Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого После бала. Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа
Автор(ы): Акамова Марина Львовна, учитель; Дука Татьяна Ивановна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
- Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;
- Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Оформление, оборудование, инвентарь: Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи. Ход урока Актуализация первичного опыта учащихся. Звучит полонез. На фоне музыки учитель литературы: - Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки. - Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала». - Что такое рассказ? - Понравился вам этот рассказ? О чём он? - Какова тема рассказа? А идея? - Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать? - Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами? Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства. Изучение нового материала. Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Задания (выполняются на доске): - Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (два человека). - Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (два человека). Целеполагание: - Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа? - Как мы сформулируем тему урока? Запись темы на доске. - Значит, над чем мы сегодня будем работать? Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация. Учитель литературы: - Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? (Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.) - Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века? Звучит вальс. На фоне мелодии учитель музыки: - В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной. В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза? Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие. - Второй бальный танец – вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс… Ответы детей: напевный, плавный, лиричный. - Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным. Звучание вальса. Учитель литературы: - Обратимся к тексту рассказа. Читается описание бала. - Какой танец описан автором более подробно? - Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала. Учитель музыки: - Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком,
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3387
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|