Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе
Автор(ы): Кошутина Наталия Васильевна, учитель географии; Сухопарова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Путешествие по глобусу и карте вместе с Жюлем Верном. Географическое прочтение романа «Пятнадцатилетний капитан». Его мечты на всей всемирной карте Оставили свой животворный знак. И.Северянин «Жюль Верн». Оборудование урока: - портрет писателя,
- физическая карта мира,
- атласы,
- контурные карты,
- диск с шумом океана,
- видеоаппаратура,
- кассета с в/фильмом о китах,
- книги.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 6 классе. Цель урока: - формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов;
- систематизация знаний, умений, навыков;
- повышение мотивации учебной деятельности.
Ход урока 1. Вступительное слово (под шум моря): Учитель литературы: 8 февраля 2008 года исполнилось 180 лет со дня рождения великого французского писателя – фантаста, создателя множества книг о путешествиях и приключениях Жюля Верна. Его герои побывали во всех уголках земного шара. Опускались на дно океана и долетали до Луны. Он путешествовал вместе с ними, не выходя из своего кабинета. Учитель географии : А мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по географической карте вместе с героями замечательного романа «Пятнадцатилетний капитан», не выходя из класса. С Диком Сендом, его друзьями и недругами мы пройдем маршрут команды шхуны «Пилигрим». Мы надеемся, что многие географические термины отныне в ваших сердцах зазвучат поэтически возвышенно. 2. Викторина по прочитанному (готовность к плаванию): - Почему поверхность моря иногда становится красноватой?
- Кто впервые назвал Дика Сэнда «пятнадцатилетним капитаном»?
- Каким образом удалось проскочить рифы при бушующем море?
- Где спасались путники от проливного ливня?
- О каких исследователях Африки рассказывает Жюль Верн?
- Какое известие, пришедшее 13 июня 1873 г., доставило большую радость всем работорговцам почему?
- Сколько длилось вынужденное путешествие героев романа? (6,5 месяцев)
- Итак, каждый из вас готов начать наше путешествие. Отдать швартовы! 3. Определение координат судна. Учитель географии:2 февраля 1873 г. Шхуна находилась на 430ю.ш. и 1650з.д. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам. 4. Словарная работа: Учитель литературы: Ребята, знаете ли вы ,что означает название шхуны – «Пилигрим»? «пилигрим» - странник, путник, путешественник, паломник к святым местам. Случайно ли Ж.Верн назвал судно именно так? - название подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям;
- оно характеризует героев: это смелые, отважные люди, кот-е не боятся никаких преград и готовы идти к своей цели.
Учитель географии: Итак, «Пилигрим» отправился в опасное путешествие. Мы восстановим тот маршрут, по которому намеревался провести корабль капитан Халл (Гуль), и тот, по которому судно отправилось из-за козней Негоро. Учитель литературы: Откроем первую страницу романа (чтение отрывка) Показ на карте упоминающихся геогр.объектов (Берингов пролив, о.Тасмания, мыс Горн, мыс Доброй Надежды, арх.Новая Зеландия, Атлантический океан, Тихий океан.) 6. Работа с текстом и просмотр видеосюжета. Учитель литературы: А для чего предназначалось судно «Пилигрим», чем занималась его команда?(ответ учеников). В настоящее время охота на китов запрещена, потому что из-за варварского истребления они почти исчезли и теперь занесены в Красную Книгу. Это очень красивые и могучие животные. (просмотр видеосюжета). Что случилось с командой «Пилигрима» во время охоты? (зачитать отрывок). А кого вам больше жаль - китиху или людей? Кто стал управлять судном, после гибели капитана? Есть мальчишки, которые в 15 лет проявляют свою самостоятельность: курят, грубят взрослым, ругаются матом, прогуливают уроки – им все нипочем. А есть такие, кто в 15 лет способен взять на себя ответственность за судьбы других людей, мужественно бороться с опасностями, крепко сжав зубы, терпеть лишения и несмотря ни на что идти к своей цели. Такого 15-летнего мальчишку (почти вашего ровесника) делает героем своего романа Жюль Верн. 7. Работа с картой. Учитель географии: Координаты после охоты на кита (глава 9). Судно незначительно уклонилось от намеченного курса. Оно находились под 430ю.ш. и 1640з.д. А куда же оно направлялось? (ответ ученика – Вальпараисо или другой ближайший порт на западном побережье Южной Америки). Отметить на карте в каком направлении должна была двигаться шхуна. А теперь вспомним, что сделал судовой кок Негоро, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку? (Разбил один компас, перерезал линь, под второй компас подложил железный брусок и судно отклонилось от курса на 45 градусов. После того как они миновали мыс Горн, он вынул брусок, и судно, выровняв курс, поплыло в Африку). Отметить на карте путь судна, по которому стало двигаться судно. 8. Беседа по тексту и работа с таблицей. Учитель литературы: По каким признакам Дик Сэнд догадался о страшной правде? (ответы учащихся с использованием таблиц животных). 9. Сообщение о истории географических карт. Учитель географии: Вспомните, что путешественники не смогли взять с разбившегося корабля? (геогр. карты, так как они оказались испорченными морской водой). А ведь будь у них карта, многих опасностей можно было избежать, т.к. карта – первый помощник путешественника. Выступление ученика: Древние жители Гавайских островов брали с собой в плавание тыкву. На ее кожуре они отмечали острова, которые проплывали, и это помогало им вернуться назад. Полинезийские мореходы делали карты из сплетенных веточек, которые указывали направления течений. Люди стали делать глиняные карты около 2600 лет назад: в центре круглой суши изображали Вавилон. К концу 16 ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.01 | Просмотров: 1785
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|