Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Мастерская Биосинтез белка
Автор(ы): Сорвина Валентина Петровна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: создать условия для а) появления осознанного информационного запроса знаний о пластическом обмене; . б) понимания учащимися значимости знаний в создании собственной картины мира. Размещение учащихся группами - по ходу мастерской. Оборудование: а) информационный материал; б) большой лист бумаги для каждой группы; в) магнитная модель (или бумажная) для работы с группами - по ходу мастерской. Презентация. Данная мастерская соответствует учебной теме Пластический обмен, биосинтез белка. На этапе Индуктора используется прием метафорических аналогий между предметами и явлениями, на первый взгляд несопоставимыми. Одно из этих явлений детям хорошо знакомо по их жизненному опыту, другое - является предметом изучения в рамках учебной темы. Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и, в конечном счете, обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. Сонастройка - взаимная настройка друг друга на изучение новой темы. Учитель: Согласно народной мудрости - человек за свою жизнь должен обязательно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Индуктор. - Вы планируете построить дом, и ваша первая задача - выяснить , что для этого нужно.(Группам выдаются листы, где они перечисляют все условия необходимые для строительства дома. ) Социализация. На доску выписываются все условия необходимые для строительства дома. - Проект дома.
- Место для строительства.
- Строительный материал.
- Транспорт.
- Строители. (рабочие)
- А на какие этапы можно разделить строительство дома ? Теоретический (разработка проекта, выбор места) Практический (само строительство) Вот теперь можно перейти к тому, ради чего было предложено это задание - к биосинтезу белка в клетке. Совокупность реакций биологического синтеза в клетке называется анаболизмом. Все многообразие свойств белковых молекул нашего организма в конечном счете определяется первичной структурой , т.е. последовательностью аминокислот. Социоконструкция - задание выполняется в группе, с опорой на уже имеющиеся знания о органических веществах и органоидах клетки. - Сравните, условия необходимые для строительства дома, предложенные вами, с органоидами и органическими веществами клетки и найдите аналогичные. С моделируйте процесс биосинтеза , аналогично процессу строительства дома. Через 1-2 минуты после начала работы учащимся выдаются информационные карточки с описанием функций тех или иных органоидов и органических веществ, чтобы их можно было включить в создаваемую модель. Социолизация: защита готовых схем (моделей) у доски с сопровождением слайдами. Афиширование: все работы вывешиваются на стенах кабинета, что позволяет учащимся мысленно возвращаться в пережитую ими мастерскую еще некоторое время. Рефлексия: просьба к учащимся написать мини-рассказ от имени одной белковой молекулы. При написании мини-рассказа, учащиеся еще раз переживут весь ход мастерской, поделятся эмоциями и впечатлениями. Приложения Информационная карточка Способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и сохраняется ею в течение всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков. Одна молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков. Каждый участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называется геном. Каждый ген - участок двойной спирали ДНК, на котором содержится информация о структуре определенного белка. Молекулы ДНК растений и животных содержатся в хромосомах ядра и отделены ядерной мембраной от цитоплазмы, в которой осуществляется синтез белков на рибосомах. Из ядра в цитоплазму к рибосомам высылается и-РНК, считываемая по принципу комплементарности с ДНК под влиянием фермента РНК-полимеразы Процесс списывания (считывания), или синтез РНК, называется транскрипцией (лат. "trans criptio" - переписывание). Информационная РНК - однонитевая молекула, ее транскрипция идет с одной нити двунитевой ДНК. Длина каждой молекулы и-РНК в сотни раз короче нити ДНК. Синтез и-РНК на одной из нитей ДНК происходит по принципу комплементарности Затем молекулы и-РНК направляются к рибосомам, на которых происходит синтез белка. Туда же из цитоплазмы поступают аминокислоты, доставляемые т-РНК. Поскольку в построении белков участвуют 20 аминокислот, то существуют не менее 20 разных т-РНК. В ряде мест цепочки т-РНК имеются 4-7 последовательных нуклеотидных звеньев, комплементарных друг другу. Здесь образуются водородные связи. Образуется сложная петлистая структура, похожая на цветок клевера. У его верхушки расположен триплет нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК, их называют антикодонами. У ножки листа клевера находится участок, связывающий аминокислоту. Нуклеотидный состав кодовых триплетов т-РНК комплементарен нуклеотидному составу триплетов и-РНК. Отдав аминокислоту,т-РНК покидает рибосому и присоединяет к себе следующую аминокислоту для транспортировки на рибосому. Операция трансляции занимает не более 1/5-1/6 с и полипептидная цепь у...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.26 | Просмотров: 1469
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|