Этапы и временные рамки урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап.Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке (2мин) | Взаимные приветствия.Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока-путешествия. (Учитель сообщает цель, маршрут путешествия и конечный результат) | Готовность учеников к уроку. |
II. Актуализация знаний.Задача: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками. В ходе проверки устранить ошибки, совершенствуя при этом знания, умения и навыки (5 мин) | Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?(Учитель задает всему классу вопрос) | Изучали тему: “Соединения химических элементов”. |
Какие соединения химических элементов мы уже изучили? (Учитель задает всему классу вопрос) | Познакомились с классом оксидов, оснований. |
Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:MgO, NaOH, H2S, N2 O5, Zn(OH)2, K2O, HCI, SiO2, Ba (OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3 | Заполнение таблицы у доски двумя учениками, а остальные работают в тетрадях. Знания оценивает учитель и сами ученики. За пять правильных ответов ставят оценку “5”, четыре – “4”, и т.д. |
№ | оксиды | основания |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Дать названия оксидам и основаниям.(Учитель вызывает учащихся к доске, а остальные занимаются самооценкой) |
Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. | Обратите внимание! Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему) | Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу. |
| Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот. | |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы. (25 мин) | Ребята! Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Девизом нашего необычного урока-путешествия будет: “Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”. Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике. А путевым дневником будет ваша рабочая тетрадь. По пути следования мы сделаем несколько остановок на таких станциях, как: информационная, экспериментальная, практическая. И так в добрый путь! Ребята! А что вы хотите узнать о кислотах? (Учитель задает вопросы путешественникам) | Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.Учащиеся записывают их в тетрадь |
1) Станция “Информационная”. | Мы прибываем на станцию информационную. | |
| Где встречаются кислоты в природе? (Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами назвали тему данного урока и пытались решать проблему через фрагмент из дополнительных источников) Учитель сообщает о том, что лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др. | Учащийся делает небольшое сообщение об уксусной кислоте.(Приложение 1) |
Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. К ним относятся: серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная кислоты и др. (Учитель пишет тему урока и несколько химических формул кислот на доске) | Ученики записывают тему этого урока. |
Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение) | У всех есть атом водорода. |
Задача: Формирование понятия кислоты, кислотного остатка. | Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остаткаОбщая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток Кислотные остатки бывают: А) простые – CI, S, Br Б) сложные – SO4, CO3, PO4 | Ученики записывают определение и общую формулу в тетрадь. |
Выполнение задания № 1Допишите определение, вставив пропущенные буквы (Учитель оказывает помощь ученикам) | Учащиеся открывают с. 66 (рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна) и записывают в тетрадь. |
Что такое кислотный остаток и как определить его валентность? | Учащиеся записывают в тетрадь. |
Посмотрите на формулы следующих кислот: HCI, H2S и они называются хлороводород, сероводород. (На первом месте в названии формулы химический знак, а затем водород) А такие кислоты как: H2SO4, H3PO4 они называются русским названием соответствующего элемента: серная, фосфорная кислоты. | Учащиеся записывают в тетрадь.Учащиеся слушают. |
| А в чем еще отличие этих кислот?(Учитель поясняет валентность кислотного остатка) | Атомов водорода, в одном случае два, а в другом три. |
Выполнение задания № 21-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HCI, H2SO4, H3PO4. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность. 2-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO3, H2S, HBr, H2CO3. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность. 3-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO2, H2SO3, HI, H2SiO3, HF. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность. (Учитель организует взаимопроверку) | Самостоятельная работа в тетрадях и работа трех учащихся у доски. Индивидуальная работа и индивидуальный ответ. |
Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу? Совершенно верно! Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному. | Разный состав кислот. |
Задача:Организовать деятельность учащихся по классификации кислот. | Классификация кислот: (по отдельным признакам)А) по нахождению в природе Б) по наличию кислорода в кислотном остатке В) по основности кислотного остатка Г) по растворимости в воде (Объяснение учителя) Выполнение задания № 3 Выясните и запишите, на каком признаке основывается каждая из классификаций 1 вариант Кислоты: H3PO4, H2S, HNO3 называются ________________________ Признак, положенный в основу классификации___________________ 2 вариант Кислоты: H2S, HCI, HCN называются _________ HNO3, H2SO4, H3PO4 называются _____________ Признак, положенный в основу классификации ___________________ 3 вариант Кислоты: HCI, HCN, HNO3 называются _______ H2S, H2SO4, H2CO3 называются _______________ H3PO4 называется __________________________ Признак, положенный в основу классификации __________________________________________ 4 вариант Кислоты: HCI, HI называются _______________ Лимонная, уксусная ________________________ Признак, положенный в основу классификации __________________________________________ Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот __________________________________________ (Учитель комментирует ответ) | Учащиеся слушают. Четыре человека выполняют задание на доске, остальные учащиеся самостоятельно. Работа в тетрадях. Работа учеников с таблицей растворимости. |
| Молодцы! С заданиями справились. Поезд отп...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|