Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система повышения квалификации педагогов ДОУ: программно–модульный подход
Автор(ы): Евдешина Марина Юрьевна, заместитель заведующего по ВМР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методическая работа в детском саду строится во взаимосвязи с общей системой непрерывного образования, что предполагает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Именно такое содержание заложено нами в программу по формированию личностно-профессиональной позиции педагога – "Педагогическая гармония". Наша Программа «Педагогическая гармония» структурно представлена тремя модулями: ценностно-мотивационным и содержательным модулями, направленным на развитие внутренней стороны ЛПП; и деятельностным – формирующим внешнюю сторону ЛПП. Модули могут реализовываться самостоятельно и в различной последовательности в зависимости от потребностей и задач педагогического коллектива детского сада. Практика подтвердила, что модульный подход эффективен в системе непрерывного образования педагогических кадров. Он дает возможность сочетать модули, заменять один другим, а также вводить новые. Каждый модуль включает в себя три направления работы: 1) теоретические занятия; 2) практические занятия и 3) разнообразные формы самостоятельной работы педагогов. Поскольку система методической работы выстраивается как по отношению к каждому конкретному педагогу, так и по отношению к педагогическому коллективу всего ДС, в нашей Программе предусмотрены как индивидуальные, так и общие (групповые и коллективные) формы сопровождения педагогов. Особенно хочется подчеркнуть разноуровневый и дифференцированный характер сопровождения педагогов в нашем ДС. Так, для педагогов с высоким уровнем сформированности ЛПП – предусматривается больше самостоятельности в процессе индивидуального и общего сопровождения (самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, самоконтроль и самооценка деятельности, расширение функционала, привлечение к соуправлению, делегирование полномочий, подготовка публикаций к печати и др.). В работе с педагогами, имеющими низкий уровень сформированности ЛПП, акцент делается на формирование рефлексии своей педагогической деятельности в различных стратегиях сопровождения. С учетом поставленных целей методической службой подобраны такие формы работы, которые через "проблематизацию" сознания педагога подводят к "гармонизации" целей, содержания, методов его деятельности. Поэтому все предлагаемые Программой формы работы предполагают интерактивный, рефлексивный, продуктивный характер деятельности педагогов: лекция-беседа, лекция-диалог, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум, Включение в эти формы техник и технологий мотивационного программно-целевого управления и самоуправления является необходимым для формирования ЛПП. Поэтому все формы работы с педагогами в рамках реализации каждого модуля программы предусматривают овладение такими конкретными рефлексивными практиками, техниками и технологиями. Практико-ориентированный характер нашей программы – ее отличительная черта. Теоретические и практические занятия, представленные в программе, отличаются: по содержанию – научностью и новизной; по форме подачи – интерактивностью и проблемностью; по характеру - ориентацией на диалоговое профессиональное общение. Так в чем же особенности методической работы в реализации каждого модуля? Программа I - ценностно-мотивационного модуля называется «Педагогическая позиция как составляющая педагогической культуры воспитателя» . Ее основные задачи: - Формирование ценностно-ориентированной мотивации педагогической деятельности на основе личной рефлексии.
- Создание программы самообразования как личностно – важного смысла и побудительной силы для каждого педагога.
Содержание этого модуля ориентирует педагога на присвоение гуманистической системы ценностей и направлено на формирование потребностно-мотивационной сферы. Главным механизмом здесь выступает личная рефлексия. Рефлексия педагогической деятельности – один из методов выявления позитивной динамики профессионального роста педагогов ДС и корректировки деятельности методической службы по управлению этим процессом. Формированию рефлексивной позиции способствуют самоанализ, овладение технологией осознанного действия, структурирование и решение проблемных ситуаций, ситуаций критической самооценки, делегирования инициативы, установки и др. С этой целью в нашем детском саду используются различные формы организации рефлексии профессионального опыта педагогов. Прежде всего это рефлексивные анкеты - нетрадиционные анкеты самоанализа и рефлексии педагогов различных аспектов своей педагогической деятельности. Обязательно организуем «честную обратную связь» в деловых играх, тренингах; видеопросморты занятий с анализом деятельности педагога; творческие отчеты по достигнутым результатам, а также написание сочинения "Я – педагог". Это не просто биография, осмысление, осознание своего педагогического опыта, своей миссии, причин, побудивших стать педагогом, перспектив дальнейшего развития и др. Все формы работы с педагогами основаны на принципах диалогового управления, которое обеспечивает активность и включенность педагогов в процесс осознания и присвоения целей и ценностей педагогической деятельности, их соотнесения со своей личностно-профессиональной позицией. Например: на лекции-беседе «Актуальные проблемы современного образования» моделировались ситуации, в которых были востребованы оценки и отношения, позволяющие педагогу скорректировать ценностно-смысловые составляющие его профессионального сознания. При этом весь предлагаемый теоретический материал был наглядно структурирован и обобщен в виде таблиц, схем, алгоритмов. На семинарах-практикумах по темам: «Ценностные ориентиры деятельности педагога в личностном развитии ребенка», «Педагогическая позиция как составляющая педагогической культуры воспитателя» шло освоение ситуации критической самооценки, т.е. предлагались ситуации, в которых педагог способен взглянуть на себя со стороны и увидеть свои достоинства и недостатки. Для удобства педагогам предлагались индивидуальные рабочие тетради. Их использование помогло индивидуализировать процесс обучения педагогов, повысить самостоятельность и осознанность восприятия теоретического материала. В рамках индивидуального сопровождения для осмысления и осознания вышеназванных тем, воспитатели создают ценные, прежде всего для своей педагогической деятельности, "продукты", такие как: -собственное "Дерево целей"; - альбом по позиционированию "Презентация группы"; -"Лист достижений"; -"коллаж Ценностей"; -программу самообразования. При создании педагогом собственной программы самообразования методической службой осуществляется поддержка в ее построении с учетом этапов и компонентов профессионального саморазвития педагога. Программы самообразования составляются на основе рефлексии (результатов самодиагностики, самонаблюдения, самоанализа), а также с учетом приоритетных задач детского сада, конкретной группы, которую ведет педагог. В помощь воспитателям методической службой предлагается алгоритм создания Программы самообразования педагога, на основе которого педагоги нашего ДС поэтапно-пошагово разрабатывают Программу самообразования. Содержание работы каждого этапа перед вами. На I этапе – "Сбор и анализ информационных и диагностических данных". Это формулирование цели, темы своей программы самообразования, сбор и анализ информации. Итог I этапа формирование у педагога совокупности теоретических знаний. II этап –"Внедрение в практику". Это внедрение в практику полученных знаний, овладение практическими умениями и навыками, технологиями, рефлексия и самоанализ степени решения проблемы. III этап – "Представление опыта работы" по теме через различные формы: творческий отчет на педагогическом совете ДС; выступление на родительском собрании; опубликование статей; сборник конспектов занятий; выставка дидактических пособий; и т.д. Весь материал в конце года помещается в портфолио педагога - папку личных достижений. Главное для педагога в создании своей программы - четкое определение целей и прогнозирование результатов, которые, по сути, являются «деревом цели» для каждого. Роль методической службы здесь - индивидуальное сопровождение и поддержка в процессе работы педагога по программе самообразования. Они выражены в таких формах как: - индивидуальное консультирование на всех этапах работы по программе, -методическая помощь в подборе различных источников, в оформлении, в подготовке презентационных материалов, -отслеживание и оценка результатов работы педагога по реализации своей программы (при проведении открытых занятий, в изучении продуктов деятельности…). Хочется отметить, что при проведении аттестации программы самообразования педагогов были включены в дополнительные материалы Портфолио педагога. Важным моментом реализации Программы самообразования является обеспечение обратной связи, которая характеризует сформированность рефлексивной позиции педагога, через заполнение "Листа достижений". В нем фиксируются и осмысливаются конкретные результаты-достижения, анализируются причины и определяются дальнейшие перспективы деятельности педагога. Деятельность методической службы по реализации Программы II модуля – содержательного - «Технологии обучения в детском саду» направлена на решение следующих задач: - актуализацию и обогащение субъектного опыта педагога;
- овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности.
Актуализация и обогащение педагогического опыта воспитателей осуществляется в процессе активного внедрения в практику работы педагогов развивающих технологий. Поэтому при составлении годового плана методической службой предусмотрено участие каждого педагога в реализации задач годового плана с учетом опыта, квалификации, компетентности педагога по основным направлениям (физкультурно-оздоровительному, интеллектуальному, социально-эмоциональному и художественно-эстетическому). Необходимо подчеркнуть, что содержание мероприятий варьируется каждый год с учетом приоритетной задачи данного направления. С целью преодоления пробелов в знании актуальных современных образовательных технологий организовано сотрудничество с преподавателями ВУЗов и педагогами-практиками. Теоретические семинары - регулярная форма работы с кадрами. При их проведении акцент делается на изучение, освоение и внедрение современных образовательных развивающих технологий в работу с детьми в условиях реального педагогического процесса, тесно стыкуясь с задачами годового плана. Данные семинары обогащают субъектный опыт наших педагогов, так как по итогам анкетирования: 93% участников семинаров сочли их содержание лично полезным, значимым. Для повышения активности, заинтересованности педагогов меняем формы проведения педсоветов и используем различные рефлексивные практики коллективной и групповой работы, такие как защита проектов, аукцион решений, самопрезентации и т.д. Например, педсовет по формированию партнерских отношений между детьми проходил в форме «Педагогического калейдоскопа» (из выступлений педагогов по теме была "сложена" мозаика, которая помогла увидеть общую картину того, как обстоят дела в ДС в работе по данной теме). Педсовет по ознакомлению с изоискусством был проведен в форме «Педагогического вернисажа», где с педагогами была проведена своеобразная экскурсия по выставке "картин педагогического опыта". В педсовет по развитию образной речи – включена деловая игра "Там на неведомых дорожках", а в педсовет по формированию двигательных умений и навыков - деловая игра «Педагогический пробег». Для обеспечения включенности каждого педагога в работу педсоветов активно используются презентации проектов; творческие отчеты по теме самообразования; мини-интервью; мини-экскурсии; эстафеты идей и др. Каждый педсовет проводится с видео-презентацией. Значимо и то, что по итогам педсовета воспитателям дается задание путем обсуждения проекта решения в группах сформулировать и внести дополнения в решения педсовета. С помощью активных методов обучения и создания рефлексивной среды (оцени работу своей команды, оцени свое участие в …) педагоги не просто воспринимают готовый материал, а активно участвуют в выработке собственного мнения, совершают открытия, присваивают знания, т.е. укрепляют основание собственной педагогической позиции. Овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности - это знание своих должностных обязанностей, различных инструкций, а также основной и парциальных программ, по которым работает педагог в детском саду. Известно, что освоение нормативно-правовых документов - это очень важный, но малопривлекательный для педагогов процесс. Здесь мы используем такую форму как «Контрольные для педагогов». С помощью создания ситуации установки, путем нежесткого предъявления нормы-образца формируем определенные устремления, мотивы и отношения. Так были проведены контрольные по темам «Должностная инструкция воспитателя» и «Инструкция по ОЖиЗД», задания в которых составлены в виде тест...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.04 | Просмотров: 2363
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|