Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сенсорное воспитание как формирование полноценных представлений об окружающем мире у детей с различными отклонениями в развитии - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Сенсорное воспитание как формирование полноценных представлений об окружающем мире у детей с различными отклонениями в развитии


Автор(ы): Приходько Наталья Михайловна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это воспитание, направленное на формирование полноценных представлений об окружающем мире. Это база развития ребенка и служит основой познания мира, первая ступень - чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного развития и воспитания: от того, насколько:
а) совершенно ребенок видит и слышит (действуют его анализаторы);
б) насколько качественно он может перерабатывать информацию;
в) выражать в речи.
В основе сенсорного развития лежит высший психический процесс-восприятие. Восприятие, как интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений, предполагает развитие перцептивных действий. Перцептивные действия - это система ориентировочных действий, направленных на зрение, обоняние, вкусовое, слуховое ознакомление, обследование предметов окружающей действительности,
Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Отражение возникает при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, цвета, звука, двигательных стимулов). Восприятие – это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями.
У детей с задержкой психического развития имеет место отставание в развитии этих процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому при подготовке ребенка очень важно развивать у него процессы ощущения и восприятия. При этом важно развивать целенаправленность восприятия. В играх, на прогулке, на занятиях изобразительной деятельностью, труда необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания - это более сложный этап восприятия, который тесно связан с памятью, речью, мышлением. Важно, чтобы восприятие ребенка всегда был осмысленным.
В процессе предметной и игровой деятельности ребенка необходимо учить сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Для совершенствования восприятия очень полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.
При проведении специальных занятий с детьми по развитию восприятия следует иметь в виду, что восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами.
С детьми старшего дошкольного возраста полезно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в настольный теннис.
У многих детей с поражением ЦНС недостаточно развита зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие. В дальнейшем эти нарушения могут вызвать затруднения в обучении детей. У детей может формироваться так называемый патологический глазодвигательный стереотип. Это приводит к своеобразным нарушениям зрительного восприятия, затрудняет процесс овладения чтением и письмом. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания.
Для развития совершенствования восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами, полезно использовать специальные упражнения.
I. СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: раскладывание предметов на кучки с учетом величины, формы.
Величина – это понятие относительное и может быть у детей сформировано только в случае уже овладения ими мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза. Свойства величины не столь конкретны как цвет и форма. Эти свойства относительны. Определить величину можно на основе сравнения.
Качества величины: сравнимость, изменчивость, относительность. Формирование у дошкольников представлений о величине создает основу для овладения ими математическими понятиями. Очень важный навык измерения. Измерение представляет собой количественное дробление измеряемых объектов. Усвоить измерение можно с помощью условных мерок. Измерительная деятельность тесно переплетается со счетом.
ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ: (величина)
1. Обучение детей способу сравнения приложения и наложения.
2. Сравнение двух предметов одинакового размера и одного контрастного. Подготовительный этап для формирования сериационных рядов.
3. Обучение установлению отношений между 2-5 предметами, установление сериационных рядов по цвету, форме, объему. На этом этапе вводится понятие - средний. Важна сериация - величина предметов. Устанавливается преставление о натуральном ряде, о порядковых числительных.
4. Построение сериационных рядов из плоскостных геометрических фигур и соотнесение их с объектами. В старшей группе - формируется представление о 3-х мерности.
5. Изменение направлений и точки отсчета ряда; выкладывание только крайних элементов ряда, подбор недостающих, построение ряда от промежуточных элементов (от 3 до 5).
ФОРМА:
1. Сравнение предметов, идентификация предметов по форме.
2. Соотнесение и выкладывание геометрических фигур в образцы – эталоны формы.
3. Выбор геометрической формы по словесной инструкции. Цель этапа -объединить зрительный образ и словесный.
4. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.
5. Обобщение одноцветных, затем разноцветных геометрических фигур в соответствии с образцами, эталонами формы.
6. Нахождение в окружающем предметов определенной формы.
7. Обучение изготовлению аппликации из геометрических форм.
ВСЕ упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренирует зрительное внимание и способствует развитию у ребенка пространственных представлений.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения шара, круга и их размеров /большой и маленький/. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: Вот большой шар. Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его. А это маленький шарик (маленький шар ребенок тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький - в маленькое. Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.
На следующих занятиях ребенка учат различать формы шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии - ребенок знакомится с различным формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На этом занятии у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар - отверстие круглой формы - окошка, кубик - квадрат. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: В большое окошко брось большой шарик, в маленькое - маленький шарик. Число геометрических фигур, которое дети должны различать, постепенно увеличиваются. Игра “Почтовый ящик” дается для закрепления. Предъявляются доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку.
Различение и закрепление понятий большой и маленький проводится в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
Ребенка учат различать высоту предметов (высокий - низкий), длину (длинный - короткий), объем. Эти понятия усваиваются и закрепляются и в быту, и в игровой, и в конструктивной деятельности.
Для формирования этих понятий проводятся специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым. В занятиях со строительным материалом значительно обогащается содержание детской игры. При проведении занятий со строительным материалом важно следить за соблюдением определенной последовательности. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.
На следующих занятиях можно научить ребенка строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, скамейку, ворота и т.д. При этом постоянно отрабатывают и закрепляют понятия большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий.
2. СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: развитие представлений о цвете.
ЭТАПЫ:
1. Отождествление (идентификация) предметов.
Для того, чтобы ребенок обратил внимание на сам предмет. Идентификация (по Выготскому) является источником проявления возникновения всех специфических свойств человека.
2. Нахождение идентичного предмета по цвету.
Вводятся основные цвета спектра, дается инструкция "дай такой же" (не обозначая цвета).
3. Соотнесение цвета с эталоном цвета; дается словесное обозначение цвета, но от ребенка название цвета не требуется.
4. Выбор ребенком цвета по словесной инструкции взрослого.
5. Формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Нужно оказывать дозированную помощь (повторение за взрослым первой буквы, первого слога); с помощью опосредованного запоминания (похож на травку, а какая травка).
Вводятся дополнительные цвета: белый, черный, фиолетовый, оранжевый.
6. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
7. Обучение передачи цвета предмета продуктивной деятельности (через раскраски).
8. Формирование представлений о светлостных оттенках /рядов/ 3 элемента.
Расширение словаря, значений слов, употребление слов с двойным значением /золотой цвет - золотые руки/.
У многих детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в дифференциации цвета. Для формирования у них представлений о цвете полезны занятия аппликацией, рисованием, лепкой, вышивание. Развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
3 СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Эти занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте.
Важно проводить специальные занятия по развитию фонематического слуха. Ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух; сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной по звучанию фонемой. Ребенку предлагается задание на придумывание слов с определенными звуками в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха проводят также специальные игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза-коса, мед-мель и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. НА следующем этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие.
Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень важное значение в развитии познавательной деятельности ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.23 | Просмотров: 1425

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340