Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал Растения рядом с нами - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал Растения рядом с нами


Автор(ы): Яценко Елена Николаевна, учитель биологии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель и задачи:
  • Формировать и углублять у учащихся экологические знания о влиянии растений на окружающую среду; о влиянии человека на растительность; развивать понимание необходимости охраны и воспроизводства растительного мира;
  • Закреплять желание знать интересные лекарственные особенности растений встречающихся вблизи жилья человека.
  • Отмечать особенности ядовитых растений; добиваться умения отличать их в природном сообществе.
  • Продолжать поддерживать желание учащихся знать и беречь природу родного края.
  • Применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать речь учащихся;
Ход занятия
УЧИТЕЛЬ:
Мы сегодня проводим устный журнал. В журнале, мы надеемся найти что - то новое и интересное для себя. Перелистывая его, к нам как бы сходят со страниц его герои, оживают события.
В нашем журнале есть и интересное и познавательное. Перелистывая его, мы сами оживим страницы своим присутствием и действием.
А открывает большую тему: Растения рядом с нами", первая страница: Растения и окружающая среда". Из которой мы узнаем о влиянии растений на окружающую среду и необходимости охраны растений.
Презентация.
I СТРАНИЦА:"РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА". (слайд презентации № 3)
1. Влияние растений на среду;
2. Растения под охраной;
1. (На листе ватмана нарисован контур дерева, по мере сообщения о влиянии растений на среду, лист заполняется стрелками с надписями о влиянии; сообщения заранее готовятся учащимися).

1 учащийся:
  • Выделение защитных веществ - фитонцидов.
-*/ой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами. Такие вещества называют - фитонцидами.
Для очищения воздуха закрытых помещений используют комнатные растения. Очень хороши в этом отношении бегонии, герани, хлорофитум, колеус.
Сосновый лес выделяет фитонцидов, столько, что их обеззараживающие действие приравнивается к стерильности операционных и даже выше.
Издавна человек использует растения для борьбы с болезнями - шалфей.
2 учащийся:
  • Поддерживание равновесия в атмосфере.
Растения поддерживают равновесие в атмосфере, особенно трех веществ: О2, С, N (кислорода, азота и углерода). Есть данные, что 1 га леса в год, способен поглотить 10 тон СО2, за час этот - же участок поглощает СО2 столько, сколько выдыхает 200 человек.
Лес сбрасывает листву, хвою, куски коры, сучья. Все это попадает в почву, с помощью бактерий превращается в органическое удобрение.
3 учащийся:
  • Выделение кислорода.
Растения выделяют в окружающую среду кислород, который необходим для дыхания и жизнедеятельности животных, человека, растений, микроорганизмов.
За 1 год 1 га леса выделяет 10 - 20 тон О2. весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 200 лет.
4 учащийся:
  • Поддержание минеральных веществ в почве.
Растения в процессе жизнедеятельности как бы изымают минеральные соли и возвращая их обратно, постоянно поддерживают их присутствие в почве, что очень важно для ее плодородия.
5 учащийся:
  • Улавливание пыли из атмосферы.
Растения улавливают пыль из атмосферы. Маленькая листовая пластинка за летний период, способна уловить 3 - 4 кг пыли.
6 учащийся:
  • Образование полезных ископаемых и почв.
Растения участвуют в образовании полезных ископаемых и почв.
7 учащийся:
  • Водоохранное значение.
Растения поддерживают гидрологический режим рек. Лесные полосы защищают водные источники от загрязнения стоковыми водами.
8 учащийся:
  • Лес - среда обитания животных.
Лес среда обитания животных и самих растений.
9 учащийся:
  • Рекреационное значение.
Лес - это защита города, любого другого населенного пункта от пыли, шума, место отдыха населения, эстетическое наслаждение.
10 учащийся:
  • Влияние на климат.
Лес смягчает климат, делает его, более влажным дает большую облачность и значит больше осадков. Ослабляет резкое колебание температур, смягчает влияние холодных ветров и суховеев.
2.) (использовать слайды презентации с №4 по №10, "Растения под охраной )
УЧИТЕЛЬ:
Но окружающая среда тоже оказывает влияние на растения. А больше всего оказывает влияние человек - вернее его деятельность(антропогенный фактор). Человек строит дороги, фабрики, заводы, распахивает поля, вырывает растения и это все влияние отрицательно на любые природные биоценозы. И как результат - растений становится меньше, и они нуждаются в охране. Создаются заказники, заповедники Красные Книги.
Многие растения растут в окрестностях нашего села и стали редкими, нуждаются в охране.
Это такие растения как: (Растения под охраной презентация, слайды презентации № 4 по №10)
II СТРАНИЦА: "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ". (слайд презентации №11)
1.Заочная экскурсия (инсценировка);
2. Фитоотдел.
1. (У выступающих рисунки лекарственных растений, о которых они говорят).

ВЕДУЩИЙ:
А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию. Проверьте, все ли в сборе, все ли мы взяли с собой, и в путь.
Среди обычных растений, которые растут в лесах, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.
Ой, мы еще далеко не ушли, а я уже ногу натер. Наверно придется возвращаться назад.
И совсем не обязательно, нам поможет подорожник. (показ рисунка растения; Приложение №1: Подорожник). Подорожник друг путешественников и туристов. Это растение из семейства подорожниковых. Встречается на обочинах дорог. Листья широкие, яйцевидные до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий, густой колос.
Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натерли ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит.
ВЕДУЩИЙ:
Ну, как, стало легче? Тогда идем дальше! История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В России, лекарственные травы стали широко применяться в 17 веке, лекарственные травы разводили в аптекарских огородах - садах.
Подождите, я, кажется, поранила ногу о сук, и у меня идет кровь из раны.
А вот растение, которое нам поможет. Это тысячелистник обыкновенный. (показ рисунка; Приложение №2: Тысячелистник обыкновенный). Сок тысячелистника применяли на Руси еще в 15 веке, как ранозаживляющее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые убивают многие бактерии.
ВЕДУЩИЙ:
Нам нужно отправляться дальше. Но, кажется, небо затягивается тучами и идет дождь. Очень плохо, мы все рискуем промокнуть и простудиться.
А, я, кажется, знаю, как избавиться о простуды. Посмотрите - это самое обыкновенное растение - ромашка.(рисунок растения; Приложение №3: Ромашка аптечная). Ромашка аптечная содержит эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают - 15 минут. И пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спалось.
А, я, знаю замечательное средство от бессонницы. Это одуванчик.(рисунок растения; Приложение №4: Одуванчик). Заготавливают корни одуванчика осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают - 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды. Настой обладает жаропонижающим действием.
ВЕДУЩИЙ:
Ну вот, мы и побывали на экскурсии, а сейчас возвращаемся домой. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.
2.Фитоотдел.
(на столе заранее приготовлена выставка семян, плодов, листьев, корней лекарственных растений; все это разложено в специальную посуду и снабжено этикетками. Можно использовать: плоды черемухи, боярышника, рябины черноплодной, шиповника, тысячелистник, подорожник. А также можно использовать аптечные сборы или косметические средства на основе растений обладающих омолаживающим, защитным действием.)
УЧИТЕЛЬ:
Заочная экскурсия принесла нам знания, и мы успели собрать растения для нашего фитоотдела.
III СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (слайд презентации №12)
1. Суд над сорными растениями.
(по материалам Т.В.Матросовой Вечера и праздники юннатов, стр.47, г.Благовещенск, 1994г.) :
(заранее готовятся места для театрализованного действия, таблички с именами действующих лиц, соответствующие атрибуты)
Секретарь:-Встать, суд идет!
Судья: - Прошу садиться. Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай.
Секретарь:-Ввести подсудимых: Марь, осот, Полынь.
Судья: -В нарушении обвиняются Осот, полынь и Марь. Есть показания, что Осот перехватывает удобрения, культурные растения страдают. Марь создала в земле целый банк семяни дает массовые всходы, мешает расти зерновым и еще вместе с Полынью, Марь заселяет обочины полей и оттуда совершает набеги на поля. Они вредят культурным растениям уже более 10 тысяч лет.
Секретарь:-Представляется слово потерпевшим. Главному агроному - господину Высевалову, бригадиру - господину Засыпалову, главному агроному - господину Наплевалову.
Судья: - Господин Высевалов, вам слово.
Высевалов:-Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения.
Судья: - Слово господину Засыпалову.
Засыпалов:-Нет покоя от Мари. Трактористы без конца культивируют то картошку, то кукурузу, а Марь все всходит и всходит.
Судья: - Слово Наплевалову.
Наплевалов:-Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей. Но сорняк все растет, не говоря о Мари.
Судья: - Слово осоту.
Осот: - Это не правда. Они сами виноваты. Нарушили сроки вспашки, у комбайна не отрегулированы заслонки, и мои семена разносятся ветром. А удобрения я сначала спрятал в свои корневища, а потом вернул обратно. А еще я доставал минеральные удобрения из глубины. Если бы не нарушали агротехнику меня не было бы так много. Сами меня развели.
Судья: - Слово Мари.
Марь: - И я не виновата, и меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву. Они потом 20 лет в земле лежат. Сами запустили поля - накопили семян.
А меня и обвиняет. Травы многолетние надо сеять. Я бы не росла.
Судья: - Слово полыни.
Полынь: - А меня просто оклеветали. Я расту не на поле, а вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. Когда расту, я почву от пыли закрываю. Потом, года через 2-3 я сама освобождаю место луговым травам.
Судья: - Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны. Они повинны в том, что мы не добираем с полей до 20 - 30 % урожая. Поля должны быть чистыми от них. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват.
Судья: - Слово представляется адвокату.
Адвокат: - Мы слышали много обвинений в адрес сорняков. Но есть обстоятельства, которые надо учесть. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но он не уносил их с полей, а запасал в корневище, которые перегнивая, отдавали эти удобрения. Там где рос осот, удобрения не вымывались дождями, не попадали в озеро.
- Марь - развивалась так потому, что у нее имеется банк семян. Но в этом виноват агроном Наплевалов, давал указания пахать с оборотом пласта и семена, выходя на поверхность, вынуждены были прорастать. Товарищ Наплевалов заставляет перепахивать обочины и расселяет Марь. Если этого не делать, то вместо Мари будут расти Полынь, а это растение наоборот полезно. Их можно косить на силос. Потому я считаю, что подсудимые не виноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.
Рожь:-Прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долгое время была сорняком? Я засоряла п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.23 | Просмотров: 2223

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340