Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Кислоты (разработка урока) - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Кислоты (разработка урока)


Автор(ы): Новикова Валентина Егоровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ
Задачи:
  • Воспитательные: содействовать у учащихся формированию естественно-научной картины мира; обогатить представление учащихся об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно.
  • Образовательные: продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот; продолжить работу по выработке навыков и умений работать с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
  • Развивающиеся: создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; развивать самостоятельность и креативность мышления; развивать умения учащихся работать в парах, совершенствуя практические умения и навыки.
Техники и приемы, используемые на уроке:
  • технология проблемно-диалогического изучения данного материала;
  • технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);
  • технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
  • словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;
  • наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).
Межпредметные связи: с биологией, физикой, математикой и русским языком.
Оборудование для урока:
  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс
  2. Габриелян О.С. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.
  3. Габриелян О.С. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ
  4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя
  5. Таблицы “Кислоты”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”
  6. Оборудование: химические стаканчики, химические вещества
Реактивы:
  1. Набор неорганических кислот: серная, соляная, азотная, фосфорная
  2. Набор органических кислот: аскорбиновая, уксусная
  3. Яблоко, лимон, щавель, молоко
  4. Набор индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
Девиз: “Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать”. (Иоганн Гете)

Ход урока

Этапы и временные рамки урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап.Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке (2мин) Взаимные приветствия.Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока-путешествия.
(Учитель сообщает цель, маршрут путешествия и конечный результат)
Готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний.Задача: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками.
В ходе проверки устранить ошибки, совершенствуя при этом знания, умения и навыки
(5 мин)
Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?(Учитель задает всему классу вопрос) Изучали тему: “Соединения химических элементов”.
Какие соединения химических элементов мы уже изучили? (Учитель задает всему классу вопрос) Познакомились с классом оксидов, оснований.
Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:MgO, NaOH, H2S, N2 O5, Zn(OH)2, K2O, HCI, SiO2, Ba (OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3 Заполнение таблицы у доски двумя учениками, а остальные работают в тетрадях. Знания оценивает учитель и сами ученики. За пять правильных ответов ставят оценку “5”, четыре – “4”, и т.д.
оксиды основания
1
2
3
4
5
Дать названия оксидам и основаниям.(Учитель вызывает учащихся к доске, а остальные занимаются самооценкой)
Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. Обратите внимание! Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему) Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.
Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы.
(25 мин)
Ребята! Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Девизом нашего необычного урока-путешествия будет: “Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике. А путевым дневником будет ваша рабочая тетрадь. По пути следования мы сделаем несколько остановок на таких станциях, как: информационная, экспериментальная, практическая.
И так в добрый путь!
Ребята! А что вы хотите узнать о кислотах? (Учитель задает вопросы путешественникам)
Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.Учащиеся записывают их в тетрадь
1) Станция “Информационная”. Мы прибываем на станцию информационную.
Где встречаются кислоты в природе? (Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами назвали тему данного урока и пытались решать проблему через фрагмент из дополнительных источников)
Учитель сообщает о том, что лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др.
Учащийся делает небольшое сообщение об уксусной кислоте.(Приложение 1)
Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. К ним относятся: серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная кислоты и др. (Учитель пишет тему урока и несколько химических формул кислот на доске) Ученики записывают тему этого урока.
Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение) У всех есть атом водорода.
Задача: Формирование понятия кислоты, кислотного остатка. Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остаткаОбщая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток
Кислотные остатки бывают:
А) простые – CI, S, Br
Б) сложные – SO4, CO3, PO4
Ученики записывают определение и общую формулу в тетрадь.
Выполнение задания № 1Допишите определение, вставив пропущенные буквы
(Учитель оказывает помощь ученикам)
Учащиеся открывают с. 66 (рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна) и записывают в тетрадь.
Что такое кислотный остаток и как определить его валентность? Учащиеся записывают в тетрадь.
Посмотрите на формулы следующих кислот: HCI, H2S и они называются хлороводород, сероводород. (На первом месте в названии формулы химический знак, а затем водород)
А такие кислоты как: H2SO4, H3PO4 они называются русским названием соответствующего элемента: серная, фосфорная кислоты.
Учащиеся записывают в тетрадь.Учащиеся слушают.
А в чем еще отличие этих кислот?(Учитель поясняет валентность кислотного остатка) Атомов водорода, в одном случае два, а в другом три.
Выполнение задания № 21-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HCI, H2SO4, H3PO4. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.
2-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO3, H2S, HBr, H2CO3. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.
3-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO2, H2SO3, HI, H2SiO3, HF. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.
(Учитель организует взаимопроверку)
Самостоятельная работа в тетрадях и работа трех учащихся у доски. Индивидуальная работа и индивидуальный ответ.
Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу? Совершенно верно! Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному. Разный состав кислот.
Задача:Организовать деятельность учащихся по классификации кислот. Классификация кислот: (по отдельным признакам)А) по нахождению в природе
Б) по наличию кислорода в кислотном остатке
В) по основности кислотного остатка
Г) по растворимости в воде
(Объяснение учителя)
Выполнение задания № 3
Выясните и запишите, на каком признаке основывается каждая из классификаций
1 вариант
Кислоты: H3PO4, H2S, HNO3 называются ________________________
Признак, положенный в основу классификации___________________
2 вариант
Кислоты: H2S, HCI, HCN называются _________
HNO3, H2SO4, H3PO4 называются _____________
Признак, положенный в основу классификации ___________________
3 вариант
Кислоты: HCI, HCN, HNO3 называются _______
H2S, H2SO4, H2CO3 называются _______________
H3PO4 называется __________________________
Признак, положенный в основу классификации __________________________________________
4 вариант
Кислоты: HCI, HI называются _______________
Лимонная, уксусная ________________________
Признак, положенный в основу классификации __________________________________________
Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот __________________________________________
(Учитель комментирует ответ)
Учащиеся слушают.

Четыре человека выполняют задание на доске, остальные учащиеся самостоятельно.
Работа в тетрадях.

Работа учеников с таблицей растворимости.
Молодцы! С заданиями справились. Поезд отп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.07 | Просмотров: 1946

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340