Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Научно-фантастическая конференция Защити нас, Человек! - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Научно-фантастическая конференция Защити нас, Человек!


Автор(ы): Гусева Ирина Николаевна, учитель биологии, химии; Силкина Ольга Геннадьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. воспитание экологической культуры, любви к Родине, родной земле, чувства ответственности за сохранность природы, гуманного отношения ко всему живому;
  2. расширение образовательно-воспитательного пространства;
  3. повышение мотивации учения;
  4. развитие креативной деятельности;
  5. развитие коммуникативных умений.
Подготовительный этап.
  1. На уроках русского языка – работа над сочинениями публицистического стиля “Берегите природу”.
  2. Участниками экологического кружка “Друзья природы” составлена экологическая карта села Атаманово.
  3. Проведена видеосъёмка наиболее загрязнённых мест села Атаманово.
  4. На уроках рисования – подготовка плакатов и рисунков на экологическую тему.
  5. Изготовлены сигнальные карточки (зелёные и красные) для каждого участника урока.
  6. Распределение функций.
Оборудование.
  1. Видеодвойка для просмотра видеофильма.
  2. Сигнальные карточки.
  3. Микрофон для интервьюирования.
  4. Оформленная доска, стенд с высказываниями поэтов и писателей.
Ход урока
1 этап. Мотивационный.
В роли учителя выступает ученица 10 класса Ромашко Ю. Учитель русского языка и литературы Силкина О.Г. и учитель биологии Гусева И.Н. – в качестве экспертов в области литературы, биологии, экологии.
Р.Ю.
Ни злом, ни враждою кровавой
Доныне затмить не смогли
Мы неба чертог величавый
И прелесть цветущей земли.
Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звёзды всё так же сияют,
О том же поют соловьи.
Не ведает нашей кручины
Могучий таинственный лес,
И нет ни единой морщины
На ясной лазури небес.
Это стихотворение написано Дмитрием Сергеевичем Мережковским на рубеже двух веков: 19 и 20.
Учитель литературы даёт справку: Д.С.Мережковский – поэт, публицист, прозаик. Годы жизни – 1866-1841. Один из апологетов Серебряного века русской поэзии. Основоположник символизма.
2 этап. Ориентационный.
Ю.Р.: Скажите, пожалуйста, можем ли мы сейчас, через 100 лет после написания этого стихотворения, повторить вслед за Мережковским:
… затмить не могли
Мы неба чертог величавый…,
ИЛИ
Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи….,
ИЛИ
Не ведает нашей кручины
Могучий таинственный лес?
Обращаюсь к зрителям в зале: кто считает, что ДА, поднимите зелёную карточку. Тот, кто считает, что НЕТ, - красную. (Работа с сигнальными карточками, группа учеников подводит итоги зрительского голосования). Обратите внимание: практически все подняли красную карточку. Красный цвет – сигнал опасности: “Стоп! Впереди опасность!” И вот об этой опасности наше независимое расследование. Мы пригласили писателей: Чингиза Айтматова (от его имени будут говорить Лапшина О. и Нахаенко Ю.), В.П.Астафьева (Рогулева Ю., Соболева А.), английского писателя Дж. Даррелла (Горячева Л., Зосимова А.). К нам пришли юные публицисты: Семёнова Е., Баглайчук Н., Данилова М., Киркорова М., Клычкова В.. Начинающие поэты – Чугунова Е., Хашимова Г.. И, конечно же, пришли те, о ком мы сегодня будем говорить, вымирающие или вымершие растения и животные. От их имени выступают Дружинин В., Алексеев В., Матвиевский В., Ермолов Д., Шалфеев С., Жемчугова В., Куимова А.. Им первым мы и предоставим слово.
3 этап. Операционный.
Дружинин: Я американский бизон. Когда в Северную Америку пришли европейцы, они застали там самые многочисленные скопления животных, какие когда-либо знал человек. Речь идёт о нас, бизонах.
Научный консультант (в роли научных консультантов выступают ученики): Царство Животных.Тип Хордовые.
Класс Млекопитающие.
Отряд Непарнокопытные.
Вид Бизон.
Дружинин: Сначала нас убивали ради мяса. Потом стали убивать из политических соображений, стремясь уморить голодом индейцев, для которых мы, бизоны, были одним из главных источников существования, даже кожа и кости шли в дело. Пресловутый Буффало Билл, он же Вильям Коди, в один день застрелил 250 бизонов… В районах, где водились бизоны, смрад от гниющих туш вынуждал пассажиров закрывать окна поездов. Потому что в это время нас убивали уже ради языка – он считался изысканным лакомством, - а туши бросали. К счастью, нас вовремя спасли от полного уничтожения, но что значат жалкие остатки перед миллионами величественных животных, которые некогда с грохотом проносились по североамериканским прериям!
Шалфеев: Я странствующий голубь. Вероятно, это был самый многочисленный вид пернатых, какой когда-либо существовал и будет существовать на свете.
Научный консультант: Царство Животных.Тип Хордовые.
Класс Птицы.
Отряд Голуби.
Вид Странствующий голубь.
Шалфеев: Наши стаи, числом до двух миллиардов, затмевали небо. Садясь на деревья, мы своим весом обламывали толстые сучья. Казалось, нас просто невозможно истребить. Вон нас сколько, а мясо такое вкусное… И началось наше избиение. Стреляли взрослых птиц, забирали из гнёзд птенцов и яйца. В 1869 году только в одном районе было поймано 7,5 миллионов голубей. В 1879 году в штате Мичиган убили МИЛЛИАРД птиц. Нас же невозможно истребить! Мы слишком многочисленны, слишком интенсивно размножаемся!
Научный консультант: Последний странствующий голубь умер в зоопарке штата Цинциннати в 1914 году.
Ермолов: Я носорог, одно из древнейших млекопитающих. Мои предки обитали на земле ещё 60 миллионов лет назад.
Научный консультант: Царство Животных.Тип Хордовые.
Класс Млекопитающие.
Отряд Непарнокопытные.
Семейство Носороги.
Вид Чёрный носорог.
Ермолов: Назвали нас так из-за огромного рога, который красуется на носу. Мы находимся на грани вымирания. Виной этому стало наше грозное оружие – рог. В древние века люди придумали миф о коне с длинным рогом. Называли его единорогом. Но таких коней в природе не существует, и мы, носороги, из-за своего рога были приняты за мифического единорога. По поверью, порошок из рога этого мифического животного спасает от таких болезней, как чума, эпилепсия, и укрепляет мужскую силу. Кроме того, кубок из рога единорога сразу же покажет, что в него налит яд. Поэтому носорогов нещадно истребляли. Сейчас в мире сохранилось 5 видов носорогов. Хотя, конечно, здесь уместно выражение “чудом выжили”. Так, индийских носорогов осталось всего несколько сотен, а ямайских носорогов – всего 25. Суматранский носорог, которого в своё время описал знаменитый путешественник Марко Поло, исчез почти совсем.
Алексеев: Я зелёная (суповая) черепаха. Когда в самом начала шестнадцатого века Колумб пересекал Карибское море, огромные стада зелёных черепах в районе Каймановых островов буквально преграждали путь кораблям. Поражённый таким обилием животных, Колумб назвал открытый им остров Лас-Тортугас.
Научный консультант: Царство Животных.Тип Хордовые.
Класс Пресмыкающиеся.
Отряд Черепахи.
Вид Зелёная (суповая) черепаха.
Алексеев: В течение нескольких веков мы служили надёжным источником питания для мореходов. Моряки солили и вялили наше мясо или использовали нас как живые консервы, перевернув нас на спину. Мы совершенно беспомощны в таком положении, а без пищи и воды мы можем жить несколько месяцев. Особенно большой урон численности черепах наносит охота браконьеров за черепашьими яйцами. Все виды морских черепах занесены в Красную Книгу. Но, к сожалению, атлантическую ридлею уже не спасти. В месте её гнездования, в Северо-Восточной Мексике, численность популяции с 1947 года сократилась на 99%.
Жемчугова: Мы, орхидеи, одно из самых совершенных творений природы. Впервые о нас упомянул древнегреческий учёный Теофраст (3-4 век до н.э.).
Научный консультант: Царство Растения.Отдел Покрытосеменные.
Класс однодольные.
Семейство Орхидеи.
Вид Венерин башмачок.
Жемчугова: В конце XV – начале XVI в.в. за нами началась настоящая охота. И в природе нас становится всё меньше и меньше, тем более, что дикие леса, места нашего обитания, постепенно вырубают. Я наиболее красивая северная орхидея – венерин башмачок. Зацветаю на восемнадцатый год, поэтому остановитесь и подумайте, прежде чем сорвать цветок.
Матвиевский: Я, тихоокеанский морж, всегда был для эскимосов источником пищи, а клыки они использовали для замечательной тончайшей резьбы.
Научный консультант: Царство Животных.Тип Хордовые.
Класс Млекопитающие.
Отряд Ластоногие.
Вид Тихоокеанский морж.
Матвиевский: Однако стоило некоторым умникам “открыть” эскимосское искусство, как началось повальное увлечение им, и теперь на нас охотятся только ради клыков, причём с таким рвением, что скоро нас, моржей, скоро вовсе не останется.
Научный консультант: Промысел моржа строго лимитирован; благодаря строгим мерам, вступившим в действие с 1956 года, численность моржей в Беринговом, Чукотском и Восточно-Сибирском морях стабилизировалась и составляет не менее пятидесяти тысяч голов.
Куимова: Я женьшень, растение очень редкое и окружённое множеством легенд. Меня называют “корнем жизни” и считают, что я обладаю магическим действием. Считается, что я могу излечить любую болезнь и даже изменить обстоятельства жизни. Мой корень напоминает фигуру человека, именно поэтому меня наделяют колдовской силой, но это, конечно же, легенда. Семена прорастают на второй год жизни, а стебель и листья вырастают через 8-10 лет. За мной охотились в течение многих веков, и я стал таким редким и таким дорогим, что меня называют “растением-кладом”.
Р.Ю.: Истребить вид – на это у человека ума всегда хватит, но ещё никто не придумал, как возродить уничтоженных животных. Послушайте “Монолог царя зверей” в исполнении участников интеллектуального театра “Живое дыхание”.
В катакомбах музея пылятся пастушья свирель,
бивень мамонта,
зуб кашалота
и прочие цацки.
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей.
И прости, что слова мои
будут звучать
не по-царски.
Я – пос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.05 | Просмотров: 1716

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340