Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Развитие элементарных географических представлений у дошкольников
Автор(ы): Тисненко Светлана Семёновна, заведующая
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. В процессе жизни человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как характерные для дошкольника черты поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественные состояния ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. В настоящее время, одним из наименее изученных и разработанных направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных географических представлений детей. Начиная работу по данной проблеме, в начале учебного года мы провели диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности: специально организованные занятия, чтение, рассматривание, беседы, просмотр телепередач и диафильмов, наблюдения и экскурсии, все виды игр, кружковую работу, театрализованную деятельность. В целях создания эффективной системы образовательно-воспитательной деятельности по обозначенной теме в учреждении была создана творческая микрогруппа, разработавшая перспективное и тематическое планирование, которое и представляется в данной работе. Перспективное планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников №
| Младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовительнаягруппа
| Раздел «Земной шар»
| 1.
| Познакомить детей с моделью Земли – глобусом (показываютморя, реки).
| Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают и сравнивают изображение суши и водного пространства). Познакомить детей с картой ПМР (показывают г. Тирасполь, р. Днестр)
| Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают северный и южный полюс, океаны, моря). Познакомить скартой мира. Продолжать знакомить с картой ПМР (показывают столицу ПМР– г.Тирасполь, населённые пункты: города, сёла).
| Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом(показывают и сравнивают континенты, океаны, моря). Продолжать знакомить с картой мира, знакомить скартами стран СНГ (Украины, России, Молдовы). Продолжать знакомить с картойПМР (картами растительного и животногомира, полезных ископаемых).
| Раздел «Природные явления»
| 2.
| Знакомить сприродными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака.
| Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса.
| Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман,заморозок.
| Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, град,ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса,туман, заморозок.
| Раздел «Природно-климатические зоны»
| 3.
| Познакомить детей с природной зоной – лес.
| Познакомить детей с природными зонами – лес, степь, горы.
| Знакомить с природными зонами: - севера – тундра,
- юга – джунгли.
| Знакомить с природными зонами: - севера (тундра, тайга);
- средней полосы (лес, лесостепь, степь, горы);
- юга (пустыни, тропики, субтропики, джунгли).
| Раздел «Стихийные бедствия»
| 4.
| Дать детям понятие о пожаре, как стихийном бедствии.
| Дать детям понятие о пожаре, засухе и извержении вулкана,как стихийном бедствии
| Познакомить детей с стихийнымибедствиями: наводнение, землетрясение
| Продолжать знакомить детей со стихийными бедствиями:наводнение, землетрясение, лесные пожары, оползни, смерчи, ураган.
| Раздел «Виды ландшафта»
| 5.
| Знакомить с различными видами ландшафта: равнины.
| Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы,равнины.
| Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг.
| Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг, плато.
| Раздел «Природные богатства недр земли»
| 6.
| Развивать представление детей о природных богатствах недрЗемли: глина, песок.
| Продолжать развивать представление детей о природныхбогатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк.
| Продолжать развивать представление детей о природныхбогатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь,нефть, газ.
| Продолжать развивать представление детейо природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменныйуголь, нефть, газ, золото, железная руда, поваренная соль, минеральная вода.
| Раздел «Страны и населяющие их народы»
| 7.
| Рассказывать детям о людях разных национальностей,населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване.
| Дать детям представления о людях разных национальностей, населяющихПриднестровье: русские, украинцы, молдаване. Познакомить детей с народами близлежащих стран: России,Украины, Молдовы.
| Продолжать знакомить детей с людьми разныхнациональностей, населяющихПриднестровье: русские, украинцы, молдаване и др. Дать понятие о расах (белая,желтая, черная).
| Закреплять знания детей о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье.Познакомить детей с разными странами, в т.ч. странами СНГ. Закреплять понятиео расах (белая, желтая, черная). Познакомить с национальностями народов населяющих страны мира.
| Раздел «Поселения людей»
| 6.
| Познакомить детей с городом, как одним из видов поселениялюдей.
| Дать детям представления о городе и селе, как видах поселения людей.
| Продолжать знакомить детей с вилами поселения людей:городом, селом, деревней, посёлком.
| Закреплять знания детей о видах поселения людей: город, село, деревня, посёлок, хутор.
| Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. II младшая группа №
| Раздел
| Содержаниеобразовательной деятельности
| 1.
| «Земной шар».
| Рассматривание глобуса. Дидактическое упражнение«Назови и покажи» (вода – суша). Рисование по шаблону «Глобус». Лепка «Глобус». Аппликация «Глобус».
| 2.
| «Природные явления».
| Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер,лёд, облака. Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».
| 3.
| «Природно-климатические зоны».
| Прогулки и экскурсии в лес. Рассматривание иллюстраций,картин. Рисование «Лес».
| 4.
| «Стихийные бедствия».
| Дидактическая игра «Берегисьпожара».
| 5.
| «Виды ландшафта».
| Равнины.
| 6.
| «Природные богатства недрземли».
| Создание коллекций природныхископаемых. Опыты с песком и глиной.
| 7.
| «Страны и населяющие ихнароды».
| Знакомство с национальнымикостюмами: | 8.
| «Поселения людей».
| Рассматривание фотографий ииллюстраций г. Тирасполь. Беседа «Мой город». Экскурсии по улицам города.
| Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Средняя группа. №
| Раздел
| Содержаниеобразовательной деятельности
| 1.
| «Земной шар».
| Дид. игра «Найди на глобусе то,что назову». Дид. игра «Составь из частей». Аппликация «Глобус». Рассматривание иллюстраций(энциклопедия «Мир вокруг нас»). Дид. упражнение «Найди город накарте». Дид. упражнение «Обведи поконтуру границу ПМР».
| 2.
| «Природные явления».
| Дид. игра «Почему так бывает». Дид. игра «Загадки и отгадки». Элементарные опыты: - «Цветные льдинки»
- «Ледяные узоры»
- «Снежные фигуры»
- «Освобождение из плена»
| 3.
| «Природно-климатические зоны».
| ЗПЦ «Путешествие Незнайки»(лес, степи, горы). Лото «Кто пришел».
| 4.
| «Стихийные бедствия».
| Создание макета действующеговулкана. Дид. игра «Наводнение –засуха».
| 5.
| «Виды ландшафта».
| Прогулки и экскурсии в лес, креке. Рассматривание иллюстраций,картин. Дид. игра «Где спряталасьматрешка». Создание коллажа «На морскомдне». С/рира «Моряки».
| 6.
| «Природные богатства недрземли».
| Создание коллекций природныхископаемых. Опыты с песком: - песчаный конус
- свойства рассеянного песка
- свойства мокрого песка
- своды и тоннели
- песочные часы.
Создание коллекции«Удивительные камни». Экскурсия в краеведческиймузей.
| 7.
| «Страны и населяющие ихнароды».
| Дид. игра «Одень куклу внациональный костюм». Дид. игра «Найди флаг». Беседа «Наша республика и еесоседи». Дид...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 3150
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|