Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система работы над проблемой в ДОУ
Автор(ы): Пузырева Валентина Владимировна, методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Успешное повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов во многом зависит от качества методической работы с кадрами, осуществляемой руководителем дошкольного образовательного учреждения и старшим воспитателем. Важнейшее место занимает углубленная работа педагогического коллектива по какой-либо проблеме. Эта проблема может обсуждаться на родительских собраниях и консультациях, методических объединениях, включаться в работу с театром, центром творчества, реабилитационным центром, музеем, с другими дошкольными учреждениями, школой. Проблема выявляется в результате проблемно-ориентированного анализа воспитательно-образовательного процесса за год, наблюдений, проведения оперативного и тематического контроля, срезов педагогической деятельности, диагностики и тестирования. Как правило, выявленную проблему включаем в годовой план и углублённо работаем над ней, осуществляя следующие направления: 1. Выявление знаний, умений, навыков, затруднений по проблеме (анкетирование, диагностирование, тестирование, собеседование) и оказание помощи педагогам всех категорий. 2. Осуществление всех видов контроля за воспитательно-образовательным процессом. 3. Организация и проведение педсовета. 4. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта по данной теме. 5. Организация выставок методической литературы, пособий, наглядных и дидактических материалов по данной теме. 6. Самообразование педагогов. 7. Создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса. 8. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи, школы и других организаций. Одна из проблем, выявленных в результате проблемно-ориентированного анализа за 2007-2008 учебный год: «Обеспечить сотрудничество триады «педагог – ребёнок – семья» направленного на формирование адекватной позиции родителей к своим детям и их проблемам и переход от системы взаимодействия «воспитатель – родитель» к социальному партнёрству». Эту проблему решали в течение ноября и декабря 2008 года. Наш детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 26% - дети-инвалиды, 52% - дети со значительными нарушениями здоровья. Наши дети с особыми нуждами, естественно и родители рассчитывают на профессиональную помощь в воспитании своего ребёнка, его социальную адаптацию и готовность к школьному обучению. Работу над проблемой начали с тестирования профессиональной подготовленности педагогов по семейной педагогике и взаимодействию с семьёй (методика О.Л. Зверевой, Н.В. Микляевой). На собеседовании рассмотрели вопросы: - Методы и приёмы работы с родителями на разных этапах (ознакомительный, обще-профилактический, работы с группой риска, индивидуальной работы, рефлексивный, интегративный и перспективный).
- Специальные приёмы для работы с родителями «молчунами» и «говорунами»
- Нужно ли составлять план единой коррекционной работы в детском саду и семье.
- Какие материалы лучше всего поместить в уголки для родителей, как их оформить броско, эстетично и без больших затрат труда.
Тестирование и собеседование выявили затруднения педагогов и позволили определить содержание дальнейшей работы над проблемой. В консультации «Методы активизации родителей» были рассмотрены методы: вопросы к родителям, игровые, просмотр видеозаписей занятий, игр, развлечений, режимных моментов; формирование родительской позиции (педагогической рефлексии), педагогические ситуации, игрового моделирования поведения (метод Е.П. Арнаутовой) Консультацию на тему «Выявление эффективной деятельности по внедрению новых форм работы с родителями» провели воспитатель, учитель-логопед, инструктор ЛФК и музыкальный руководитель. Особое внимание было уделено нетрадиционным формам направленным на установление тёплых неформальных контактов построенных по типу телевизионных и развлекательных программ, совместной театральной деятельности, игр с педагогическим содержанием, выставок совместных работ детей и родителей, досугов, дискуссионных клубов, ток-шоу, устный журнал. На семинаре «Новые принципы взаимодействия детского сада и семьи» обсуждались вопросы: - Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях
- Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей (сотрудничество и взаимодействие)
- Открытость дошкольного учреждения (внутрь и наружу)
- Типы семей (многопоколенная, нуклеарная, полная, неполная, псевдосемья, проблемная)
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
- Функции работы образовательного учреждения с семьёй
- Основные принципы (открытость детского сада для семьи,сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды, диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка)
С целью развития у педагогов умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в детском саду, проверки уровня профессионально-значимых свойств личности педагогов и тренировки профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности и воображения был проведён семинар-практикум: «Наказания и взрослые проблемы от детских наказаний». Семинар-практикум проводился в игровой форме. С целью повышения психологической компетентности воспитателей педагог-психолог подготовила большой практический материал по теме «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении психического здоровья детей». Провела деловую игру с воспитателями «Семейная гостиная», в которой воспитатели в интерактивной форме упражнялись в умении мотивировать родителей на исключение отчуждения, к творческому сотрудничеству, возрождению и сохранению добрых семейных традиций, как основы социально-нравственного духовного развития детей. Для помощи воспитателям организовали выставку «Формы наглядных пособий в работе с родителями» Были представлены стенды (на фотографиях), памятки, буклеты, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка педагогов и родителей, записка, личный блокнот, благодарственное письмо, открытка, почтовый ящик, выставки (фотографии), медиатека, папки-передвижки, сообщения, пословицы и поговорки о воспитании.. С целью анализа системы по организации и эффективности работы по взаимодействию с семьями воспитанников был проведён тематический контроль с задачами: - Выявить состояние дел по по организации и эффективности работы по взаимодействию с семьями воспитанников через разные формы (консультации, беседы, наглядная информация, гостиные, совместный досуг и др)
- Проанализировать данные анкетирования родителей по вопросам семейного воспитания,
- Проанализировать правильность планирования групповой и индивидуальной работы с родителями.
- Проанализировать профессиональные знания и умения педагогов в области взаимодействия с родителями.
Родителям был предложен тест. (Приложение 1) На педагогических советах мы не зачитываем доклады и сообщения. Материалы готовятся заранее и за две-три недели выставляются в специальную папку «Готовимся к педсовету». В эту папку собираются все материалы по данной проблеме (консультации, семинары, семинары-практикумы, анкеты, результаты диагностик, тестирования, опросов и т.д.). Для обсуждения на данном педсовете предложены доклады: «Направления работы ДОУ по социальному партнёрству», «Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи», «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей». За две-три недели до педсовета воспитатели знакомятся с материалами, готовят вопросы, используя методы активного обучения, в процессе которых получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, выполняют практические задания, если они есть. В течении двух месяцев (каждый четверг) проводилась методическая работа по теме проблемы. Материалы собраны, изучены. Педагогический совет – завершающий этап работы над проблемой. На педсоветах модулирующую и практическую части проводим в нетрадиционной интерактивной форме. Работали над проблемой «Обеспечить сотрудничество триады «педагог – ребёнок – семья» направленного на формирование адекватной позиции родителей к своим детям и их проблемам и переход от системы взаимодействия «воспитатель – родитель» к социальному партнёрству» в форме «Фокус-группы». Разделили педагогов на две группы – фокус-группа и аналитики ( после первой группы вопросов участники поменялись ролями). Определили наблюдателей (заведующий, старшая медсестра, представители попечительского и родительского советов и совета учреждения), модератора (старший воспитатель) Правила фокус-группы. - Модератор задаёт вопрос, на который даёт ответ каждый участник фокус-группы по очереди.
- Дополнения к ответам коллег разрешаются только после ответа последнего респондента группы.
- Каждый участник и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.05 | Просмотров: 1968
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|