Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система занятий по обучению риторике детей старшего дошкольного возраста
Автор(ы): Фролова Наталья Дмитриевна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Практика показала, что большинство старших дошкольников не могут или не правильно составляют публичные выступления, т.е. монологи. И развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. В этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Возникает вопрос, что же понимается под эффективным общением? Оно предполагает следование нормам литературного языка и “умение так строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения” (Цицерон М.Т.) Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости. Этот курс предполагает научить серьезным вещам, но методика всей работы задумана, как увлекательное дело, для детей и взрослых. ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение риторике дошкольников старшего возраста. ЗАДАЧИ: Обучение умению строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств. Расширение знаний о структуре текста и представлений о способах связи между структурными частями высказывания. Формирование осознанного отношения к собственной речи. Закрепление знаний норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуаций. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: - Традиция “Приветствие”.
- Создание моделей, символов и работа с ними.
- Пятиминутки речевой гимнастики (упражнения на развитие дыхания, интонации, ритма и т.п.).
- Ортологические гимнастики (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка).
- Мастер – минутки (выступления ребенка с домашними заготовками, “познавательные минутки”, “Звездный час”).
- Самостоятельная работа детей (работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание мини – спектаклей, песенок).
- Традиция “Прощание” (“Шкала Настроения”).
ОКТЯБРЬ ТЕМА: ПЛОХО ОДНОМУ. ЗАДАЧА: Раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение И. Сигсгорд “Палле один на свете” МАТЕРИАЛ: рисунки – настроения, цветные карандаши, фломастеры, письма – рисунки. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Беседа по прочитанной истории “Палле один на свете”. Раскрашивание рисунков-настроений. Чтение стихотворения А.Барто “Я люблю ходить вдвоем”. Обыгрывание стихотворения. Речевая гимнастика. Знакомство с Риториком. Письма-рисунки. ТЕМА: УЧИМСЯ ВЕЖЛИВОСТИ. ЗАДАЧА: Учить детей употреблять различные слова – приветствия – в зависимости от адресата. Определять степень вежливого поведения, оценивать его позиции и вежливо – невежливо (не совсем вежливо) – грубо, учитывая ситуацию общения. Работа над интонацией, голосом. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовление писем – рисунков, чтение рассказа Э.Успенского “Трое из Простоквашино”. МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, фломастеры, книжки – раскраски, рисунки – символы. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Проверка домашнего задания (рассказ по письму-рисунку). “Путешествие в страну “Вежливости” разыгрывание ситуаций. Игра-соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет слова-приветствия. Д/и “Поприветствуем Кота в сапогах”. Придумывание рисунков – символов” Добрый день”, “Доброе утро”, “Добрый вечер”. Речевая пятиминутка “Угадай, чей голосок?” ТЕМА: ЗНАЙКИНА ШКОЛА. ЗАДАЧА: Закрепить употребление форм приветствий на примере повседневных речевых ситуаций. Продолжение работы над интонацией. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение книги Н.Носова “Незнайка и его друзья”. МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, ножницы, цветная бумага., клей. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И БЕСЕДА. ЗНАКОМСТВО Риторика с учениками Знайкиной школы. Придумывание героям сказки Н.Носова имена и отчества (Д/и “Придумаем вместе”). Разыгрывание речевых ситуаций. Чтение стихотворения Т.Собакина “Здравствуй, гусь!” и беседа по прочитанному. Речевая гимнастика “Кто в теремочке живет?”. НОЯБРЬ ТЕМА: СЛОВО ВЕСЕЛИТ, ОГОРЧАЕТ, УТЕШАЕТ… ЗАДАЧА: Знакомство детей с тем, что речь является средством воздействия на воображение и поведение людей. Формирование речевого дыхания. Работа над интонацией, голосом. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение К.Чуковского “Путаница”. Чтение сказки “Курочка Ряба” и придумывание слова – утешения деду и бабе. МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, картинки – раскраски. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Анализ речевых ситуаций. Работа над рисунками. Чтение и анализ стихотворения Э.Мошковской “Петрушка”.и беседа. Работа по сказке К.Чуковского “Путаница”. “Риторика утешения” (“Курочка Ряба”). Д/и “В зоопарке”. Формирование диафрагмального дыхания (“Надуй шарик”). ТЕМА: ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ. ЗАДАЧА: Познакомить детей с ролью речи в организации совместной деятельности (на примере считалок). Работа над дыханием. Познакомить с особенностями считалок (ритм и громкое произнесение отдельных наиболее важных слов). ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание считалок, придумывание считалок. МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, иллюстрации, рисунки, книжки – раскраски. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Чтение детьми считалок. Сравнение считалок (смешные и серьезные, длинные и короткие). Придумывание считалок. Рисунки-считалки. Д/и “Лесная считалка”. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. ДЕКАБРЬ ТЕМА: ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ. ЗАДАЧА: Знакомство детей с тем, что речь является средством организации и планирования деятельности людей. Работа над дыханием, ритмом, интонацией. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение и заучивание слов персонажей из сказки “Лиса, заяц и петух”. Изготовление с родителями масок, костюмов. МАТЕРИАЛ: маски, костюмы персонажей сказки МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Театральная игра – драматизация “Лиса, заяц и петух”. Чтение и анализ рассказа Е.Пермяка “Бумажный змей”. Д/и “Распредели роли”. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. ТЕМА:УСТНАЯ РЕЧЬ. ЗАДАЧА: Вызвать у детей интерес к собственной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному ее совершенствованию. Знакомство с особенностями устной речи, как темп, громкость, тембр (окраска голоса). Учить оценивать стороны речи в различных ситуациях общения. Обратить внимание на поведение собеседников во время разговоров, выступления, и их жестам, мимики. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯРАБОТА: Подбор и заучивание загадок. Изготовление папок с загадками. МАТЕРИАЛ: книжки – малышки с загадками, папки загадок, бумага, фломастеры. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Анализ речевых ситуаций. Отгадывание загадок. Демонстрация своих придуманных загадок. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Д/и “Угадай, какая форма речи?” Д/и “Помогите Пятачку”. Рисунки-символы. ТЕМА: ГРОМКО – ТИХО. ЗАДАЧА: Знакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание стихов с различной степенью громкости. Подготовить объявление об экскурсии в музей и произнести перед группой. МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки – раскраски, рисунки – стихи. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Анализ речевых ситуаций. Работа с рисунками и вывод по теме. Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения (дети читают стихи о тишине). Особенности пения частушек. Чтение стихотворения Г.Сапгира “Оруны”. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Самостоятельная работа детей (произнесение подготовленных текстов объявлений). ТЕМА: БЫСТРО – МЕДЛЕННО. ЗАДАЧА: Дать детям представления о темпе речи. Работать над дыханием. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Подготовка детьми пересказов текстов. Заучивание скороговорок. МАТЕРИАЛ: рисунки – раскраски, бумага, фломастеры, книги с детскими стихами. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Анализ заранее подготовленных детьми текстов “Лиса и заяц”, “Огурец и капуста” (шутка), “Страшный сон”. Анализ речевых ситуаций. Д/и “Кошкин дом”. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дифференциация носового и ротового дыхания “Вдох – выдох”. ЯНВАРЬ ТЕМА: ОТ ЧИСТОГОВОРКИ К СКОРОГОВОРКИ. ЗАДАЧА: Показать детям роль чистоговорок и скороговорок в совершенствовании их устной речи. Работа над дыханием. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание чистоговорок и скороговорок. Изготовление мини-книжек с чистоговорками и скороговорками . МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, книжки-малышки, рисунки, книги со скороговорками. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Проговаривание чистоговорок. Различие чистоговорок и скороговорок и анализ. Конкурс на лучшее произнесение чистоговорок и скороговорок. ТЕМА: УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ. ЗАДАЧА: Продолжить знакомство детей с такой особенностью устной речи, как тембр. Работа над дыханием и темпом речи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание детьми веселых стихов. Подготовка и инсценировка сказки “Три медведя”. МАТЕРИАЛ: маски, костюмы, бумага, цветные карандаши, сказки “Три поросенка”, “Волк и семеро козлят”, “Красная Шапочка”, “Три медведя”. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Д/и “Угадай, кто говорит?” Д/и “Поиграем – угадаем!” Д/и “Кто за дверью?” Анализ речевых ситуаций. Инсценировка отрывка из сказки “Красная Шапочка”. Самостоятельная работа по сказке “Три медведя”. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. ФЕВРАЛЬ ТЕМА: РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ. ЗАДАЧА: Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. Работа над дыханием и темпом речи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение стихотворение К.Чуковского “Телефон”. МАТЕРИАЛ: игрушечные телефоны, книги, рисунки, бумага, фломастеры. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Разговор по ролям (Риторик позвонил маме на работу и разговор с мамой). Разыгрывание речевых ситуаций с использованием 2-х телефонов. Диалоги по ролям. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Чистоговорки. Чтение по ролям стихотворения К.Чуковского “Телефон”. ТЕМА: МИМИКА И ЖЕСТЫ. ЗАДАЧА: Знакомство детей с несловесными средствами общения. Работа на дыханием, темпом речи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство со сказкой К.Чуковского “Цыпленок”. МАТЕРИАЛ: бумага, цветные карандаши, рисунки, иллюстрации, книги с детскими стихами. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Работа по сказке К.Чуковского “Цыпленок”. Моделирование мимики и жестов. Самостоятельная работа детей по картинкам. Речевая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Чтение: “Черепаха” (используя мимику и жесты), “Кислые стихи”, “Воробушки”, “В ручеек смотрит лось”, “Нелетающий зонт”. Анализ. Рисование стихотворения. ТЕМА: ДО СВИДАНИЯ! ЗАДАЧА: Научить детей употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата. Работа над темпом речи и дыханием. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство со стихотворениями А.Барто. МАТЕРИАЛ: бумага, фломастеры, рисунки, иллюстрации, книги. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.28 | Просмотров: 2003
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|