Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Параллельное соединение проводников
Автор(ы): Щирикова Нина Алексеевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: сформировать знания о параллельном соединении проводников, способах расчета параметров цепи, закрепить умения сборки электрических цепей; развивать творческие способности (умение видеть противоречие, формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить выход из проблемной ситуации). Оборудование: на каждом столе два резистора по 4 Ом, источник питания, амперметр, вольтметр, соединительные провода. На уроке используются проблемные методы обучения. Учащиеся должны осознать противоречие между известными им фактами и результатами эксперимента, выводами, которые они сделали из этих фактов, и результатами опыта, сформулировать проблему и разрешить ее. На предыдущих уроках изучено последовательное соединение проводников. Тема урока не объявляется учителем, а формулируется учащимися в конце урока. Этот прием используется для того, чтобы дети еще раз повторили материал урока и осмыслили его. На доске представлен весь объем работы, которую предстоит сделать на уроке. Ход урока Организационный момент. Вид доски в начале урока. U=R= IP= Io= | Дано:U=7,5B R1=5Ом R2=15Ом I-? | Дано:U=2,4B R1=2Ом R2=3Ом R-? I-? | Дано:R1=24Ом R2=8Ом I2=3A I1-? | Дано:I1=2A I2=4A U=12B R1-? R2-? R-? | Гипотезы.1. 2. 3. 4. | Актуализация знаний. - Фронтальный опрос.
- Дайте определение электрического тока.
- Каковы условия существования электрического тока в цепи?
- Как можно создать электрическое поле в проводнике?
- Какие физические величины характеризуют электрический ток и электрическое поле?
- С помощью каких приборов можно измерить силу тока и напряжение на участке цепи и как эти приборы подключаются?
Создание проблемной ситуации. Учитель задает вопрос: Ребята, вы знаете, что чем больше резисторов в цепи, тем больше ее сопротивление и тем меньше сила тока при условии, что напряжение не изменяется. Если мы соберем цепь из двух резисторов по 4 Ом каждый, чему будет равно ее сопротивление? (Ответ: 8 Ом). Учитель: Проверим наше предположение. Соберите цепь, схема которой начерчена на доске, измерьте напряжение, рассчитайте силу тока. Результаты вашей работы мы запишем на доске. Учащиеся выполняют задание и получают такие результаты: U=4 B, R=8 Oм, I=0,5 A Учитель предлагает проверить полученный результат на опыте. Учащиеся измеряют силу тока в подводящих проводах. I=2 A. Результаты расчетов и опыта не совпали. Почему? Разрешение проблемной ситуации. Учитель предлагает выдвигать гипотезы и записывает их на доске. Гипотезы возможны такие: - неправильно собрана цепь;
- допущена ошибка при вычислениях;
- проводники соединены не последовательно, поэтому нужно искать другие способы расчета параметров цепи.
После обсуждения гипотез приходят к выводу, что сопротивление в данной цепи не равно сумме сопротивлений составляющих ее резисторов и определять его надо по-другому. Следует анализ схемы цепи, дается определение параллельного соединения проводников, обсуждаются особенности распределения токов и напряжений на различных участках цепи. Учитель: Как же можно определить сопротивление цепи? Позволяют ли данные нашего опыта сделать это? Учащиеся приходят к выводу, что надо воспользоваться законом Ома. I=U/R, R=U/I, R=2 Oм Далее обращается внимание учащихся на то, что общее сопротивление цепи меньше каждого из входящих в нее сопротивлений. Анализируя схемы, учащиеся приходят к выводу, что при последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи больше большего, а при параллельном меньше меньшего сопротивления составляющих цепь резисторов. В качестве подводящего к правильному решению приема можно использовать аналогию с водой, разбегающейся по двум или нескольким ручейкам. Закрепление и углубление знаний. Задача № 1. Два параллельно соединенных проводника подключены к источнику постоянного напряжения 12 В. Сила тока в первом проводнике равна 2 А, во втором проводнике 4 А. Определите сопротивление каждого проводника и общее сопротивление цепи. (Ответ. R1=6 Ом, R2=3 Ом, R=2 Ом). Решение задачи записывается на доске и в тетрадях, после чего в ходе подводящего диалога выводится формула зависимости силы тока от сопротивлений проводников. Вопросы подводящего диа...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.27 | Просмотров: 1561
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|