Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников Люби и знай родной свой край
Автор(ы): Измайлова Ольга Сергеевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д., хотя совсем недалеко стоит мусорный ящик; разрешать детям гулять по газонам и т.д. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь. Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса. Динамика формирования гражданских чувств имеет медленный, сложный, многоступенчатый характер. Поэтому каждый вновь найденный компонент её интенсификации заслуживает внимания и детального апробирования. В течение шести лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации. Анализ данных предварительно проведённой экспресс - диагностики по выявлению знаний детей о родном крае, в начале моей работы, показал довольно низкий их уровень, который в последующем мог бы значительно затруднить процесс социализации детей (52 % из опрошенных дошкольников не знали названия своего города, его улиц, символики, 82 % детей не имели представления об особенностях растительного и животного мира своего края). Я считаю, что такие результаты в значительной мере обусловлены доминированием когнитивной линии в воспитательном процессе и недооценкой его эмоциогенности. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги. В результате я пришла к необходимости разработки собственного проекта, ориентированного на приоритетную эмоциогенную направленность всего воспитательного процесса. При этом акцент я поставила на максимальное развитие творческого потенциала, как педагога, так и воспитанников в процессе эстетического восприятия природной среды. Данный проект предполагает к себе средовый подход. Поэтому в ДОУ и в группе была создана необходимая развивающая среда, способствующая зарождению и конструированию у детей будущего гражданского самосознания. Это детский краеведческий музей г. Отрадного, зимний сад с фонтаном и макетами природных ландшафтов, детская научно - экспериментальная лаборатория, природная мастерская с наборами различных материалов, центр речевых дидактических игр, библиотека авторских книг, серия специально подобранной методической и художественной литературы, фотоальбомы. Разработанный мною проект предопределяет решение следующих задач: Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к родному городу. Воспитывать нравственное, эстетическое и действенное отношение к природе родного края. Развивать художественное и образное мышление, любовь к произведениям поэзии, способность чувствовать интонированный текст стихотворения. Воспитывать познавательный интерес к окружающему: звукам, цвету, запахам. Развивать детский творческий потенциал, творческий опыт и трудовые навыки. Способствовать воспитанию художественного вкуса и эстетической культуры. Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и новых форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, речевой, художественно - продуктивной, игровой (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) Содержание воспитательного процесса осуществляется в следующих формах: I. Познавательно-эстетическая деятельность: Занятия-беседы о родном городе. Экскурсии по городу, в парк, в лес, на водоёмы. Вечера - досуги, посвящённые красоте родной природы (“Люблю берёзку русскую”, “Клён, ты мой опавший”, “Ивушки плакучие”, “Чудное раздолье”). Экологические викторины. Коллекционирование. II. Речевая, словотворческая деятельность. - Чтение и разучивание стихотворных произведений о родном крае (Приложение 5)
- Игра в рифмы “Сочинялки о природе”.
- Составление мини-рассказов, этюдов о родной природе.
- Составление коллективных рассказов.
- Экологические сказки.
III. Художественно-продуктивная деятельность: Изготовление скульптур, эстампов, панно, коллажей, поделок из природного материала. Конструирование макетов. Составление карт-схем. Мини-выставки детских работ. Фотовыставки. IV. Игровая деятельность: Игровые проблемные ситуации (“Юный экскурсовод”, “Природа любит чистоту”, “В гостях у леса”, “Где мы были?” и т.д.). Игры - драматизации Моя работа проводится по блокам: Познавательный блок дает детям следующий объем знаний: 1. Растительный мир на территории детского сада. 2. Природные объекты города. 3. Растительный мир лесов и лугов. 4. Достопримечательные объекты природы в окрестностях города. Экологический блок предполагает приобретение детьми знаний о правилах поведения в природе, охране растительного и животного мира, о “Красной книге” Самарской области. Продуктивные виды деятельности предполагают составлению карты-схемы “Природа вокруг нас”, создание книг-самоделок “Наш родник”, “Наша река”, “Наши озера”, “Природа рядом с нами”; составление творческих рассказов о природных объектах города, изготовление поделок и панно из природного материала. Для реализации проекта мне было необходимо создать развивающую среду. Прежде всего я собрала фотоматериал по темам “Природа в нашем городе”, “Наши леса”, “Наши озера” (Приложение 6) Этот фотоматериал я разместила в папках-передвижках и в альбоме “Край ты мой родной”. Кроме этого я собрала гербарий не только лиственных пород, но и растений лесов и лугов, а также первоцветов (хохлатка, гусиный лук). В группе подобраны дидактические игры: “Ботаническое лото”, “Зоологическое лото”, “Экологический светофор”, “С какого дерева лист?”, “Букет для друга”, “Цветы”. Необходимый демонстрационный материал был собран и систематизирован: - Деревья в картинках.
- Насекомые в картинках.
- Цветы в картинках.
- Лекарственные растения.
- Птицы зимующие и кочующие.
Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями, для чего мною составлен помесячный план-программа работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к организации воспитательного процесса. План-программа с родителями (Приложение 7) предполагает следующие формы: консультации, сбор краеведческого и познавательного материала, составление с детьми творческих рассказов, изготовление поделок и панно из природного материала, конкурсы рисунков и творческих работ, прогулки к природным объектам города. Срок реализации проекта – один учебный год. В сентябре я провожу с детьми беседу “Что такое природа?” Мы рассматриваем иллюстрации и фотографии по этой теме. Затем я провожу экскурсию по территории ДОУ, показываю дошкольникам природные объекты и рассказываю об их своеобразии. В группе мы составляем коллективный рассказ о том, что увидели на экскурсии и проводим конкурс рисунков “Природа рядом с нами”. На следующей прогулке мы наносим на схему буквенные обозначения природных объектов с тем, чтобы в группе наклеить на них символические изображения деревьев и кустарников. Таким образом, в сентябре дети должны получить представления о природных объектах на территории ДОУ. В дальнейшем полученные представления и знания будут з...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.08 | Просмотров: 1997
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|