Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Параллельное соединение проводников - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Параллельное соединение проводников


Автор(ы): Щирикова Нина Алексеевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • сформировать знания о параллельном соединении проводников, способах расчета параметров цепи, закрепить умения сборки электрических цепей;
  • развивать творческие способности (умение видеть противоречие, формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить выход из проблемной ситуации).
Оборудование: на каждом столе два резистора по 4 Ом, источник питания, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
На уроке используются проблемные методы обучения. Учащиеся должны осознать противоречие между известными им фактами и результатами эксперимента, выводами, которые они сделали из этих фактов, и результатами опыта, сформулировать проблему и разрешить ее. На предыдущих уроках изучено последовательное соединение проводников.
Тема урока не объявляется учителем, а формулируется учащимися в конце урока. Этот прием используется для того, чтобы дети еще раз повторили материал урока и осмыслили его.
На доске представлен весь объем работы, которую предстоит сделать на уроке.
Ход урока
Организационный момент.

Вид доски в начале урока.
U=R=
IP=
Io=
Дано:U=7,5B
R1=5Ом
R2=15Ом
I-?
Дано:U=2,4B
R1=2Ом
R2=3Ом
R-? I-?
Дано:R1=24Ом
R2=8Ом
I2=3A
I1-?
Дано:I1=2A
I2=4A
U=12B
R1-?
R2-?
R-?
Гипотезы.1.
2.
3.
4.
Актуализация знаний.
  1. Фронтальный опрос.
  2. Дайте определение электрического тока.
  3. Каковы условия существования электрического тока в цепи?
  4. Как можно создать электрическое поле в проводнике?
  5. Какие физические величины характеризуют электрический ток и электрическое поле?
  6. С помощью каких приборов можно измерить силу тока и напряжение на участке цепи и как эти приборы подключаются?
Создание проблемной ситуации.
Учитель задает вопрос: Ребята, вы знаете, что чем больше резисторов в цепи, тем больше ее сопротивление и тем меньше сила тока при условии, что напряжение не изменяется. Если мы соберем цепь из двух резисторов по 4 Ом каждый, чему будет равно ее сопротивление? (Ответ: 8 Ом).
Учитель: Проверим наше предположение. Соберите цепь, схема которой начерчена на доске, измерьте напряжение, рассчитайте силу тока. Результаты вашей работы мы запишем на доске.
Учащиеся выполняют задание и получают такие результаты:
U=4 B, R=8 Oм, I=0,5 A
Учитель предлагает проверить полученный результат на опыте. Учащиеся измеряют силу тока в подводящих проводах. I=2 A.
Результаты расчетов и опыта не совпали. Почему?
Разрешение проблемной ситуации.
Учитель предлагает выдвигать гипотезы и записывает их на доске.
Гипотезы возможны такие:
  • неправильно собрана цепь;
  • допущена ошибка при вычислениях;
  • проводники соединены не последовательно, поэтому нужно искать другие способы расчета параметров цепи.
После обсуждения гипотез приходят к выводу, что сопротивление в данной цепи не равно сумме сопротивлений составляющих ее резисторов и определять его надо по-другому. Следует анализ схемы цепи, дается определение параллельного соединения проводников, обсуждаются особенности распределения токов и напряжений на различных участках цепи.
Учитель: Как же можно определить сопротивление цепи? Позволяют ли данные нашего опыта сделать это?
Учащиеся приходят к выводу, что надо воспользоваться законом Ома.
I=U/R, R=U/I, R=2 Oм
Далее обращается внимание учащихся на то, что общее сопротивление цепи меньше каждого из входящих в нее сопротивлений.
Анализируя схемы, учащиеся приходят к выводу, что при последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи больше большего, а при параллельном меньше меньшего сопротивления составляющих цепь резисторов. В качестве подводящего к правильному решению приема можно использовать аналогию с водой, разбегающейся по двум или нескольким ручейкам.
Закрепление и углубление знаний.
Задача № 1.
Два параллельно соединенных проводника подключены к источнику постоянного напряжения 12 В. Сила тока в первом проводнике равна 2 А, во втором проводнике 4 А. Определите сопротивление каждого проводника и общее сопротивление цепи. (Ответ. R1=6 Ом, R2=3 Ом, R=2 Ом).
Решение задачи записывается на доске и в тетрадях, после чего в ходе подводящего диалога выводится формула зависимости силы тока от сопротивлений проводников.
Вопросы подводящего диа...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.27 | Просмотров: 1561

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340