Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (технология + литература) по теме Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Интегрированный урок (технология + литература) по теме Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве


Автор(ы): Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы; Рулинская Елена Аркадьевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: формирование элементов информационно-технологической, культуроведческой, коммуникативной и кооперативной компетенций школьников.
Задачи:
  • развивать представление детей о культурных и духовно-нравственных традициях русского народа посредством анализа глав повести И.С.Шмелёва Лето Господне, посвящённых изображению праздника Пасхи;
  • овладеть навыками росписи пасхальных яиц, изготовления пасхальных украшений и блюд;
  • реализовать краткосрочный проект книги Пасха красная;
  • развивать навыки подготовки сообщений на заданную тему и монологической речи.
Оборудование:
  • компьютер,
  • проектор,
  • книжная тематическая выставка,
  • пасхальная выставка прикладного творчества и кондитерских изделий,
  • деревянные заготовки яиц,
  • заготовки для яиц-крапанок,
  • лоскуты ткани,
  • тесьма,
  • стразы,
  • клей ПВА,
  • кисти,
  • ножницы,
  • заготовки для гирлянд,
  • пищевой краситель.
Ход урока
Презентация.
1. Вступительное слово. Актуализация знаний. Постановка цели урока (слайд №1).

Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православной русскою верой.
Словами И.Северянина мы начинаем урок, посвящённый традициям православного праздника Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве. Вы знаете, что 27 апреля все христиане отметили праздник Пасхи и что всю эту неделю пасхальные торжества продолжаются, а сама неделя называется Святой, Великой, Светлой.
Сегодня мы предлагаем вам окунуться в атмосферу пасхального праздника, обратиться к духовно-нравственным и культурным традициям нашей страны и провести урок-экскурсию. Результатом же совместной работы станет книга о Пасхе для школьной библиотеки.
2. Работа с текстом повести и дополнительными источниками.
Учитель:

- Дома вы читали главы из повести Ивана Сергеевича Шмелева Лето Господне. Попробуем их прокомментировать с исторической, литературной и библейской точки зрения. А начнём мы нашу экскурсию с представления автора и самой книги Лето Господне.
1 группа (слайд № 2):
Лето Господне - книга о семилетнем мальчике, его радостях и горестях, написанная далеко от Москвы, в которой он жил. Жестокие события революции 1917 года и Гражданской войны забросили автора, Шмелёва Ивана Сергеевича, в эмиграцию, за рубеж. С 1922 года по 1950 год, год своей кончины, писатель провёл во Франции и там создал лучшие свои произведения: Солнце мёртвых, Богомолье, Лето Господне.
Замысел повести Лето Господне возник в 20-е годы, когда, глядя на Россию издалека, писатель обращается к вечным ценностям и находит их в своём детстве. Книга состоит из трёх частей: Праздники, Праздники - Радости и Скорби. Если вчитаться в названия глав (Великий пост, Благовещенье, Пасха, Троицын день, Рождество, Крещенье, Масленица), можно увидеть, что повествование развивается в соответствии с православным календарём. Перед читателем постепенно от Великого поста к Пасхе, от Рождества к Святкам - от праздника к празднику - протекает жизнь одной из московских семей, а вместе с ней и жизнь всего русского народа. Отсюда и название - Лето Господне. Временами жизнь омрачается скорбями и несчастьями, но всё повествование освещено любовью и верой. Может быть, поэтому, по воспоминаниям современников, у людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежали томики Лета Господня. Когда-то сам Шмелёв вспоминал, что в его патриархальной, религиозной семье он не помнит ни одной книги, кроме Евангелия. А теперь его книга рядом с Евангелием, потому что является энциклопедией русской жизни, воссоздающей духовную атмосферу православной семьи в дореволюционной России, потому что утоляет голод духовный, вселяет веру в воскресение человека и России.
Учитель:
-
Мы отметили, что автор повести Лето Господне воссоздаёт духовную атмосферу российской семьи, эмоционально и вдохновенно описывая годовой круг православного календаря. Центральное место в этом календаре занимает, безусловно, Пасха. Расскажите, как к этому празднику готовились герои повести И.С.Шмелёва?
2 группа (слайды №3, №4):
Первая глава повести Лето Господне называется Великий пост и рассказывает об изменениях в жизни народа перед Пасхой. Люди прибирают свои жилища, снимают все дорогие вещи, а сами облачаются в затрапезные платья с заплатками. В домах становится неуютно и как-то мрачно, нет ни ковров, ни штор, на мебели серые чехлы, а лампы завязаны в коконы. В буфете оставляют самые расхожие тарелки с бурыми пятнышками-щербинками.
В пост многие блюда не употребляются, кто-то сушит чёрные сухарики с солью и весь пост будут с ними пить чай - за сахар. Вместе с тем выбор в еде остается большим: постный рынок представляется великим торгом, где можно купить клюкву и бруснику, сбитень и мёд, соленые огурцы и капусту, горох и лесную говядинку - грибы.
В пост люди ограничивают себя не только в еде, но и в речи. Сквернословить всегда нехорошо, а в пост это - великий грех. На улице раздается плачущий и зовущий благовест - по-мни, по-мни... это жалостный колокол, по грешной душе плачет и словно призывает помнить о страданиях Христа во имя спасения всего человечества. В храме в эти дни особенно пустынно, тихо. Некоторые свечи убирают, снимают с икон венки и ленты: к Пасхе все новое будет. Становится темно, лишь по углам теплятся редкие свечки. В домах зажигают постные голого стекла лампадки.
Итак, в Великий пост люди пытаются жить, как можно скромнее: ограничивают себя в еде, речи, одежде, ходят в церковь, читают молитвы. Народ делает все это, чтобы быть светлее и чище душой.
Учитель:
-
И вот пост на исходе. Какое настроение царит в течение всей Святой недели? Какими красками автор описывает Пасху, какими звуками наполняет картину праздника?
3 группа (слайд № 5):
Очень старательно готовились люди к празднику Пасхи: долбили лёд на мостовой, до камушка, чтобы ходить было легко, не скользко. Приносили из амбара паука, круглую щётку на пестике, обметать потолки. В булочных - белые колпачки на окнах с буквами Х. В. и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма. В ночь с субботы на воскресение в храмах праздничное богослужение с крестным ходом. Ощущение праздника во всём: в колокольном звоне (За окнами перезвон весёлый, ликует Пасха. Теперь уж по всей Москве, всех пускают звонить на колокольни, такой обычай - в Пасху поликовать), в звуках ликующей природы (В передней, рядом, заливается канарейка, а скворца даже из столовой слышно и соловья из залы. Всегда на Пасху птицы особенно ликуют, так устроено у Творца), в цветовом богатстве (В зале обои розовые - от солнца. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. На образах веночки из розочек. Главный цвет - красно-пунцовый) и даже в ароматах - повсюду царит священный запах горячего воска и можжевельника.
Героя ослепляет блеском утра-солнца, всё вокруг кажется ему святым: Я просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон: Будто ещё во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро-солнце, пасхальный звон! Ожидание праздника проникнуто ощущением святости всего происходящего: на дворе весёлая работа, сколачивают щиты и звёзды, поправляют пасочницы. На всё это с радостью и замиранием сердца смотрит главный герой.
Учитель:
-
Из всего сказанного видно, что праздник Пасхи имеет большое значение в жизни русского народа, так как связан с искуплением грехов, воскресением и даром вечной жизни. История этого праздника уходит своими корнями глубоко в древность. Какова же она? Послушаем библейский комментарий.
4 группа (слайд № 6 ):

Новозаветная Пасха получила название Праздник праздников, Царь дней или Велик день. Иудейские племена отмечали её весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с исходом евреев из Египта.
Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа, называя Светлое Христово Воскресение.
В Библии рассказывается о том, что приближался праздник Пасхи, и паломники со всего света направились в Иерусалим. Собрался в Иерусалим и Иисус. В город он въехал на осле, как было сказано в псалмах Давида.
Затем Иисус с учениками направились к главному храму, во дворе которого шла бойкая торговля. Возмущённый Учитель разогнал торговцев и, войдя в храм, стал проповедовать царство Божие. В этот же день фарисеи решили тайно арестовать Иисуса. Эта задача была бы невыполнима, если бы против Иисуса не дал согласия свидетельствовать один из его учеников - Иуда из Кериота.
В четверг на Тайной вечере Учитель сказал ученикам своим, что время его истекает, и внимательно посмотрел на Иуду, который понял, что предательство его известно Иисусу.
Поздно вечером Иисус с учениками вышли из города и пошли в Гефсиманский сад, что был расположен у подножия Масличной горы. Здесь Иисус попросил учеников подождать его, а сам пошел в глубину сада. Долго Иисус молился и просил у Бога пощады, он глядел в небо с надеждой, но звезды и луна были холодны и мертвы. Он просил прощения у Бога за все грехи этого мира, которые он хотел взять на себя. Под утро Иисус отправился к ученикам, которые мирно проспали всю ночь и тут же был арестован, преданный поцелуем Иуды.
Утром, в пятницу, в канун великого праздника Пасхи, Иисус был осужден. В день казни воины глумились над Христом: надели на него царскую мантию, венок и низко кланялись ему. Затем на Христа взвалили крест и повели по улицам города к месту казни. Под крики и вопли он вышел из города и поднялся на Голгофу, где и был распят.
Убедившись, что Иисус мертв, его завернули в полотно и увезли в рощу, лежавшую неподалеку. В этой роще была одна незанятая гробница, в которую решили положить тело Иисуса. К гробнице первосвященник приставил охрану, так как опасался, что фанатики могут выкрасть тело Иисуса, чтобы потом рассказывать всем, что Иисус воскрес.
В ночь с субботы на воскресенье, в полночь, из гробницы донесся гул, затем неведомая сила вдруг отбросила камень далеко от входа и вокруг разлилось голубое сияние. Стражники в ужасе убежали прочь. На рассвете одна из учениц Иисуса, Мария Магдалина, пришла в рощу, чтобы поклониться гробнице Иисуса. Она увидела камень, отваленный от входа, и вошла в склеп, который оказался пуст. Она испугалась и хотела убежать, но увидела на краю гроба ангела.
-Что ты ищешь живого посреди мёртвых? - спросил он. - Не бойся. Пойди к ученикам Иисуса и расскажи о том, что видела.
Так, согласно Библии, произошло чудо воскресения Иисуса Христа.
Учитель:
-
Продолжая нашу экскурсию по книге Шмелева и истории праздника Пасхи, невозможно обойти стороной богатейшие пасхальные традиции, также нашедшие отражение в повести Лето Господне. Без чего невозможно представить пасхальный стол в первую очередь?
5 группа (слайд № 7, демонстрация кулича и творожной пасхи, специально приготовленных к уроку):
Почётное место на пасхальном столе занимает сырная пасха, приготовленная из творога в деревянной (берёзовой) форме в виде четырёхгранной пирамиды, на стенках которой обычно вырезались узоры и буквы. В повести мы читаем, как Горкин поправляет пасочницы ( так называются формы), он ковыряет на дощечке и появляется виноград, потом вырезает священный крест, иродово копьё и лесенку - на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки Х.В.. Вслед за этим у Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Я помогаю тереть творог на решете. Протирают все - в пять решет: пасох нам надо много, - восклицает герой.
Не меньшее значение придаётся куличу - пасхальному хлебу. Считалось, что если кулич удался, то в семье всё будет хорошо, если же в печи он не подошёл, растрескалась корка, то надо ждать несчастья. У Шмелева читаем: На большом подносе - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца .. Пасхи и куличи, в цветах, - утыканы изюмом. Пасхи и кулич в чистый четверг на страстной седмице освещают в церкви, утром на Пасху разговляются ими, иногда от пасхи отрезали кусочек и хранили его как лекарство, сухарики от кулича тоже берегли до следующей Пасхи.
Учитель:
-
Воскресение к жизни после смерти очень трудно представить, но человек смог и здесь найти символическое объяснение, избрав главным атрибутом праздника - пасхальное яйцо. Расскажите, какой смысл вкладывался в символику яйца и какие традиции росписи и украшения яиц существовали на Руси.
6 группа (слайд №8):
Центральное место в пасхальной обрядности занимает крашеное яйцо, оно является символом праздника. Праздничный пасхальный обед начинался с разрезания освещённого в церкви яйца на столько частей, сколько было членов семьи. Каждый молча съедал свой кусочек и после этого начинался обед.
Существует ни одна техника росписи пасхальных яиц:
  • писанки - яйца, имеющие много цветов, рисуются воском;
  • крашенки - яйца одного цвета, которые постоянно готовят наши мамы и бабушки;
  • драпанки - яйца, которые сначала красят одним цветом , а потом сверху острым предметом (например, иголкой ) выцарапывают рисунок;
  • рисованки - расписывают кисточкой, фломастером, карандашом;
  • крапанки - яйца, на которые сначала воском наносят крапинки, а затем опускают в краситель.
Расписывались не только птичьи яйца, но и яйца, изготовленные из различных материалов. Например, выполненные из дерева, глины, мрамора - яйчата.
Каждый рисунок на пасхальном яйце имел свое смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений, животных, орнаменты. Треугольник - это символ огня, бессмертия, мужской и женской силы. Крест - символ Вселенной, знак четырех сторон света, четырех ветров. Солнце - символ света и жизни. Ветка - символ вечной жизни.
В старину люди придавали особое значение и цвету, в который разрисовывали яйца: красный - радость жизни, голубой - здоровье, зеленый - пробуждение природы, красный с белым - сем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.21 | Просмотров: 1582

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340