Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях
Автор(ы): Сивенцева Наталья Валентиновна, Воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач (1). Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования (1): 1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными. 2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные задачи. 3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой (2). Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую. Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, мы выработали следующие ориентиры ее результативности. Цель работы: Повысить уровень умственного развития детей. Задачи. I. Познавательная: - Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие: - Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
- 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные: - Развивать самостоятельность в сборе информации и подготовке мини-докладов.
- Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
- Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат. - Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
- Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
- Совместно с родителями выполняет домашнее задание по предложенной теме, самостоятельно отбирает в энциклопедии нужную информацию для мини - докладов.
Теоретические и практические наработки вышеуказанных авторов позволили нам выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования. 1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя. 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей 2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.) 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?) 3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу. 4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель. Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3” голубого цвета, и.т.п. Многообразие вариантов кодирования можно найти в книгах “Учимся по сказке” Т.В. .Болышевой (2), “Логика” М.В.Кралиной (3) , “Логика и математика” Р.Л.Непомнящей (4), “Упражнения по мнемотехнике” Н.Гурьевой (5). Предлагаем рассмотреть эту систему на примере работы в блоке “Животные”. Занятие 1, 2. 1 часть: Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже). 2 часть: Знакомство детей с готовой мнемотаблицей “корова” (на втором занятии – “еж”), их рассматривание: “Это животное –Ж. Живет в лесу или дома? Чем питается? Особенности строения тела? (форма) Чем выкармливает детенышей? (соска) Какую пользу приносит человеку? (ведро с молоком) С какой буквы начинается слово?” (рис. № 1, 2) 3 часть: Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать. 4 часть: Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию. Занятие 3. 1 часть: Рассматривание общей схемы “Животные”, разгадывание символов, запоминание последовательности кодирования. (рис.3) 2 часть: Составление мнемотаблицы о любом знакомом животном по теме “Животные родного края” (например, о медведе - рис. 4) с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблицу: “Медведь - это животное? Как можно закодировать? Обозначим буквой “Ж” или знаком – символом животного в первой клеточке. Дикое или домашнее? Какой знак выбрать? Где живет? Каким знаком отметим? (елочкой). Чем питается ( хищное или травоядное)? Какой можно придумать ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.07 | Просмотров: 1903
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|