Деятельностьучителя
| Деятельностьучащихся
|
I. Организационныймомент
|
Приветствие,эмоциональный настрой.
| Подготовка к началуурока
|
II. Изучениенового материала
|
1. Первичное знакомство сАфрикой
|
1. Эмоциональный рассказ учителя с параллельной демонстрацией слайдов № 3-4 «Африка – неизлечимаястрасть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бойтамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушкемускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будетвозвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этимнеобычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, вподлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и бытафриканцев …» (Владимир Корочанцев)
|
|
- Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучениеАфрики. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте.А какой представляется Африка вам?!
| Рассуждения ребят наоснове собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу «Многоликая Африка»
|
- Действительно, Африка – второй по величине материк после Евразии,самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река мира, самая большаятропическая пустыня, крупнейший массив тропических лесов. Название материка –«Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые жили в одном из районов на северематерика.
|
|
2. Введение понятия «физико-географическоеположение материка»
|
Проблемный вопрос и эвристическая беседа на ее основе.
|
|
Почему Африка именно такая, какой знает ее Владимир Корочанцев, какой увидели вы ее на слайд-шоу? Возможные наводящиевопросы беседы: - Почему в Африке жаркои не бывает снега? - Почему в Антарктидехолодно? - Почему у нас климатразнообразный?
| Возможные предположения ребят: - Африку пересекает экватор. - Антарктида находится на полюсе? - Мы живем между экватором и полюсом.
|
Действительно, особенностиприроды территории зависят от ее местоположения на Земле. И вы в этом сегоднясможете убедиться сами. - Откройте страницу 107«Оглавление» в учебнике и скажите о порядке изложения материалов учебника оматериках.
| Работая с учебником,ребята убеждаются в том, что изучение каждого материка начинается сгеографического положения и делают вывод.
|
Вывод: особенности природы зависят от ее местоположения на планетеЗемля, т.е. географическогоположения
|
- Значит, нам надопознакомиться с положением материка на Земле, т.е. с физико-географическимположением.
|
|
- Предположите, какиепункты могут быть в плане характеристики ФГП материка. - На экране появляетсятиповой план описания ФГП материка.
| Предположения: - размеры территории;
- положение относительно экватора;
- какие моря и океаны омывают и т.д.
|
3. Описание географического положенияматерика (Слайд № 11)
|
- А сейчас все вместе опишем ФГП материка.
| Работа проводиться фронтально,ребята работают в контурных картах, отмечая особенности географическогоположения Африки. Один ученик работает на доске.
|
1. Положение материка относительно экватора, тропиков и начальногомеридиана.
| - Экватор пересекает почти посередине,располагается в северном и южном полушарии. Большая часть лежит на северномполушарии.
- Северный и Южный тропики пересекают материк,большая часть ее территории находится между ними.
- Начальный меридиан пересекает ее на западе,большая часть лежит в восточном полушарии.
|
Вывод: Африка лежит в четырехполушариях, большая ее часть располагается между тропиками, по отношению кначальному меридиану в восточном полушарии.
|
2. Крайние точкиматерика и их координаты. Протяженность материкас севера на юг и с запада на восток.
| - Ученик у доски определяет, отмечает точки изаписывает их координаты на электронной карте.
- Совместно с учителем определяют протяженностьв градусах по широте и долготе.
|
3. В какихклиматических поясах располагается.
| По электронной картеопределяют пояса и особенности их расположения
|
Африка располагается в 7климатических поясах, 3 из них – субэкваториальный, тропический исубтропический имеются в северном и южном полушариях. (Слайд № 12)
|
4. Омывающие берегаморя и океаны
| На электронной карте подписывает объекты береговой линии:Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейскийи Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебскийпроливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.
|
Берега материка изрезаны неочень сильно, мало глубоких заливов, омывают два океана, вдоль берегов малоостровов, особенно с запада, со стороны Атлантического океана.
|
5. Расположениеотносительно других материков
| - Располагается близко к Евразии, отделен узкимСуэцким каналом, а раньше, наоборот был соединен с Суэцким перешейком.
- Остальные материки отделены океанами.
|
Африка – это, по образномувыражению Н.Гумилева, «груша на дереве Евразии.
|
4. Закрепление изученного материала
|
Тест – неоконченнаяфраза. - Африка посередине пересекается …
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|