Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения


Автор(ы): Корнева Наталья Валентиновна, учитель математики; Сон Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: М.В. Ломоносов и эпоха просвещения.
Содержание урока: Новаторские приёмы в литературном творчестве М.В.Ломоносова. Расширение знаний учащихся о Ломоносове как о великом русском учёном.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
в 9-м классе в курсе литературы изучается творчество М.В.Ломоносова. Вводный урок по данной теме предполагает краткое знакомство с биографией поэта. Для того, чтобы охарактеризовать М.В.Ломоносова как разносторонне развитого человека, показать его влияние на развитие русской науки, решено было провести интегрированный урок литературы с химией, физикой, географией, мировой художественной культурой. Для большей наглядности использованы такие технические средства как компьютер, мультимедийная приставка, презентации учителей и учеников, выполненные в программе Power Point, оверхедпроектор, плёнки к оверхедпроектору.
ЦЕЛИ:
  • Познакомить учащихся с реформой русского литературного языка, у истоков которой стояли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов.
  • На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине;
  • Показать наличие межпредметных связей в области литературы, химии, физики, географии и МХК,
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • Портрет М.В. Ломоносова;
  • Компьютер;
  • Мультимедийная приставка;
  • Оверхедпроектор.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок мы посвящаем Великому русскому учёному, Гению русской литературы, реформатору и естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову.
“Хотя голова моя много и зачинает, да руки одни”.
М.В.Ломоносов.
Трудную и нелёгкую жизнь прожил этот русский учёный-энциклопедист, первый русский академик.
Ученик 1: Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, в Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку учился в Москве на священника. У него была большая библиотека. Мать Михаила – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. Она научила сына читать ещё в юном возрасте. Домашнее образование позволило ему в 1730 году поступить в Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучал латинский язык, политику, риторику, философию.
В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Магдебургский университет. Затем М.В.Ломоносов продолжил обучение в Фрейберге, у профессора химии и металлургии Генкеля.
В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность.
В 1745 году Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
Ученик 2: Научные труды учёного следуют один за другим. Диапазон исследований необычно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет, который сейчас носит его имя.
1758 год – по настоянию Ломоносова была построена первая химическая научно-исследовательская лаборатория, где учёный выполнил большую серию опытов. В частности, изучал действие кислот на металлы, разрабатывал способы получения минеральных красок, им были получены разноцветные стёкла и составы для мозаичного художества. Здесь же он поставил опыты, доказавшие закон сохранения массы вещества. Тем самым было опровергнуто мнение Р. Бойля, который ошибочно считал, что увеличение массы обжигаемых металлов происходит за счёт присоединения к ним частиц огненной материи.
Ученик 3: Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, отдельные положения которой предвосхитили представления атомно-молекулярного учения. Атомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами. “Корпускулы разнородны, – считал Ломоносов, – когда элементы их различны и соединены разным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел”.
В своём произведении “Размышления о причине теплоты и холода” Ломоносов показал, что теплота – это не особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц (корпускул), которое прекращается лишь при достижении “низшего градуса холода” (так называл он температуру абсолютного нуля.)
Ученик 4: Большой вклад в географическое изучение России внёс М.В.Ломоносов. Он изучал строение Земли и образование различных форм рельефа, океаны и моря, северное сияние и другие атмосферные явления. Был знатоком северных полярных стран. Ломоносов прекрасно понимал огромное значение развития географических знаний и представлений о территории своего государства. Возглавляя Географический департамент Академии наук, он постоянно поддерживал ученых, занятых изучением России, помогая им, Ломоносов был уверен, что “Могущество Российское прирастать будет Сибирью”. М.В.Ломоносову принадлежит идея освоения Северного морского пути. По его инициативе была организована полярная экспедиция В. Г. Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.
Ученик 5: Ещё до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Он живо заинтересовался искусной работой итальянских мастеров, доведших свою смальтовую “палитра” до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова привлекла к себе задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Проделав в общей сложности около четырёх тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков. Уже в первой серии опытов впервые в качестве красителя была применена ртуть, в результате чего было получено стекло “бледно-пурпурового цвета”. Немало потрудился учёный для получения “золотого рубинового стекла”. Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения “золотого рубина”, оказавшуюся не под силу его многим западноевропейским соплеменникам.
Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу – мозаичный портрет Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. Его он подносит в дар Елизавете Петровне.
Позже Михаил Васильевич приступает к работе над мозаичным портретом Петра Великого.
Учитель: Мы с вами увидели М.В. Ломоносова в качестве учёного – исследователя: химика, физика, географа. Немалый вклад в науку внёс Ломоносов как филолог. Главной задачей нашего сегодняшнего урока является знакомство с теорией “трёх штилей” Ломоносова, а также мы должны научиться работать со статьёй, а именно научиться конспектировать.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены.
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В.Ломоносов.
Один из ведущих литературных критиков 19 столетия В.Г.Белинский называл М.В.Ломоносова “Петром Великим” нашей литературы. Он впервые подошёл к литературе как к науке, систематизировав литературные жанры в соответствии со стилистикой языка.
ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА.
РАЗРЯДЫ СЛОВ.

2.РАБОТА СО СТАТЬЁЙ М.В. ЛОМОНОСОВА И ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Учитель: Рассмотрим статью М.В.Ломоносова “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”.
Задание:
1. Определите основную мысль статьи;
2. Составьте конспект статьи. (На доске – таблица, в которой левая часть приведена учителем, правая – заполняется учениками)
ВОПРОСЫ ПЛАНА ТЕЗИСЫ ПРИМЕЧАНИЕ
1.Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов. Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.
2.Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры. Высокий штиль “составляется из речевых славянороссийских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях.
3.Средний штиль. Особенности языка. Жанры. Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”.
4.Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. “Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.
3.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Учитель: Читаем статью о М.В.Ломоносове. Ответьте на вопрос “Какова реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы?”
4.РАБОТА ПО ОПОРНОМУ КОНСПЕКТУ.
РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.28 | Просмотров: 2010

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340