Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лабораторная работа. Измерение плотности твердого тела - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Лабораторная работа. Измерение плотности твердого тела


Автор(ы): Худорожкова Галина Евгеньевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  1. актуализировать знания учащихся о плотности как характеристике вещества;
  2. сформировать умения определять плотность вещества по результатам измерений массы и объема тела, а также умение пользоваться табличными данными; проверить усвоение знаний определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления, инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результаты измерений в таблицу, переводить единицы измерения плотности, продолжить формирование навыков пользования ПК и Интернетом;
  3. продолжить формирование интереса к предмету, представлений школьников о целостной картины мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК для каждого учащегося, Инновационный Учебный Методический Комплекс «Физика 7 класс».
Ход урока
I. Актуализация знания о плотности вещества.
На экран проецируются слайды презентации PowerPoint (приложение). Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Сравним массы двух железных тел, имеющих разные объемы.
Слайд № 1.
Учащийся: Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра. Следовательно, масса зависит от его объема.
Слайд № 2.
Учитель: Сравним массы двух цилиндров, имеющих равные объемы, но изготовленные из разных материалов, например, один из железа, другой из алюминия.
Слайд № 3.
Учащийся: Так как цилиндры состоят из разных веществ, масса железного цилиндра больше массы алюминиевого. Следовательно, масса тела зависит еще от вещества, из которого оно состоит.
Слайд № 4.
Учитель: Какие объемы имеют тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ?
Учащийся: Тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.
Слайд № 5.
Учитель: Чем это можно объяснить?
Учащийся: Тем, что разные вещества имеют разную плотность.
Учитель: Что показывает плотность?
Учащийся: (например, в 1 см3 или 1 м3).
Слайд № 6.
Учитель: Если известны масса тела и его объем, как можно определить плотность?
Учащийся: Плотность-это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.
Слайд № 7.
Учитель: Что является единицей измерения плотности вещества в СИ?
Учащийся: Килограмм на метр кубический – кг/м3.
Учитель: Какая еще единица измерения часто используется на практике?
Учащийся: Грамм на сантиметр кубический – г/см3.
Учитель: Как можно перевести г/см3 в кг/м3?
Учащийся: Для этого необходимо 1 г умножить на столько, сколько в грамме килограммов, т.е. на 0,001кг и разделить на столько, сколько в сантиметре кубическом метров кубических, т.е. на 0,000001м3. Получаем, чтобы перевести г/см3 в кг/м3, надо данное число умножить на 1000. Учащийся выходит и выполняет вычисления на интерактивной доске(при этом самостоятельно переходит от режима «мышка» к режиму «перо»), на слайде № 8.
Слайд № 8
Затем проверяет свои вычисления со следующим слайдом № 9 (осуществляет обратный переход).
Слайд № 9.
Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях?
Учащийся: Различна.
Слайд № 10.
II. Выполнение лабораторной работы.
Учитель напоминает и показывает на интерактивной доске, как перейти к соответствующему уроку электронного пособия. Выйти на сайт «Региональная коллекция Ярославской области» (collection.edu.yar.ru/).
Приложение 1
Физика 7 класс/Для ученика/Физика. 7-9классы/Физика. 7-9 классы. Часть 1. 7класс
Приложение 2
Находим под номером 44. Определение плотности твердого тела с помощью весов и мерного цилиндра.
Приложение 3
Открывается первый слайд работы.
Приложение 4
Учащиеся знакомятся с целью работы, оборудованием, ходом работы. Открывают следующий слайд.
Приложение 5
Учитель: Прежде, чем приступить к выполнению работы, вспомним правила взвешивания. Определим пределы измерения мензурки, цену деления шкалы мензурки, определение инструментальной погрешности.
Учащиеся. Рассказывают правила взвешивания. В своих тетрадях для лабораторных работ заполняют таблицу, которую они вместе с учителем подготовили на предыдущем уроке.
Масса тела,
г
Предел
измерения, см3
Цена
деления,
см3
Инструментальная
погрешность,
см3
Объем
тела,
см3
Плотность
вещества
Название
вещества
нижний
верхний
г/см3
кг/м3

10
50
1
0,5




Учащиеся. Один из учащихся работает на интерактивной доске, выполняя все необходимые действия по ходу работы (это делается для того, чтобы напомнить некоторым ребятам, как работать с этим электронным пособием).Все остальные работают самостоятельно. Результаты измерений заносят в таблицу.
Приложение 6
В электро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3096

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340