Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю. Лермонтова Бородино. 6-й класс
Автор(ы): Золоторевич Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА: - знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”;
- воспитание уважения к великому историческому прошлому России;
- совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: - портрет М.Ю. Лермонтова;
- карта по истории: “Европа в 1799 - 1815 г”;
- текст баллады “Бородино”;
- иллюстрации, репродукции картин:
- С.Герасимов “Кутузов на Бородинском поле”,
- Ф.Рубо “Панорама Бородинской битвы”,
- гравюра начала XIX века “Пожар Москвы”,
- рисунок А.О.Орловского “Денис Давыдов во главе партизанского отряда”,
- рисунок Д.А. Шмаринова “Партизаны ведут пленных французов”,
- картина В.В.Верещагина “Наполеон в Кремле”,
- иллюстрации к стихотворению: Н.В.Кузьмин “Рука бойцов колоть устала”,
- А.В.Кондратьев “Скажи-ка, дядя, ведь недаром…”,
- фотография стелы в память о Бородинском сражении
ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: - С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!” (из кантаты “Александр Невский”),
- М.И.Глинка “Славься!” в исполнении хора (из оперы “Иван Сусанин”)
НА ДОСКЕ ЭПИГРАФЫ К УРОКУ: Москва, Москва, люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М.Ю.Лермонтов.) У Бородино французская армия разбилась о русскую. (Генерал А.П.Ермолов.) СЛОВАРНАЯ РАБОТА: РЕДУТ - квадратное земляное укрепление на поле боя МУСЬЮ - господин КАРТЕЧЬ - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями ЛАФЕТ - боевой станок пушки БИВАК - стоянка войск под открытым небом КИВЕР - высокий военный головной убор из твёрдой кожи БУЛАТ - оружие из стали особой закалки УЛАН, ДРАГУН - солдаты конных полков БУСУРМАНЫ - люди другой веры, враги ФЛЕШИ - земляные укрепления ФУРАЖ - корм для лошадей ХОД УРОКА Звучит “Вставайте, люди русские…” С.С.Прокофьева. На фоне музыки начинается вступительная беседа. 1. Вступительная беседа. - Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? - А есть ли у нашей страны то, что является предметом гордости всего народа? (ученики говорят об исторических событиях) - Чем памятен для нашей страны 1812 год? - Что произошло в августе 1812 года под Москвой? Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю. Лермонтова. Вспомним об этом историческом событии. Учитель истории: В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее. После этого, выведя Россию из войны, Наполеон намеревался через территорию России нанести удар по Англии, лишив ее Индии. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Русской армии город удержать не удалось, но и противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь не удалось. В августе командующим армией был назначен М.И. Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородино. 26 августа 1812 г. крупнейшее сражение войны началось. Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Вечером Наполеон отвел свою армию на исходные позиции. Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Французы и их союзники потеряли около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: “Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”. Учитель литературы: К теме Бородинской битвы М.Ю. Лермонтов обращался не один раз в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Послушайте эти строки: 1-й чтец: Всю ночь у пушек пролежали Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей. Пробили зорю барабаны, Восток туманный побелел, И от врагов удар нежданный На батарею прилетел. И вождь сказал перед полками: “Ребята, не Москва ль за нами, Умрите ж под Москвой, Как наши братья умирали”. И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой. Марш, марш! Пошли вперёд, и боле Уж я не помню ничего. Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. Учитель: К 20-летию победы в Отечественной войне 1812 года поэт пишет стихотворение “Два великана” в сказочно-былинной манере – встречаются два великана для великой битвы. 2-й чтец: В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких чуждых стран. Уж гремел об нем рассказ, И помериться главами Захотелось им хоть раз. Учитель: Как вы думаете, ребята, кто эти сказочные великаны: русский великан и другой из да...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.05 | Просмотров: 2054
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|