закройте глаза и прислушайтесь… И вы услышите мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом», - запишет в дневнике 80-летним стариком, за два года до смерти. Все, знавшие Марию Николаевну, отмечают, что всю жизнь Льва Николаевича побуждало что-то тянуться к ней душой. А этим что-то и были её нравственные достоинства. Чтение заранее подготовленными учащимися отрывков, посвящённых маме. (гл.II. «Так много возникает воспоминаний…ускользает от меня»; гл. XV «Все уже разошлись… слёзы любви и восторга»; гл.XI «Маман играла второй концерт Фильда…чего никогда не было» (Дети читают под живой звук музыки). - Её горячая любовь к детям, к мужу, её нежность к ним, доброе, ласковое отношение к окружаюшим ,к слугам создают глубоко трогательный идеальный образ женщины и матери. - Подрастая, Николенька начинает всё больше понимать, что в жизни нет безоблачного счастья, нет настоящей справедливости. - Когда Николенька впервые начинает задумываться над этим? - Дожив до глубокой старости, Толстой не переставал любить свое первое произведение. В 1908 г. он говорил: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства». И действительно, трудно назвать другое произведение русской и мировой литературы, в котором была так опоэтизирована, так овеяна радостными и вместе с тем грустными воспоминаниями самая ранняя пора жизни человека – его детство. - Возвращаемся вновь к эпиграфу. Так в чём же счастье детства по Толстому? (Счастье детства по Толстому – свежесть, беззаботность, сила веры, невинная веселость и беспредельная потребность любви). 8. Прослушивание грамзаписи голоса Толстого. - Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище. Жизнь и творчество Толстого – это целый мир, мир сложный, но какой прекрасный. Это целых по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.17 | Просмотров: 2343
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|