Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семинар-практикум в ДОУ - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Семинар-практикум в ДОУ


Автор(ы): Ильина Татьяна Александровна, старший воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Занятие 1.
  1. Просмотр игры-занятия. Самоанализ, анализ.
  2. Особенности физического и психического развития детей раннего возраста.
  3. Приобретения раннего детства. Предметная деятельность в раннем возрасте.
  4. Привыкание к детскому саду, адаптация.
  5. Несколько способов облегчения процесса адаптации
  6. Обмен мнениями.
  7. Выводы.
Занятие 2.
1. Обучение на занятиях детей раннего возраста.
  • развитие движений
  • расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
  • занятия с дидактическим материалом
  • занятия со строительным материалом
2. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.
  • музыкальные занятия
  • музыкальные игры, развлечения и праздники.
Занятие 3
  1. Организация контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста.
  2. Анализ карт нервно-психического развития.
  3. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста.
  4. Планирование работы с детьми раннего возраста.
  5. Документация в группах раннего возраста.
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в 5-7 месяцев ребенок различает основные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 1 и даже 1 тона. С 11-12 месяцев малыш начинает самостоятельно ходить. Его активный словарь к концу первого года жизни состоит из 6-10слов, а к 3 возрастает до1 200-1500 слов. В три года дети одеваются с небольшой помощью взрослого, рисуют, лепят, возводят из строительного материала простейшие постройки. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отношений, они осваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности.
В развитии, а следовательно, и в организации процесса воспитания все взаимосвязанно.
Так, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их не совершенна. Нервные процессы, например, характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, недостаточно сформированы процессы внутреннего торможения. Поэтому дети легко утомляются, эмоциональное состояние их не устойчиво, что может стать причиной капризов и конфликтов между детьми.
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, деятельностью.
Наблюдая за развитием детей, мы постоянно встречаемся с фактами, когда одни умения, формируясь, стимулируют появление других, готовят для них основу. Так, возможность ползать, ходить и даже устойчиво сидеть расширяет “зону восприятия” и совершенствует его, поскольку ребенок может приблизится к заинтересовавшему его объекту и рассмотреть его с разных сторон, а также облегчает установление контактов со взрослыми и другими детьми. Если ребенок на третьем году освоил самообслуживание, легче организовать взаимопомощь детей и другие формы их доброжелательных взаимоотношений.
Важно не только правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно, но и контролировать насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребенок. При этом обязателен анализ, сопоставление умений малыша с требованиями программы, показателями физического и психического развития.
Проводят такой анализ на втором году один раз в три месяца, на третьем –один раз в полугодие. Контроль за тем, гармонично ли развивается ребенок, необходим и потому, что взаимосвязь между разными сторонами развития неоднозначна. Так, в 5-6 месяцев и особенно на втором и третьем году ярко проявляется феномен, названный физиологом Ухтомским “доминантой”. Суть его в том, что ведущая деятельность у ребенка протекает успешно, а новое умение формируется, когда возбуждение в данном очаге участке мозга достаточно велико, как бы сконцентрировано. Остальные участки мозга при этом находятся в зоне “сопряженного торможения”. (И. П. Павлов, описывая это явление, называл торможение “индукционным”.) Например, в определенный возрастной период ребенок должен и освоить новое движение, и подняться на новую ступень в развитии речи. Но, как показали исследования, в большинстве случаев эти умения одновременно не возникают. Чаще ползание и ходьба появляются раньше и на какое – то время задерживают новые речевые реакции. Так, во время ходьбы малыш много лепечет, но редко произносит слова. Ребенку раннего возраста трудно одновременно действовать с предметами или двигаться и говорить. Он, например, часто ошибается в назывании цвета, если его спрашивают об этом во время действий с шариками, кубиками, пирамидкой. Быстрый в целом темп развития не исключает индивидуальных различий в весо-ростовых показателях и психическом развитии. Так для мальчиков конца первого месяца жизни нормальным считается рост 51-57см,а вес 3500-4600г. Активный словарь двухлетних детей по данным разных авторов колеблется от 30 до 400 слов. в высказываниях части детей старше 2,5лет встречаются почти все виды придаточных предложений. А все дети осваивают это лишь на 4 году. С момента рождения детей обнаруживаются различные типологические особенности нервной системы. Одни дети легко возбудимы, у других преобладают процессы торможения, у третьих слабость нервных процессов сочетается с повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям. Помимо этого могут рано проявляться задатки в развитии движений или же чувствительность к определенному роду раздражителей (зрительных, слуховых), что связано с природными особенностями соответствующих анализаторов. Такого рода природные различия между детьми равно, как и те, которые сформировались в результате воспитания, требует индивидуального подхода в определении характера и объема тех задач, которые можно ставить перед ребенком. Некоторые умения на определенном этапе могут развиваться оптимальными темпами, а в более старшем возрасте этот темп замедляется. так, дети 2-5 лет обладают особым языковым чутьем. благодаря ему при соответствующих условиях в возрасте 2-3,5 лет интенсивно осваивается произношение звуков родного языка и грамматический строй речи. Поэтому важно своевременно создавать оптимальные условия для формирования тех или иных умений, т. е учитывать не только достигнутый уровень, но и ориентироваться на “зону ближайшего развития (Л. С. Выготский). В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но, содержание,методы и приемы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями малыша.
ПРИОБРЕТЕНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА.
На границе первого и второго года жизни многие дети обнаруживают вдруг непослушание, нежелание считаться с требованиями взрослых. “В ответ на запрещение (нельзя) проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросается на пол, дергает руками и ногами…(из дневника психолога Н. А. Менчинской)
Разумеется, “яркость” и продолжительность подобных проявлений зависит от многих обстоятельств. В одних семьях это время проходит более спокойно, в других вызывает напряженность в отношениях между взрослыми и малышом. Но в явной или скрытой форме “кризис первого года” существует. К концу первого года круг действий малыша весьма расширился. Многие предметы, которые прежде были доступны ему лишь на расстоянии, теперь, когда сделаны первые попытки самостоятельной ходьбы, можно взять руками. Среди этих предметов оказываются и такие, которые принадлежат миру взрослых. Понятно, что ребенок, получивший известные возможности действовать самостоятельно (и, кстати, побуждаемый взрослыми к самостоятельности), не делает различий между тем, что возникает конфликт, когда бурное стремление к желаемому предмету (например, к такой красивой, но хрупкой вазочке) пресекается взрослым в самой решительной форме. Кроме того, собственная активная речь малыша не развита, поэтому он не в состоянии, понятно для взрослого, выразить свои желания и потребности. А жесты и мимика уже не помогают, ведь действия малыша стали достаточно сложными, руководство этими действиями со стороны взрослого требует словесного взаимопонимания. Именно появление речи на границе младенчества и раннего детства значительно расширяет возможности общения ребенка со взрослыми. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вместе со взрослым. Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромны. Главнейшие из них те, что определяют развитие его психики, – это овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью. Рассмотрим эти приобретения, не упуская из виду, что на 2, 3 году заметное место в жизни малыша начинает занимать игра, что здесь берут свое начало рисование, лепка, аппликация.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. Хотя можно сказать, что действовать с предметами ребенок начинает, как только научится хватать предметы. Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни порой сложны, разнообразны; он может научится отдельным действиям, которые показывает ему взрослый может даже переносить действие с одного предмета на другой(научился катать шарик -начинает катать все круглое). Но приглядитесь: во всех манипуляциях младенца есть одна общая черта -дети используют лишь внешние свойства предметов. Ложкой ребенок действует также, как палочкой, совочком или карандашом. А ведь во всяком предмете главное то, как данный предмет людьми используется. Свойство это не внешнее, оно скрыто, сам по себе ребенок до него добраться не в состоянии. Малыш бесконечное число раз может открывать и закрывать дверцу шкафа, может долго стучать ложкой об пол, но от этого он, ни на шаг, не продвинется в понимании того, зачем нужны эти предметы, в чем их назначение. А вот именно открытие назначения предметов как раз и возвышает предметную деятельность над простым манипулироваем. Назначение предмета малыш усваивает совершенно иначе, нежели в простом подражании. На подражание способны и животные. Можно научить обезьяну пить из кружки, и она будет это делать. Но если ей хочется пить и она видит воду в ведре, она будет пить из ведра: не будет ведра -выпьет с пола. А кружку, когда нет жажды она может употребить для самых разнообразных манипуляций -она будет бросать ее, стучать ею…Ребенок же открывает для себя постоянную роль предмета, которая закреплена за этим предметом на протяжении многих человеческих поколений и которая, в общем, не изменяется в зависимости от потребностей минуты. Это, конечно, вовсе не означает, что, если ребенок усвоил, зачем нужен предмет, он всегда будет использовать его только так, а не иначе. Даже познав, что карандаш в отличие от простой палочки может оставлять следы на бумаге, а не для того, чтобы катать их или строить из них. Но важно, что при этом он все таки знает, в чем истинное назначение предмета Когда двухлетний шалун, например, делает вид, что надевает на голову свой ботиночек, он явно обнаруживает присутствие чувства юмора. Он смеется, как бы говоря всем: смотрите, как смешно, когда вещь употребляется не к месту!
Заметьте, когда малыш усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает, так сказать, как надо “вести себя в обществе”Раскапризничавшись, ребенок бросает ложку на пол. Но тут же на его лице можно увидеть испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушает правила обращения с вещью, обязательные для всех. В раннем детстве в корне меняется поведение ребенка в тех случаях, когда он встречается с новым для него предметом. Младенец, заполучив какую-нибудь новую вещь, начинал манипулировать с нею, пуская в ход все освоенные им движения. Теперь же ребенка начинает интересовать, для чего этот предме6т служит, как его можно употребить. Организуя занятия с детьми игры, знакомя их с разнообразным миром вещей, учитывайте, что для психологического развития малыша наиболее важно овладеть действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. Но и сами эти способы различаются между собой. Действие может быть простым (чтобы открыть дверцу шкафа, надо потянуть за ручку), а может быть и сложным, требующим учета и свойства предмета,,того как он связан с другими предметами (например, в случае, когда надо выкопать яму в песке совочком). Понятно, что те действия, которые предъявляют большие требования к психике, более полезны для ее развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящиеся и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление -это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом. Вы помните, что еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами – складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов -складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком либо порядке, – словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящиеся действия, то, как явствует из самого термина, ему надо принести два предмета ( или несколько предметов, или несколько частей одного предмета) в определенные пространственные взаимоотношения. Именно это проделывает ребенок, когда складывает пирамидки из колец, учится обращению с разнообразными сборно-разборными игрушками, закрывает коробки крышками. Чтобы правильно сложить пирамидку, нужно учесть соотношение колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Когда собираешь матрешку, нужно подобрать половинки одинаковой величины, собрать сначала одну маленькую, вложить ее в ту, которая побольше… Удалось действие или не удалось, видно по результату: получилась ли готовая пирамидка, матрешка. Самостоятельно такой результат ребенок получит не в состоянии, да он и не стремится к нему на первых порах: его вполне устраивает то, что он нанизал кольца на стержень-последовательность совершенно не важна! -и прикрыл их сверху колпачком. На помощь приходит взрослый. Он показывает малышу, как надо действовать обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Рано или поздно ребенок действием овладевает, но примечательно, что выполняться оно может разными способами и способы эти не равноценны. Все зависит от того, какова именно была помощь взрослого. Если малышу дали только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего, он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке; разбирая пирамидку сам, он запоминает, куда он кладет кольца, старается нанизать их точно так же. Возможен и другой вариант – взрослые обращают внимание ребенка на ошибки и на их исправление. В этом случае наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя ихНо есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях. Дети же, обученные первыми двумя способами, не могут,например, собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат десять-двенадцать. Вы учтете сказанное и постараетесь использовать самый эффективный способ, когда будете знакомит своего малыша с пирамидками, матрешками, другим сборно-разборным материалом. Что касается орудий, то ребенок знакомится, конечно, с самыми простыми из них (или специально для него приспособленными)-ложкой, чашкой, совочком, лопаткой, карандашом…
Но хоть и просты эти вещи, это, все таки, именно орудия. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Последите, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она “устроена” так, что, зачерпнув ею пищу мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь “невооруженная” рука несущая пищу, действует совсем иначе -по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, должно перестроится. Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжением руки. Он захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, косо несет ее ко рту(так он нес бы пищ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.20 | Просмотров: 2260

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340