Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие элементарных географических представлений у дошкольников - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие элементарных географических представлений у дошкольников


Автор(ы): Тисненко Светлана Семёновна, заведующая


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. В процессе жизни человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как характерные для дошкольника черты поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественные состояния ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
В настоящее время, одним из наименее изученных и разработанных направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных географических представлений детей.
Начиная работу по данной проблеме, в начале учебного года мы провели диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности: специально организованные занятия, чтение, рассматривание, беседы, просмотр телепередач и диафильмов, наблюдения и экскурсии, все виды игр, кружковую работу, театрализованную деятельность.
В целях создания эффективной системы образовательно-воспитательной деятельности по обозначенной теме в учреждении была создана творческая микрогруппа, разработавшая перспективное и тематическое планирование, которое и представляется в данной работе.
Перспективное планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников

Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительнаягруппа
Раздел «Земной шар»
1.
Познакомить детей с моделью Земли – глобусом (показываютморя, реки).
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают и сравнивают изображение суши и водного пространства).
Познакомить детей с картой ПМР (показывают г. Тирасполь, р. Днестр)
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают северный и южный полюс, океаны, моря).
Познакомить скартой мира.
Продолжать знакомить с картой ПМР (показывают столицу ПМР– г.Тирасполь, населённые пункты: города, сёла).
Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают и сравнивают континенты, океаны, моря).
Продолжать знакомить с картой мира, знакомить скартами стран СНГ (Украины, России, Молдовы). Продолжать знакомить с картойПМР (картами растительного и животногомира, полезных ископаемых).
Раздел «Природные явления»
2.
Знакомить сприродными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака.
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса.
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман,заморозок.
Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, град,ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса,туман, заморозок.
Раздел «Природно-климатические зоны»
3.
Познакомить детей с природной зоной – лес.
Познакомить детей с природными зонами – лес, степь, горы.
Знакомить с природными зонами:
  • севера – тундра,
  • юга – джунгли.
Знакомить с природными зонами:
  • севера (тундра, тайга);
  • средней полосы (лес, лесостепь, степь, горы);
  • юга (пустыни, тропики, субтропики, джунгли).
Раздел «Стихийные бедствия»
4.
Дать детям понятие о пожаре, как стихийном бедствии.
Дать детям понятие о пожаре, засухе и извержении вулкана,как стихийном бедствии
Познакомить детей с стихийнымибедствиями: наводнение, землетрясение
Продолжать знакомить детей со стихийными бедствиями:наводнение, землетрясение, лесные пожары, оползни, смерчи, ураган.
Раздел «Виды ландшафта»
5.
Знакомить с различными видами ландшафта: равнины.
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы,равнины.
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг.
Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг, плато.
Раздел «Природные богатства недр земли»
6.
Развивать представление детей о природных богатствах недрЗемли: глина, песок.
Продолжать развивать представление детей о природныхбогатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк.
Продолжать развивать представление детей о природныхбогатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь,нефть, газ.
Продолжать развивать представление детейо природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменныйуголь, нефть, газ, золото, железная руда, поваренная соль, минеральная вода.
Раздел «Страны и населяющие их народы»
7.
Рассказывать детям о людях разных национальностей,населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване.
Дать детям представления о людях разных национальностей, населяющихПриднестровье: русские, украинцы, молдаване.
Познакомить детей с народами близлежащих стран: России,Украины, Молдовы.
Продолжать знакомить детей с людьми разныхнациональностей, населяющихПриднестровье: русские, украинцы, молдаване и др.
Дать понятие о расах (белая,желтая, черная).
Закреплять знания детей о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье.Познакомить детей с разными странами, в т.ч. странами СНГ.
Закреплять понятиео расах (белая, желтая, черная).
Познакомить с национальностями народов населяющих страны мира.
Раздел «Поселения людей»
6.
Познакомить детей с городом, как одним из видов поселениялюдей.
Дать детям представления о городе и селе, как видах поселения людей.
Продолжать знакомить детей с вилами поселения людей:городом, селом, деревней, посёлком.
Закреплять знания детей о видах поселения людей: город, село, деревня, посёлок, хутор.
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. II младшая группа

Раздел
Содержаниеобразовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Рассматривание глобуса.
Дидактическое упражнение«Назови и покажи» (вода – суша).
Рисование по шаблону «Глобус».
Лепка «Глобус».
Аппликация «Глобус».
2.
«Природные явления».
Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака.
Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».
3.
«Природно-климатические зоны».
Прогулки и экскурсии в лес.
Рассматривание иллюстраций,картин.
Рисование «Лес».
4.
«Стихийные бедствия».
Дидактическая игра «Берегисьпожара».
5.
«Виды ландшафта».
Равнины.
6.
«Природные богатства недрземли».
Создание коллекций природныхископаемых.
Опыты с песком и глиной.
7.
«Страны и населяющие ихнароды».
Знакомство с национальнымикостюмами:
  • украинским;
  • молдавским.
8.
«Поселения людей».
Рассматривание фотографий ииллюстраций г. Тирасполь.
Беседа «Мой город».
Экскурсии по улицам города.
Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Средняя группа.

Раздел
Содержаниеобразовательной деятельности
1.
«Земной шар».
Дид. игра «Найди на глобусе то,что назову».
Дид. игра «Составь из частей».
Аппликация «Глобус».
Рассматривание иллюстраций(энциклопедия «Мир вокруг нас»).
Дид. упражнение «Найди город накарте».
Дид. упражнение «Обведи поконтуру границу ПМР».
2.
«Природные явления».
Дид. игра «Почему так бывает».
Дид. игра «Загадки и отгадки».
Элементарные опыты:
  • «Цветные льдинки»
  • «Ледяные узоры»
  • «Снежные фигуры»
  • «Освобождение из плена»
3.
«Природно-климатические зоны».
ЗПЦ «Путешествие Незнайки»(лес, степи, горы).
Лото «Кто пришел».
4.
«Стихийные бедствия».
Создание макета действующеговулкана.
Дид. игра «Наводнение –засуха».
5.
«Виды ландшафта».
Прогулки и экскурсии в лес, креке.
Рассматривание иллюстраций,картин.
Дид. игра «Где спряталасьматрешка».
Создание коллажа «На морскомдне».
С/рира «Моряки».
6.
«Природные богатства недрземли».
Создание коллекций природныхископаемых.
Опыты с песком:
  • песчаный конус
  • свойства рассеянного песка
  • свойства мокрого песка
  • своды и тоннели
  • песочные часы.
Создание коллекции«Удивительные камни».
Экскурсия в краеведческиймузей.
7.
«Страны и населяющие ихнароды».
Дид. игра «Одень куклу внациональный костюм».
Дид. игра «Найди флаг».
Беседа «Наша республика и еесоседи».
Дид...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3150

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340