Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ (доклад из опыта работы) - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ (доклад из опыта работы)


Автор(ы): Комольцева Лариса Савельевна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На формирование и развитие личности оказывают влияние различные субъективные и объективные факторы. Но исходным, определяющим субъектом воспитательной деятельности является семья. Ещё А.С.Макаренко писал: Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги. [4]
Семья вскармливает и физически развивает ребенка, создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие. Семья обеспечивает первичную социализацию, помогает ребенку стать социально-компетентным человеком.
Для успешного выполнения указанных воспитательных функций, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из таких основных компонентов, как:
Материально-бытовые условия.
Здесь подразумеваются и доходы семьи, и бытовые условия (жилье, обустроенность), занятость родителей, состав семьи.
Семья, испытывающая материальные трудности, очень часто не в состоянии передать ребенку соответствующим образом обычаи, моральные ценности или культурные принципы повседневной жизни. У детей нет возможности посещать платные образовательные группы, спортивные секции, культурные мероприятия. Воспитательная работа в этих семьях часто ориентирована в неправильном направлении, поскольку состояние напряжения и постоянного стресса, страх за будущее членов семьи часто могут провоцировать агрессию взрослых, нервные расстройства или безучастность к проблемам семьи и апатию.
Необходимость поиска источников заработка приводит к тому, что родители не могут посвятить своим детям много времени. Чрезмерная занятость родителей сокращает время общения с ребенком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей.
Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима для детей. У детей нет своего угла для игр, занятий.
Все это является основными причинами упущения в воспитании детей, снижает воспитательный потенциал семьи.
Эмоционально-нравственный климат.
Ребенок воспитывается в деятельности. Игры, труд, занятия, общения с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения.
Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Дети и пример родителей: Чем меньше дети, тем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера - в его наглядности и конкретности.
Родители воспитывают своих детей собственной воспитанностью. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Семейные и национально-культурные традиции и обычаи.
Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. Здесь нет мелочей, потому, что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи.
В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка, а, следовательно, и взрослых.
Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.
Педагогическая культура родителей.
Это способность родителей справляться со своими воспитательными функциями, понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.
Семьи по своему интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности, т.е. по своему воспитательному потенциалу, отличны. Используя различные приемы и методы, я провела диагностику воспитательных возможностей семей воспитанников детского сада по следующим направлениям:
  • общее изучение семьи (состав семьи, жилищные и материальные условия проживания, возраст, образовательный и культурный уровень родителей) на основе посещения семей, индивидуальных бесед с родителями воспитанников;
  • изучение психолого-педагогической компетентности родителей, используя тестовые методики: Какие мы родители?, Какой вы родитель?, Понимаем ли мы своих детей? и сочинения родителей Мой ребенок и его индивидуальные особенности;
  • изучение воспитательного уровня родителей с помощью опросников для родителей и тестовых методик: Какой вы воспитатель?, Стиль воспитания, а также анкеты Какие формы и методы воспитания Вы используете?;
  • изучение детско-родительских отношений на основе проективных методик Кинетический рисунок семьи, Методика незаконченных предложений, анкеты для родителей Семья.
Анализ результатов полученной информации позволил выделить 4 типа семей с различным уровнем воспитательного потенциала и составить диаграмму по социальному благополучию семей воспитанников МДОУ. Это дало мне возможность более эффективно и результативно проводить работу с родителями каждого типа по становлению и формированию их педагогической культуры, повышению эмоционально-нравственных взаимоотношений в семье, а, значит, повышению воспитательного потенциала.
Семьи, в которых отмечается позитивный, стабильный уклад семейной жизни, где в целях воспитания учитываются семейные традиции, весьма низкий уровень конфликтности, эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей; семьи, в которых воспитание осуществляется целенаправленно, а также, исходя из интересов ребенка, учитываются цели и задачи образовательной работы современного детского сада, относятся к I типу - благополучные семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей.
Работа с такими родителями заключается в дальнейшем совершенствовании умений и знаний в вопросах воспитания.
Родители уверены, что их образовательный уровень играет решающую роль в семейном воспитании. Поэтому, семинары и консультации, связанные с просвещением, с участием специалистов разного профиля, они воспринимают как средство повышения их педагогических знаний и легко идут на контакт.
Опыт таких семей мы изучаем, пропагандируем. С этой целью были организованы встречи за круглым столом - Трудные дети и трудные взрослые, Родители и дети: властвовать или сотрудничать, вечера вопросов и ответов - Турнир знатоков этикета, Правильно ли мы общаемся с детьми, тренинги. В ходе совместных встреч родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные.
Однако семьи данного типа нуждаются в социальной поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, несчастье, вызванное внешними факторами. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Ко II типу относятся семьи со средним уровнем психолого-педагогической культуры для подготовки детей к жизни в социуме. Родители осознают цели воспитания, но для их достижения не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Уклад семьи, как правило, противоречивый. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, имеют место семейные традиции. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования родителей возникают конфликты, ссоры, что отрицательно влияет на семейный микроклимат. Большинство родителей готовы взаимодействовать с педагогами дошкольного учреждения для того, чтобы скорректировать воспитание детей.
В работе с родителями, обладающими средней степенью результативности воспитательной деятельности, акцент делаю на расширение и углубление у них недостающих знаний и умений. Отдельные проблемы выносятся на обсуждение круглого стола с привлечением опытных родителей. В ходе бесед обсуждаются вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, сравнение и анализ конкретных форм поведения детей. Провожу практикумы по решению педагогических задач, где для решения предлагаются примерные проблемные ситуации, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящих форм поведения.
Очень важно помочь родителям установить более стабильные взаимоотношения в семье. Эту задачу помогают решить индивидуальные беседы, групповые консультации.
Знакомлю родителей с возрастными особенностями детей. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Семьи III типа характеризуются отсутствием условий по тем или иным причинам для целенаправленного воспитания детей. Нет организации жизни членов семьи. Даже при наличии благоприятных исходных супружеских взаимоотношений в таких семьях постепенно формируются конфликты с детским садом, супругов друг с другом по поводу воспитания. У родителей нет достаточных знаний по педагогике и психологии. В семьях III типа отсутствуют добрые семейные традиции, нередко царит дух авторитаризма. Авторитаризм взрослых выражается в стремлении утвердить свою власть над ребенком, не считаясь с их интересами, потребностями, личностными и индивидуальными особенностями.
Таким родителям показываю на примерах необходимость единства взглядов, равного участия отца и матери в воспитании. Эта работа проводится в форме беседы или консультации с обоими родителями и каждым индивидуально - Значение семейных отношений в воспитании. Необходимость равного участия отца и матери в воспитании ребенка, Жестокое обращение с детьми. Что это такое?, Роль матери (отца) в воспитании ребенка.
В ходе консультирования помогаю осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирую взаимоотношения родителей и детей. Тематика консультирования подсказывается жизненными ситуациями, зависит от результативности воспитательной деятельности родителей. Одну семью необходимо побудить отказаться от суровых наказаний, строгого мелочного контроля за поведением ребенка. Других родителей, напротив, предстоит убедить в пагубности бесконтрольности и вседозв...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.23 | Просмотров: 2543

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340