Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого После бала. Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого После бала. Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа


Автор(ы): Акамова Марина Львовна, учитель; Дука Татьяна Ивановна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
  2. Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;
  3. Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.
Ход урока
Актуализация первичного опыта учащихся.

Звучит полонез.
На фоне музыки учитель литературы:
- Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.
- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
- Что такое рассказ?
- Понравился вам этот рассказ? О чём он?
- Какова тема рассказа? А идея?
- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?
- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами?
Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства.
Изучение нового материала.
Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.
Задания
(выполняются на доске):
- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (два человека).
- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (два человека).
Целеполагание:
-
Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?
- Как мы сформулируем тему урока?
Запись темы на доске.
- Значит, над чем мы сегодня будем работать?
Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация.
Учитель литературы:

-
Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс.
На фоне мелодии учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной.
В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.
Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.
Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
-
Второй бальный танец – вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс…
Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.
- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.
Звучание вальса.
Учитель литературы:

- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.
Учитель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3387

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340