Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система занятий по обучению риторике детей старшего дошкольного возраста - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Система занятий по обучению риторике детей старшего дошкольного возраста


Автор(ы): Фролова Наталья Дмитриевна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.
В этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Оно предполагает следование нормам литературного языка и “умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения” (Цицерон М.Т.)
Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.
Этот курс предполагает научить серьезным вещам, но методика всей работы задумана, как увлекательное дело, для детей и взрослых.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение риторике дошкольников старшего возраста.
ЗАДАЧИ:
  1. Обучение умению строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
  2. Расширение знаний о структуре текста и представлений о способах связи между структурными частями высказывания.
  3. Формирование осознанного отношения к собственной речи.
  4. Закрепление знаний норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуаций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
  1. Традиция “Приветствие”.
  2. Создание моделей, символов и работа с ними.
  3. Пятиминутки речевой гимнастики (упражнения на развитие дыхания, интонации, ритма и т.п.).
  4. Ортологические гимнастики (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка).
  5. Мастер – минутки (выступления ребенка с домашними заготовками, “познавательные минутки”, “Звездный час”).
  6. Самостоятельная работа детей (работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание мини – спектаклей, песенок).
  7. Традиция “Прощание” (“Шкала Настроения”).
ОКТЯБРЬ
ТЕМА: ПЛОХО ОДНОМУ.
ЗАДАЧА:
Раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение И. Сигсгорд “Палле один на свете”
МАТЕРИАЛ: рисунки – настроения, цветные карандаши, фломастеры, письма – рисунки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Беседа по прочитанной истории “Палле один на свете”.
Раскрашивание рисунков-настроений.
Чтение стихотворения А.Барто “Я люблю ходить вдвоем”.
Обыгрывание стихотворения.
Речевая гимнастика.
Знакомство с Риториком.
Письма-рисунки.
ТЕМА: УЧИМСЯ ВЕЖЛИВОСТИ.
ЗАДАЧА:
Учить детей употреблять различные слова – приветствия – в зависимости от адресата. Определять степень вежливого поведения, оценивать его позиции и вежливо – невежливо (не совсем вежливо) – грубо, учитывая ситуацию общения. Работа над интонацией, голосом.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Изготовление писем – рисунков, чтение рассказа Э.Успенского “Трое из Простоквашино”.
МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, фломастеры, книжки – раскраски, рисунки – символы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Проверка домашнего задания (рассказ по письму-рисунку).
“Путешествие в страну “Вежливости” разыгрывание ситуаций.
Игра-соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет слова-приветствия.
Д/и “Поприветствуем Кота в сапогах”.
Придумывание рисунков – символов” Добрый день”, “Доброе утро”, “Добрый вечер”.
Речевая пятиминутка “Угадай, чей голосок?”
ТЕМА: ЗНАЙКИНА ШКОЛА.
ЗАДАЧА:
Закрепить употребление форм приветствий на примере повседневных речевых ситуаций. Продолжение работы над интонацией.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение книги Н.Носова “Незнайка и его друзья”.
МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, ножницы, цветная бумага., клей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И БЕСЕДА.
ЗНАКОМСТВО Риторика с учениками Знайкиной школы.
Придумывание героям сказки Н.Носова имена и отчества (Д/и “Придумаем вместе”).
Разыгрывание речевых ситуаций.
Чтение стихотворения Т.Собакина “Здравствуй, гусь!” и беседа по прочитанному.
Речевая гимнастика “Кто в теремочке живет?”.
НОЯБРЬ
ТЕМА: СЛОВО ВЕСЕЛИТ, ОГОРЧАЕТ, УТЕШАЕТ…
ЗАДАЧА:
Знакомство детей с тем, что речь является средством воздействия на воображение и поведение людей. Формирование речевого дыхания. Работа над интонацией, голосом.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение К.Чуковского “Путаница”.
Чтение сказки “Курочка Ряба” и придумывание слова – утешения деду и бабе.
МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, картинки – раскраски.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Анализ речевых ситуаций.
Работа над рисунками.
Чтение и анализ стихотворения Э.Мошковской “Петрушка”.и беседа.
Работа по сказке К.Чуковского “Путаница”.
“Риторика утешения” (“Курочка Ряба”).
Д/и “В зоопарке”.
Формирование диафрагмального дыхания (“Надуй шарик”).
ТЕМА: ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ.
ЗАДАЧА:
Познакомить детей с ролью речи в организации совместной деятельности (на примере считалок). Работа над дыханием. Познакомить с особенностями считалок (ритм и громкое произнесение отдельных наиболее важных слов).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Разучивание считалок, придумывание считалок.
МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, рисунки, книжки – раскраски.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Чтение детьми считалок.
Сравнение считалок (смешные и серьезные, длинные и короткие).
Придумывание считалок.
Рисунки-считалки.
Д/и “Лесная считалка”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
ДЕКАБРЬ
ТЕМА: ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ.
ЗАДАЧА:
Знакомство детей с тем, что речь является средством организации и планирования деятельности людей. Работа над дыханием, ритмом, интонацией.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение и заучивание слов персонажей из сказки “Лиса, заяц и петух”.
Изготовление с родителями масок, костюмов.
МАТЕРИАЛ: маски, костюмы персонажей сказки
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Театральная игра – драматизация “Лиса, заяц и петух”.
Чтение и анализ рассказа Е.Пермяка “Бумажный змей”.
Д/и “Распредели роли”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
ТЕМА:УСТНАЯ РЕЧЬ.
ЗАДАЧА:
Вызвать у детей интерес к собственной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному ее совершенствованию. Знакомство с особенностями устной речи, как темп, громкость, тембр (окраска голоса). Учить оценивать стороны речи в различных ситуациях общения. Обратить внимание на поведение собеседников во время разговоров, выступления, и их жестам, мимики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯРАБОТА:
Подбор и заучивание загадок.
Изготовление папок с загадками.
МАТЕРИАЛ: книжки – малышки с загадками, папки загадок, бумага, фломастеры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Анализ речевых ситуаций.
Отгадывание загадок.
Демонстрация своих придуманных загадок.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Д/и “Угадай, какая форма речи?”
Д/и “Помогите Пятачку”.
Рисунки-символы.
ТЕМА: ГРОМКО – ТИХО.
ЗАДАЧА:
Знакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Заучивание стихов с различной степенью громкости.
Подготовить объявление об экскурсии в музей и произнести перед группой.
МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки – раскраски, рисунки – стихи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Анализ речевых ситуаций.
Работа с рисунками и вывод по теме.
Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения (дети читают стихи о тишине).
Особенности пения частушек.
Чтение стихотворения Г.Сапгира “Оруны”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная работа детей (произнесение подготовленных текстов объявлений).
ТЕМА: БЫСТРО – МЕДЛЕННО.
ЗАДАЧА:
Дать детям представления о темпе речи. Работать над дыханием.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Подготовка детьми пересказов текстов.
Заучивание скороговорок.
МАТЕРИАЛ: рисунки – раскраски, бумага, фломастеры, книги с детскими стихами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Анализ заранее подготовленных детьми текстов “Лиса и заяц”, “Огурец и капуста” (шутка), “Страшный сон”.
Анализ речевых ситуаций.
Д/и “Кошкин дом”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Дифференциация носового и ротового дыхания “Вдох – выдох”.
ЯНВАРЬ
ТЕМА: ОТ ЧИСТОГОВОРКИ К СКОРОГОВОРКИ
.
ЗАДАЧА: Показать детям роль чистоговорок и скороговорок в совершенствовании их устной речи. Работа над дыханием.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Заучивание чистоговорок и скороговорок.
Изготовление мини-книжек с чистоговорками и скороговорками .
МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, книжки-малышки, рисунки, книги со скороговорками.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Проговаривание чистоговорок.
Различие чистоговорок и скороговорок и анализ.
Конкурс на лучшее произнесение чистоговорок и скороговорок.
ТЕМА: УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ.
ЗАДАЧА: Продолжить знакомство детей с такой особенностью устной речи, как тембр. Работа над дыханием и темпом речи.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Заучивание детьми веселых стихов.
Подготовка и инсценировка сказки “Три медведя”.
МАТЕРИАЛ: маски, костюмы, бумага, цветные карандаши, сказки “Три поросенка”, “Волк и семеро козлят”, “Красная Шапочка”, “Три медведя”.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Д/и “Угадай, кто говорит?”
Д/и “Поиграем – угадаем!”
Д/и “Кто за дверью?”
Анализ речевых ситуаций.
Инсценировка отрывка из сказки “Красная Шапочка”.
Самостоятельная работа по сказке “Три медведя”.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА: РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
.
ЗАДАЧА: Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. Работа над дыханием и темпом речи.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение стихотворение К.Чуковского “Телефон”.
МАТЕРИАЛ: игрушечные телефоны, книги, рисунки, бумага, фломастеры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Разговор по ролям (Риторик позвонил маме на работу и разговор с мамой).
Разыгрывание речевых ситуаций с использованием 2-х телефонов.
Диалоги по ролям.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорки.
Чтение по ролям стихотворения К.Чуковского “Телефон”.
ТЕМА: МИМИКА И ЖЕСТЫ.
ЗАДАЧА:
Знакомство детей с несловесными средствами общения. Работа на дыханием, темпом речи.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство со сказкой К.Чуковского “Цыпленок”.
МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки, иллюстрации, книги с детскими стихами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Работа по сказке К.Чуковского “Цыпленок”.
Моделирование мимики и жестов.
Самостоятельная работа детей по картинкам.
Речевая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Чтение: “Черепаха” (используя мимику и жесты),
“Кислые стихи”,
“Воробушки”,
“В ручеек смотрит лось”,
“Нелетающий зонт”.
Анализ.
Рисование стихотворения.
ТЕМА: ДО СВИДАНИЯ!
ЗАДАЧА:
Научить детей употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата. Работа над темпом речи и дыханием.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство со стихотворениями А.Барто.
МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, книги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.28 | Просмотров: 2003

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340