Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (философия + литература) Русский символизм: конец старого или начало нового? - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (философия + литература) Русский символизм: конец старого или начало нового?


Автор(ы): Гребенюк Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформировать представление учащихся о символизме как течении, объединившем авторов разных эстетических взглядов и этических позиций; познакомить учащихся с теоретическим наследием поэтов-символистов; дать первичные сведения об эстетических, философских, культурных традициях, на которые опирались символисты; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.
Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ произведений искусства, работа со словарем.
Оборудование: А. Скрябин “Поэма экстаза”, слайды – М. Врубель “Царевна – Лебедь”, “Демон”, М.Чюрленис “Соната весны”, В. Борисов-Мусатов “Водоем”, Л.Бакст “Гибель Атлантиды”, репродукции А. Тулуз-Лотрека и П. Ренуара.
Эпиграф: “Мы стоим на трагическом изломе, который нами начался и на нас же закончится. Мы обречены погибнуть, чтобы дать начало новой эпохе”
С. Дягилев
ХОД УРОКА:
ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. ИСТОКИ.
На стене проецируется репродукция Л. Бакста “Гибель Атлантиды”.
Уч. лит:
Ведь никто не встретит старость –
Смерть летит из уст в уста….
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста…
“Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще неизвестная” – так говорил философ Николай Бердяев. Эсхатологические предсказания, мысли волновали всех, “гибель России”, “край истории”, “конец культуры” – эти высказывания звучали как тревожный набат. Как и на картине Леона Бакста “Гибель Атлантиды”, в пророчествах многих дышат порыв, беспокойство, сомнения. Надвигающаяся катастрофа видится мистическим озарением, предначертанным выше:
Уж занавес дрожит перед началом драмы…
Уж кто-то в темноте, всезрячий как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и слова.
Предсказания – это понятно, но что значит “эсхатологические”, что вы узнали об этом слове из словарей?
Эсхатология /гр. эсхатос – последний/ – религиозное учение о конце света, входящее составной частью в христианство и некоторые другие религии.
Нетрудно догадаться, что это понятие станет в наших сегодняшних рассуждениях основным, об этом свидетельствует и тема урока. Чем же стало самое первое модернистское течение: концом или началом нового? /запись в тетради темы урока/
Не случайно эсхатологические веяния снова появляются на рубеже веков, поэтому очень важно ретроспективно обратиться к веку XIX.
Уч. фил.: Обзор XIX века начнем с понятия Золотого века, который породил множество гениев. Переломным во многом стал 1861 год. Главным было развитие естественных наук, но к концу века нарастало недовольство, и появилась как таковая философия.
  • Какие особенности русской философии вы знаете?
  • Что такое литературоцентризм?
Уч. лит.: в связи с последней особенностью появляется в России особая категория людей, совмещающих в себе многие начала. Среди них – Дмитрий Мережковский, один из идеологов символизма, к статье которого “О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе” мы и обращаемся. Именно с этого доклада Мережковского в свое время начался не только символизм, но и Серебряный век вообще.
  • Чем Мережковский объясняет возникновение нового направления, какие указывает причины?
“…невозможность научного объяснения мира и необходимость прикоснуться к тайне”, то есть именно он впервые заговорил об удушающее мертвенном позитивизме, исчерпанности русского реализма, а выход – в наступлении нового искусства.
  • Какие же признаки нового искусства он выделяет?
  • мистическое содержание
  • символы
  • расширение художественной впечатлительности
  • ВТОРАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
    Уч. фил.: обратимся к первому признаку. Случайным ли было всеобще увлечение, в отличие от XIX века, мистикой? Достаточно вспомнить Леонида и Даниила Андреевых, семью Рерихов, Сергея Булгакова, а также Сергея Соловьева, явившегося по сути человеком, на философии которого и строился символизм.
  • Каковы же основные положения его учения?
  • мистическое содержание /рассказ о встречах/
  • представление о существовании двух миров: земного и высшего, идеального. Земная жизнь – лишь искаженное отражение того мира, между ними нужна связь. И связь эта выразилась в идее двоемирия.
  • проявление единства мира на земле, или соборности, – любовь. Поэтому неотъемлемым стал образ – символ вечной женственности – мировая душа, София, Премудрость Божия.
  • Уч. лит.: к сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с творчеством поэтов – символистов: Брюсова, Иванова, Блока и других. Какие женские образы особенно поразили вас? По какой причине?
    Работа с домашней таблицей
    Такие образы поражают не только в поэзии, но и в живописи. Например, Михаила Врубеля, картины которого воспринимаются как своеобразные изобразительные лирические стихотворения или музыкальные прелюдии, рассказывающие не только о предмете, но и о чувстве художника, а также красоте, игристости, звонкости, радужности мира вообще.
    На стене проецируется репродукция М. Врубеля “Царевна-Лебедь”.
  • Можно ли назвать этот образ символическим, что в ней необычного?
На стене проецируется репродукция “Демон сидящий”.
Может показаться странным, но в “Демоне” тоже отразилась идея женственности.
  • Что вы можете сказать о таком явлении, как андрогиния?
Андрогиния – явление бесполости. Обладая очень мощным мужским телом, Демон изумляет нежными женскими чертами лица. Демон полон символических обобщений и космической масштабности. Он – образ преображенной Вселенной. Сам Врубель говорил, что его Демон “дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом дух властный и величавый”. Он – символ трагизма одинокой личности в ее порыве к свободе.
ТРЕТЬЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. СИМВОЛЫ
Уч. фил.: сейчас самое время обратиться ко второму признаку, выделенному Мережковским, – символам. Никакое другое понятие не имеет столь запутанного толкования.
  • Что вы узнали об этом понятии из словарей?
Давайте теперь обратимся еще к одному источнику – работе Николая Бердяева “Русская идея”: “Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической. Соловьев сообщил символистам веру в Софию. Но символисты начала века верили в Софию и ждали ее явления как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение. Правда тут была в жажде красоты преображенного космоса...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.23 | Просмотров: 1444

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340