Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: Евгений Онегин выбирает профессию


Автор(ы): Климова Людмила Анатольевна, педагог-психолог; Елисеева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цель: осмысление учащимися мотивов выбора жизненного пути через актуализацию поиска литературного героя (Е. Онегин) своего места в жизни.
Задачи:
  • Развитие представлений об основных мотивах выбора профессии через поиски своего места в жизни литературным героем.
  • Обучение учащихся приемам работы с художественной литературой, содержащей сведения о стратегии выбора профессии.
  • Воспитание личностных качеств, необходимых при выборе профессии.
Материал:
  • рисунки Евгения Онегина;
  • анкеты;
  • тесты;
  • выставка книг “Мир профессий”;
  • сказки А.С. Пушкина:
    • "Сказка о попе и его работнике Балде";
    • "Сказка о рыбаке и рыбке".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя литературы
– Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – вершина русской литературы XIX века, в центре этого произведения – современная поэту русская действительность, люди пушкинского поколения и их судьбы. Особенно близок Пушкину Евгений Онегин. Названием романа поэт подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.
III. Устный опрос учащихся
– Евгений Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Еще в поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей задачей показать в герое “ту преждевременную старость, которая стала основной чертой молодого поколения”. Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута.
– Что мы знаем об этом литературном герое?
– Что известно о его детстве?
– Кто его родители?
– Какое воспитание он получил?
– Какие науки его интересовали?
– Итак, воспитатели подготовили еще одного посетителя балов и гостиных, но в характере молодого человека было и нечто отличающее его от “золотой молодежи” светского общества. На это обратил внимание известный литературный критик XIX века В.Г. Белинский. Он писал: “Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание”.
– Что же было “необычайного” в его характере, в его натуре? (Скрывать истинные побуждения и лицемерить.)
– Расскажите о типичном светском дне Евгения Онегина, о котором поэт говорит: строки из романа.
“Но счастлив ли Евгений Онегин?” – задает вопрос автор. (Нет, ему все наскучило, причина всего – хандра.)
– Что же предпринял Евгений Онегин, чтобы избавиться от скуки? (Сочинительство.)
– Можно перефразировать известную пословицу и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”. Книги тоже характеризуют человека, который их читает. Давайте заглянем в домашнюю библиотеку нашего литературного героя и узнаем, что он читает.
Учащийся готовит ответ на вопрос, какие книги были в библиотеке Онегина.
– Книги, что читал Е. Онегин, свидетельствуют о том, что умственные интересы героя требуют знания передовых тем того времени.
– Как же еще пытался изменить свою скучную жизнь герой? (Путешествовать.)
– Как вы расцениваете эти попытки? Каков результат?
– Итак, Онегин – пассивная или активная натура?
А как оценили Е. Онегина литературные критики: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов? (Домашнее задание для учащихся, а на уроке зачитывают.)
– Говоря о недостатках своего героя, порожденного средой, поэт подчеркивает и положительные стороны героя, показывает, что он по своему интеллектуальному складу на голову выше окружающих. Онегин не удовлетворен своим праздным и пустым существованием.
Автор расстается с Е. Онегиным после решительного объяснения его с Татьяной. Душа Онегина вновь проснулась, ожила, осталась на перепутье: погибнет она или найдет себе применение, где он может проявлять все лучшие качества своей натуры: просвещенный ум, “гордость и прямую честь”?
Финал остался открытым. Давайте поможем любимому герою А.С. Пушкина найти себя!
IV. Вступительное слово педагога-психолога
– Как было сказано уже ранее, Е. Онегин был не удовлетворен своим пустым и праздным существованием. Возникает вопрос: "Что может сделать серые будни праздником?" Конечно же, любимое дело. В подтверждение этой фразы хотелось бы зачитать слова прибалтийского писателя Яна Райниса “Только труд может сделать серые будни праздником”.
Понятие "труд" тесно связано с понятием "любимая профессия". Выбор профессии, профессиональное самоопределение – извечные темы, над которыми человеку приходится задумываться несколько веков. Этой проблеме посвящены многие художественные фильмы, нарисованы картины, написаны художественные произведения. Уже с малых лет родители читали книги писателей и поэтов, где было сказано о том, как важно выбрать профессию, найти свое место в жизни. (Д. Родари. "Чем пахнут ремесла", В.В. Маяковский. "Кем быть?", А.С. Пушкин. "Сказка о попе и его работнике Балде", С.Я. Маршак. "Почтальон", С. Михалков. "А что у вас?").
Учащимся дается домашнее задание – вспомнить художественные произведения, где речь шла о выборе профессии.
– А теперь вернемся к Е. Онегину и немного пофантазируем. Как известно, он сам предпринимал попытки изменить свою жизнь, так вот, давайте представим, что наш литературный герой решил выбрать себе любимую профессию и таким образом найти применение своим силам, знаниям и умениям.
Вы сейчас представите себя на месте профессиональных профконсультантов. Вы сидите в светлом просторном каби...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.24 | Просмотров: 2206

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!