Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Деятельностный подход к урокам географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Деятельностный подход к урокам географии


Автор(ы): Зинченко Тамара Викторовна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На протяжении многих лет меня волновало то, что, заканчивая изучать курс природоведения мы переходили к изучению начального курса географии. И всё время не доставало какого-то перехода. Поэтому я решила использовать в своей работе программу Вильчанской для обучения в 5 классе.
Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно уже с ранних лет знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные - результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.
Учащиеся в данном курсе впервые узнают много необычного из истории географических открытий, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Курс Земляне и природа играет большую роль в экологическом воспитании учащихся. Таким образом, я работаю уже не один год в 5-х классах по авторской программе курса Земляне и природа. Избрала этот курс, так как он относится к развивающему обучению, является мостиком между окружающим миром в начальной школе и физической географией в 6-м классе, что позволяет грамотно решить методическую проблему, которая возникает у учителя. Изучая именно этот курс, я могу убедить детей в том, что география возникла в самой гуще жизни - в многоязычных морских портах, на шумных базарных площадях, в купеческих лавках и развивалась под неумолкаемый гул прибоя и свист ветра над скалами. Её озаряли полярные сияния и отблески вулканических извержений, обжигало тропическое солнце, и засыпали арктические снега. В географию шли наиболее отважные и предприимчивые люди, те, кто умел и любил рисковать, те, кто не знал большего счастья, чем счастье открытий, и с лёгким сердцем оставлял насиженные места. Эти люди шли на подвиг. И ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии: почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью. Этот курс даёт возможность познакомить обучающихся с великими путешественниками и их открытиями, дать первоначальное представление о географической оболочке и её развитии, создать представление о природе и как может изменить её человек своей хозяйственной деятельностью. (приложение 1)
В 6-7 классах использую новые для школы учебники и учебно-методические комплексы. Это география О.В.Крыловой, в которой осуществляется нетрадиционная подача материала, реализация деятельностного подхода в обучении, базирующаяся на концепции развивающего обучения. Учебники имеет большую практическую направленность, содержит разнообразные многоуровневые задачи. УМК для 6 и 7 классов богаты обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов.
Чтобы не нарушать преемственность развивающего обучения в 8-9 классах работаю по новым учебникам под редакцией В.П.Дронова, И.И.Бариновой, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе. В нём география России рассмотрена с позиций комплексного подхода в изучении географии. Первая часть посвящена природе России, её населению и тем отраслям хозяйства, которые ориентированы на природные ресурсы. Вторая же часть - характеристике хозяйства и крупных географических районов России.
Работая по развивающим учебно-методическим комплектам, учитываю требования к уровню подготовки выпускника по географии, что обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность вариативности в выборе программ.
Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада, презентации и представления материалов. Наиболее продуктивными в своей работе я считаю использование частично-поисковых и исследовательских методов, а так же метод прогнозирования. Работая по выше указанной программе, у меня появилась возможность для организации прогностической деятельности школьников в процессе обучения, предлагая им решить задачи типа: Какие меры следует принять для того, чтобы :; Какое воздействие будет оказано на ПТК, если :; Что произойдёт, если : и т.д. Постановка подобных заданий вызывает большой интерес у школьников, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, эрудицию.
Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов. Школьники должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.
Кроме понятийного материала предлагаю обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения (приложение 2)
Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.
Для того чтобы успешно выполнять подобные учебные задачи, ученикам предстоит овладеть ещё одним важным приёмом учебных действий - устанавливать по картам пространственные и другие соотношения между рассматриваемыми объектами.
В 6 классе по теме Различие гор по высоте. Определение географического положения гор географические задачи распределены следующим образом;
А. Определение высоты гор,
Б. Определение географического положения гор,
В*. Определение протяжённости гор.
  • А - наиболее простые задачи.
  • Сложнее - это задания Б.
  • Наиболее сложные - В*.
У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии в 5-7-х классах.
Таким образом, создана система контрольных работ по географии (индивидуальных самостоятельных работ обучаемых с целью определения качества овладения программными знаниями и умениями по итогам изучения темы), в том числе создан банк контрольно-измерительных материалов в форме тестов ко всем уровням обучения географии (6 - 11 классы).
На сегодняшний день создан электронный банк тестов для 6, 7 классов, а также для контроля знан...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.30 | Просмотров: 1822

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340