Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин Выскочка
Автор(ы): Афанасьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Cоздание на уроке особой атмосферы человеческого общения, способствующей воспитанию эстетически развитого читателя;
- Формирование у школьников собственной точки зрения, своей оценки, умения сопоставлять ее с авторской;
- Развитие умения акцентного вычитывания, как пути к пониманию авторской позиции.
Оборудование: портрет писателя, фотографии писателя, доклады учеников, иллюстрации животных, учебник. Название урока: «Дорога к другу». «Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться…» М.М. Пришвин I.Слово учителя: – Сегодня у нас состоится удивительная встреча с творчеством М.М. Пришвина, о которой он так мечтал… Каждый из вас вынесет из нее что-то свое, то, что увидит, услышит, почувствует, запомнит… М.М. Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от г. Ельца в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем Реальное училище в Тюмени, после политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.М. Пришвин получил за границей в Германии в Лейпцийском университете. В Россию вернулся в возрасте 29 лет агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Интерес к языку, к родной природе заставил М.М. Пришвина оставить основное занятие. Он полностью погрузился в литературную деятельность. К. Паустовский однажды сказал: «Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому, что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель, обогатитель и художник…» Так А.П. Чехов, получив медицинское образование, будучи доктором, был должен бросить медицину и всю жизнь целиком посвятить себя литературе. М.М. Пришвин оставил после себя дневниковые записи. Он был не только писателем. После него остались необыкновенно интересные фотографии. Каждая фотография – целая повесть. Пришвина называют художником «крупного плана». Ничего от него не скроется, все-то он заметит: и причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку. М.М. Пришвина упрекали в равнодушии к человеку, в том смысле, что в его произведениях мало людей, что он все больше писал о себе и о себе. Основным объектом его художественного исследования был человек. Человек и природа! Душа человека в ее сокровенных переживаниях – вот о чем размышлял Пришвин. Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов – «Выскочка» из серии «Разговор птиц и зверей». II. Выразительное чтение текста III. Первичное восприятие текста - Понравился ли вам рассказ?
- Кто главные герои?
- Почему сороку назвали выскочкой?
- Как вы думаете, какие приемы помогли автору сделать рассказ интересным, смешным, веселым?
IV. Анализ текста (подробный) Сорока 1.1. Вопросы: - Что мы узнали о сороках из текста? (Выводок – 6–7 сорок, «воровки», действуют сообща, смышленые.)
- А что вы прочитали о сороке в дополнительной энциклопедической литературе?
1.2. Мини-доклады (2–3 человека) - Помогла ли дополнительная информация, взятая из доклада, понять лучше характер сороки, ее натуру, повадки?
- Что интереснее было слушать, текст или дополнительную информацию? Почему?
- А когда необходимо научное описание?
Собака Вьюшка 2.1. Вопросы: - Поговорим о втором герое текста.
- Как звали собаку сначала? Почему?
- А почему, по-вашему, она стала Вьюшкой?
- Какой породы была собака? (Лайка.)
- Что мы узнали из текста о Вьюшке? Прочитайте. (Была хорошим сторожем, хитрая, сумела предугадать замысел сороки Выскочки.)
2.2. Сообщение о лайке (делает учитель) Известно, что лайки издревле путешествовали вместе с ненецкими племенами, скитавшимися по северным районам Азии. Их использовали для выпаса оленьих стад или в качестве ездовых собак. Собаки этой порода способны переносить низкие температуры, легко приспосабливаются к изменению условий, физически выносли...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.03 | Просмотров: 1669
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|