Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Наследственные болезни
Автор(ы): Антонова Людмила Юрьевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока Развивающие: - развитие речи;
- мышления;
- познавательного интереса;
- памяти;
- выражать свои мысли.
Обучающие: продолжить обучение - составление родословной;
- решение генетических задач;
- формирование навыков самообразования.
Воспитательные: - воспитаниенравственности, гордости за своих родственников, за свой род;
- ответственностьза будущее поколение.
Учащиеся должны Знать: - причины наследственных заболеваний;
- пути профилактики наследственных болезней.
Уметь: - работать по родословной;
- обобщать материал, выделять главное;
- систематизировать знания в виде схем, плана.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран. ПО: мультимедийный диск «Основы общей биологии» Серия «1С: Школа» издательский центр «Вентана-Граф». ЦОР: авторский медиапродукт: презентация учебного материала к уроку структура презентации: линейная (22 слайда) Презентация «Наследственные болезни» (приложение) № слайда
| Содержание слайда
| 1
| Титульный лист
| 2
| И.С.Бах.
| 3
| Проблемные вопросы к уроку
| 4
| Ответы к проверочной работе
| 5
| Схема виды мутаций
| 6
| Наследственные болезни и методыих диагностики
| 7
| Синдром Дауна
| 8
| Синдром Морфана Н. Паганини
| 9
| А. Линкольн
| 10
| Г.Х.Андерсен
| 11
| К. Чуковский
| 12
| Ахондриоплазмия
| 13
| Распространение гемофилии вкоролевских семьях Европыродословная королевы Виктории.
| 14- 21
| Родословные учащихся МОУ СОШ№21
| 22
| Меры профилактикинаследственных болезней.
| Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши. Дидактический материал: - карточки для проверки домашнего задания по вариантам -25 шт.
- инструктивные карточки для работы с электронным учебником – 5шт
- инструктивные карточки для работы с учебником – 5шт
- раздаточный материал – таблица по теме «Мутации у человека»
- раздаточный материал схема – картинка из электронного учебника (задача)
- родословные учащихся для составления задач.
План урока № п/п
| Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителяи учащихся)
| Временная реализация
| 1.
| Организационный момент: приветствие, подведение к темеурока, объявление темы и целей урока.
| 2 минут
| 2.
| Повторение пройденного материала. Проверочная работа. Проверка работы в парах, оценивание. Подготовка к изучению нового материала.
| 10 минут
| 3.
| Изучение нового материала. Беседа о мутациях с использованием презентации. Сообщение уч-ся с использованием презентации. Составление плана в тетради. Работа по родословным: Составление по готовой родословной рассказа Решение и составление генетических задач по родословным Работа в группах по характеристикам мер профилактикинаследственных заболеваний.
| 20 минут
| 4.
| Закрепление полученных знаний, понятий работа по плану. Контроль за работой всех учащихся, правильности записей втетради.
| 5минут
| 5.
| Подведение итогов
| 2 минуты
| 6
| Задание на дом
| 1 минуты
|
| Итого
| 40 минут
| Ход урока «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей почти не осталось». Бертран Рассел I. Вступительное слово. (звучит музыка Баха слайд №1) Не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка восхищает человечество. В семье Баха в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов (слайд №2). Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей (слайд №3). - Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальны? - Почему одни люди рождаются талантливыми, а другие едва осваивают школьную программу? - Чем обусловлены наследственные болезни человека. - Почему среди 5 млрд. жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить. II. Повторение пройденного материала и подготовка к изучению нового материала. Карточка для проверки домашнего задания Вариант №1. ГЕНЕТИКА. Запишите номера вопросов, против них правильные ответы. - Сколько аутосом в генотипе человека?
- Какой пол у человека гомогаметный?
- Где у человека расположен ген, вызывающий цветовую слепоту?
- Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
- Кому передаются гены, находящиеся в У - хромосоме?
- Какой генотип у рыжего кота и черной кошки?
- Какой генотип у мальчика с заболеванием гемофилия?
Вариант №2 . ГЕНЕТИКА. Запишите номера вопросов, против них правильные ответы. - Сколько половых хромосом в генотипе человека?
- Какой пол у человека гетерогаметный?
- Где у человека расположен ген, вызывающий гемофилию?
- Отец является носителем гена цветовой слепоты, мать различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
- Кому передаются гены, находящиеся в Х - хромосоме у отца?
- Какой генотип у черепаховой кошки?
- Какой генотип у девочки с цветовой слепотой (дальтонизмом)?
Работа в парах по проверке письменной работы друг у друга (ответы на слайде №4). Работа уч-ся с электронным учебником по инструктивным карточкам. Инструктивная карточка №1 - Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Текст учебника».
- Составить схему Наследственные болезни, сцепленные с полом».
Инструктивная карточка № 2 - Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Текст учебника».
- По схеме «Родословная королевских семей Европы», составить план рассказа «Наследование гемофилии».
Инструктивная карточка № 3 - Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Это интересно».
- Составить схему «Хромосомные мутации»
Инструктивная карточка № 4 - Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Вопросы к тексту».
- Ответить письменно на 2-3 вопрос.
Инструктивная карточка № 5 - Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Заключение к главе 4» - Проблемы для обсуждения.
- Решить задачу №1.
Инструктивная карточка № 6 - Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Генные болезни».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
Инструктивная карточка № 7 - Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Хромосомные болезни».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
Инструктивная карточка № 8 - Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Методы лечения больных».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
III. Изучение нового материала Приступаем к изучению нового материала. Предлагаю вести записи в тетради по новому материалу в виде плана. Наследственные болезни — это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека, другими словами мутации. (Беседа с классом). Что называют мутацией? Если есть затруднения, воспользуемся словарём основных понятий учебника стр.230. Какие виды мутаций вы знаете? слайд №5 На столах лежит раздаточный материал по видам мутаций. Используйте его для работы. 1. По уровню возникновения Генные мутации — изменения обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. Они влекут за собой изменения структуры строения белков, заключающиеся в появлении новой последовательности аминокислот в полипептидной цепи, и вызывают изменение активности белковой молекулы. Другими словами генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена на молекулярном уровне. - Хромосомные мутации — вызваны изменениями формы хромосом.
- Геномные мутации — вызваны изменениями числа хромосом. К ним относятся: синдром Дауна (47 хромосом по 21 паре); синдром Шерешевского-Тернера (ж. с 45 хромосомами по 23 паре XO); синдром Клайнфельтера (м. с 47 хромосомами по 23 паре XXY)
2. По характеру проявления мутации: - доминантные;
- рецессивные.
3. По месту возникновения - в половых клетках (проявляются только в следующих поколениях);
- в соматических клетках (проявляются только у родителя и не передаются потомству при половом размножении).
Мутации приводят к различным наследственным болезням. В наше время такие болезни можно диагностировать (слайд №6). Примером хромосомной болезни может быть: синдром Дауна (47 хромосом по 21 паре) слайд №7. Учащиеся, работавшие, по карточке 7 дополняют. Примеры генных мутаций нам сейчас приведут ребята в своих сообщениях. Сообщение учащихся 1. АРАХНОДАКТИЛИЯ Дефекты некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, нередко приводят к непропорциональному гигантизму. Болезнь эта описана в 1896 году французским педиатром А. Морфаном. При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Их вытянутые пальцы напоминают лапы огромного паука. Отсюда образное название этой диспропорции арахнодактилия (от греч. dactyl-палец и Arachna-женщина, по легенде, превращенная Афиной в паука). У людей с подобными дефектами грудная клетка деформирована, хрусталик глаза смещён. Такая аномалия носит название синдрома Морфана и считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца. Синдром вызван наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется также поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Люди, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. По счастью синдром Морфана встречается достаточно редко (вероятность его 1:50 000). Тип наследования аутосомно-доминантный. История знает с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.06 | Просмотров: 1760
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|