Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок в 10-м классе: Наедине с совестью. Урок-мастерская Верь в великую силу добра (6-й класс) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок в 10-м классе: Наедине с совестью. Урок-мастерская Верь в великую силу добра (6-й класс)


Автор(ы): Кривушина Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: педагогическая мастерская.
Цели.
Обучающие:
Обучение умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, умению применять компьютерные технологии.
Развивающие: Развитие творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Формирование навыков владения профессиональной юридической лексикой. Обучение умению применять к конкретным жизненным обстоятельствам нормативно – правовые акты на примере уголовного права.
Воспитательные: Приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать.
Эпиграф:
Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
Олег Волков.

Оформление: На доске эпиграф, цветным мелом нарисованы листья, ветки деревьев, символизирующие парк, где происходит действие, силуэт обелиска.
Ход урока:
1. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Учительская. Диалог преподавателей (роли преподавателей из повести исполняют учителя права, литературы, психолог)
Зоя Владимировна:
Вы только вспомните, что сказала Юля Студенцева на сцене! “Люблю школу, как волчонок свою нору. Школа не научила меня выбирать правильную дорогу в жизни. Вы заставляли нас знать все, кроме того, что мы любили, хотели”. И кто произнес эти страшные слова?! Юля! Та, которую все на руках носили, славили хором. Предательство, уважаемые коллеги! Я вижу только плевок в сторону учителей.
Ольга Олеговна:
Да разве она виновата, что высказала наболевшее. Я вижу здесь не плевок, а страх, смятение. Ничем не увлечена, не знает, куда податься, что выбрать, к чему себя приспособить.
Директор школы:
Как же это произошло? Дети выходят из школы и не могут выбрать дорогу, по которой будут идти всю жизнь. Что же мы делали не так? Почему ребенок не любит школу? А одноклассники? А дружба? Выходит, все впустую? В чем наша вина? Ребенок не может выбрать дорогу…
Зоя Владимировна:
А если эта дорога начнется с преступления?
Парк. Скамейка. На ней с гитарой сидят выпускники. Их шестеро.
Генка:
Это же хорошо, хорошо! Тысячи дорог! На какую – нибудь все равно попадешь, промашки быть не может ни у тебя, Юлька, ни у меня, ни у Натки…Вот Игорю труднее – он одну дорогу выбрал. Тут и промахнуться можно.
Игорь: Старичок! Без риска нет успеха.
Юля: Даже если Игорь и промахнется, тогда у него будет, как и у нас, те же тысячи дорог без одной дороги. Счастливый! Только он что – то не хочет такого счастья, и я не хочу. Хочу тоже рисковать!
Сократ: Человек – забыли, фратеры, – создан для счастья, как птица для полета! Лети себе, куда несет (на гитаре играет, напевая).
Эх, по морям, по волнам! Нынче здесь, а завтра – там! Вот так – то!
Игорь: Птица и против ветра летает. А ты не птица, ты пушинка от одуванчика.
Генка: Пушинка – то с семечками. Куда не упадем – корни пустим. И вырастем!
Юля: На камни может семечко упасть!
Натка: Летать. Мыкаться. Лучше ждать.
Вера: Тебе, Наточка, долго ждать не придется. Ты, как светлый фонарик, издалека видна. К тебе счастье само прилетит.
Юля: Какие мы все разные!
Появляется героиня в светлом платье. Монолог.
Здесь самое высокое место в городе. Сюда приходит молодежь, потому что здесь красиво даже ночью – лежит рассыпанный огнями город внизу, шелестят липы, и ночь бодряще пахнет рекой. (Всматривается в надпись на обелиске) Никогда не хватало времени и терпения дочитать этот список до конца.
Артюков Павел Дмитриевич – рядовой…
Бутырин Василий Георгиевич – старший сержант…
И сегодня ребята пришли к обелиску, ведь у них – ночь после выпуска.
2. Сообщение темы, цели урока.
Учитель литературы: На прошлом уроке мы изучили повесть В.Тендрякова “Ночь после выпуска, познакомились с главными героями, составили их литературные портреты, попытались понять, что произошло с ними. Сегодня мы продолжим разговор о поступках, поведении персонажей. Но главная задача – продемонстрировать в творческих работах свое восприятие, понимание произведения, основных проблем, поднятых писателем.
3. Диалог с учащимися.
Литератор:
Инсценировка, представленная вашему вниманию, напомнила всем, что действие повести происходит у реки над обрывом.
Чье присутствие здесь ощущается? (обелиск)
Зачем автор вводит этот элемент? (обелиск – память о пережитом, история страны, погибшие сражались за свободу родины)
Герои тоже говорят о свободе, но наполняют это слово другим содержанием.
– Какое определение этого слова дает “Толковый словарь”?
Обратимся к компьютеру (на компьютере появляется словарная статья, в которой дается определение слова).
– Что значит для героев данное слово? (делаю то, что хочу, свободу для всех).
Учитель права:

Здесь, у обелиска, ребята много спорят о человеке, о его жизненной позиции, моральном облике.
– Каково значение слова “мораль”? Обратимся к компьютеру (читают определение).
– Как мы оценим выпускников с точки зрения морали? Можем ли мы сказать, что во взрослую жизнь вступают высоко нравственные личности, с точки зрения морали, имеющие представление о совести?
Психолог:
Как вы понимаете слово “совесть”?
Посмотрим в словарь. (“Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение”).
– Присутствует ли в наших героях эта нравственная ответственность за свое поведение?
Литератор:
– Каковы же выпускники наедине со своей совестью?
Психолог:
– Что движет ребятами, когда они обвиняют друг друга? (зависть).
Правовед:

К чему могла привести зависть? (к преступлению). Бруно Ясенский писал: “Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”.
Кем могли стать вчерашние одноклассники? (соучастниками).
Кто такие соучастники? Обратимся снова к компьютеру.
Как вы можете оценить с точки зрения уголовного права действия ребят? (неоконченное преступление, оставление в опасности).
4. Творческая работа.
Правовед: Было ли преступление? Ответ на этот вопрос, исходя из правовых знаний и отношения к действующим лицам, даст группа юристов, подготовив обвинительную речь и защиту.
Литератор: Мы закрыли последнюю страницу повести. Как сложится судьба ребят? Извлекли ли они уроки и происшедшего? Точки в произведении автор не ставит. Ее должны поставить мы с группой литераторов, придумав конец произведения.
Психолог: Группа психологов выразит свое эмоциональное состояние, свои чувства, восприятие героев в цвете, музыке, рисунках.
5. Работа в творческих группах.
6. Презентация творческих работ.
Конспект урока – мастерской в 6 классе “Верь в великую силу добра” (по повести А. Платонова “Юшка”).
Цели урока.

Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемы, поднятые автором в произведении.
Развивающая: Развивать ассоциативное мышление.
Воспитательная: Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.
Оборудование: плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Индуктор. Начало, мотивирующее деятельность.
    Звучит тихая музыка. Учитель читает стихотворение С. Есенина.
    Шел Господь пытать людей в любови.
    Выходил он нищим на кулижку.
    Старый дед на пне сухом, в дуброве,
    Жамкал деснами зачерствелую пышку.
    Увидел дед нищего дорогой,
    На тропинке с клюшкою железной,
    И подумал: “Вишь, какой убогой, –
    Знать, от холода качается, болезный.
    Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
    Видно, мол, сердца их не разбудишь…
    И сказал старик, протягивая руку:
    “На, пожуй… маленько, крепче будешь”.
    Вопросы:
    1. Какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения С. Есенина? (Ефима Дмитриевича, Юшку.)
    2. В чем сходство между героями? (
    де...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.25 | Просмотров: 1573

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340