Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Лабораторная работа. Измерение плотности твердого тела
Автор(ы): Худорожкова Галина Евгеньевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока: - актуализировать знания учащихся о плотности как характеристике вещества;
- сформировать умения определять плотность вещества по результатам измерений массы и объема тела, а также умение пользоваться табличными данными; проверить усвоение знаний определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления, инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результаты измерений в таблицу, переводить единицы измерения плотности, продолжить формирование навыков пользования ПК и Интернетом;
- продолжить формирование интереса к предмету, представлений школьников о целостной картины мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК для каждого учащегося, Инновационный Учебный Методический Комплекс «Физика 7 класс». Ход урока I. Актуализация знания о плотности вещества. На экран проецируются слайды презентации PowerPoint (приложение). Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель: Сравним массы двух железных тел, имеющих разные объемы. Слайд № 1. Учащийся: Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра. Следовательно, масса зависит от его объема. Слайд № 2. Учитель: Сравним массы двух цилиндров, имеющих равные объемы, но изготовленные из разных материалов, например, один из железа, другой из алюминия. Слайд № 3. Учащийся: Так как цилиндры состоят из разных веществ, масса железного цилиндра больше массы алюминиевого. Следовательно, масса тела зависит еще от вещества, из которого оно состоит. Слайд № 4. Учитель: Какие объемы имеют тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ? Учащийся: Тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы. Слайд № 5. Учитель: Чем это можно объяснить? Учащийся: Тем, что разные вещества имеют разную плотность. Учитель: Что показывает плотность? Учащийся: (например, в 1 см3 или 1 м3). Слайд № 6. Учитель: Если известны масса тела и его объем, как можно определить плотность? Учащийся: Плотность-это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. Слайд № 7. Учитель: Что является единицей измерения плотности вещества в СИ? Учащийся: Килограмм на метр кубический – кг/м3. Учитель: Какая еще единица измерения часто используется на практике? Учащийся: Грамм на сантиметр кубический – г/см3. Учитель: Как можно перевести г/см3 в кг/м3? Учащийся: Для этого необходимо 1 г умножить на столько, сколько в грамме килограммов, т.е. на 0,001кг и разделить на столько, сколько в сантиметре кубическом метров кубических, т.е. на 0,000001м3. Получаем, чтобы перевести г/см3 в кг/м3, надо данное число умножить на 1000. Учащийся выходит и выполняет вычисления на интерактивной доске(при этом самостоятельно переходит от режима «мышка» к режиму «перо»), на слайде № 8. Слайд № 8 Затем проверяет свои вычисления со следующим слайдом № 9 (осуществляет обратный переход). Слайд № 9. Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях? Учащийся: Различна. Слайд № 10. II. Выполнение лабораторной работы. Учитель напоминает и показывает на интерактивной доске, как перейти к соответствующему уроку электронного пособия. Выйти на сайт «Региональная коллекция Ярославской области» (collection.edu.yar.ru/). Приложение 1 Физика 7 класс/Для ученика/Физика. 7-9классы/Физика. 7-9 классы. Часть 1. 7класс Приложение 2 Находим под номером 44. Определение плотности твердого тела с помощью весов и мерного цилиндра. Приложение 3 Открывается первый слайд работы. Приложение 4 Учащиеся знакомятся с целью работы, оборудованием, ходом работы. Открывают следующий слайд. Приложение 5 Учитель: Прежде, чем приступить к выполнению работы, вспомним правила взвешивания. Определим пределы измерения мензурки, цену деления шкалы мензурки, определение инструментальной погрешности. Учащиеся. Рассказывают правила взвешивания. В своих тетрадях для лабораторных работ заполняют таблицу, которую они вместе с учителем подготовили на предыдущем уроке. Масса тела, г
| Предел измерения, см3
| Цена деления, см3
| Инструментальная погрешность, см3
| Объем тела, см3
| Плотность вещества
| Название вещества
| нижний
| верхний
| г/см3
| кг/м3
|
| 10
| 50
| 1
| 0,5
|
|
|
|
| Учащиеся. Один из учащихся работает на интерактивной доске, выполняя все необходимые действия по ходу работы (это делается для того, чтобы напомнить некоторым ребятам, как работать с этим электронным пособием).Все остальные работают самостоятельно. Результаты измерений заносят в таблицу. Приложение 6 В электро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3096
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|