Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальная игра на уроках литературы - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Интеллектуальная игра на уроках литературы


Автор(ы): Левандовская Ольга Егоровна, учитель русского языка, литературы, МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Интеллектуальная игра
по биографии и бессмертной комедии А.С.Грибоедова
“Горе от ума”

1. Включается видеозапись с концерта, посвященного 200-летию со дня рождения А.С.Грибоедова. Звучит вальс Грибоедова.

2. Представление капитанов.

Разминка капитанов.
1 вопрос: Кому принадлежат слова, написанные на доске и вынесенные в название этой игры? (Нине Александровне Грибоедовой, урожденной Чавчавадзе)
2 вопрос: Где они написаны? (На памятнике, который Нина Александровна воздвигла погибшему мужу в Тбилиси на горе Мтацминда (Святой горе) при монастыре Святого Давида)

3. Биография.

1). Происхождение и воспитание Александра Сергеевича
(Грибоедов принадлежал к старинному дворянскому роду. Семья была состоятельной, и Грибоедов получил в детские годы хорошее образование и воспитание. Детей, сына и дочь, воспитывала мать, женщина властная и требовательная. С детских лет она приучала сына бывать в гостиной, вести себя вежливо и с достоинством).
2). Домашнее образование будущего поэта (Денег на образование детей мать Грибоедова не жалела, и сын с детства свободно говорил и читал по-французски и по-немецки, а позже овладел английским, итальянским и несколькими восточными языками. Он очень любил уроки музыки, до сих пор мы с наслаждением слушаем его нежные и стремительные вальсы)
3). Что вы знаете об учебе Грибоедова в Московском Университетском Благородном пансионе? (Пансион воспитывал любовь к литературе, русскому языку, учил говорить и писать на нескольких языках, прививал любовь к рисованию, живописи, музыке)
4). В 12 лет Грибоедов был принят в Московский университет. Как он учился? (Он поступил на словесный факультет, окончив его в 1808 году, он поступил на нравственно-политический (в 14 лет), в 1810 (в 16 лет) перешел на физико-математический. В июне 1812 года окончил обучение в университете)
5). Что вы знаете о таком факте биографии поэта. О котором он сам писал: “Проведя здесь несколько месяцев. Четвертый год не могу попасть на путь истинный”? (Когда началась война 1812 года, Грибоедов поступил добровольцем в гусарский полк. Сражаться ему не пришлось: Наполеон вскоре отступил. Гусары славились тогда своими похождениями, смелостью, кутежами – это считалось “хорошим тоном”. Именно об этом периоде он и писал: “Проведя здесь несколько месяцев, четвертый год не могу попасть на путь истинный”)
6). “Двойная дуэль”. Какие факты из биографии Грибоедова стоят за этим словосочетанием? (Среди знакомых Грибоедова была известная балерина А.И.Истомина, воспетая А.С.Пушкиным в “Евгении Онегине”:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет).
Из-за нее разгорелась ссора между приятелем Грибоедова Шереметьевым и Завадовским. Грибоедов вмешался в ссору, взял сторону Завадовского. Взбешенный Шереметьев вызвал на дуэль Завадовского, а его приятель – уланский офицер А.И. Якубович, известный впоследствии декабрист, – вызвал Грибоедова как участника “интриги”. Двойная дуэль была назначена на 12 ноября 1817 года. Шереметьев был смертельно ранен и на другой день скончался. Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем была отложена. Позже они встретились в Тифлисе. И Якубович предложил осуществить их поединок. Якубович выстрелил первым и прострелил Грибоедову кистьлевой руки, один палец у него навсегда оказался мзувеченным. Именно по нему удалось впоследствии опознать труп Грибоедова)
7). Интересы каких стран пересекались в Персии? (Англии, Персии и России. Англия не была заинтересована в усилении русского влияния в этом крае)
8).Почему по делу декабристов Грибоедов был привлечен, но не был осужден? (Среди декабристов было много друзей Грибоедова. Ермолов покровительствовал Грибоедову, задержав курьера. Который приехал на Кавказ арестовать Грибоедова, позволил поэту уничтожить опасные улики. Грибоедов был посажен на гауптвахту, но доказать его принадлежность к тайному обществу властям не удалось. В июне 1826 года он был освобожден)
9). Что вы можете рассказать о Туркманчайском мире?
(Туркманчай – это маленькая персидская деревенька. Грибоедов приложил много усилий, ума, таланта в выработке условий мира как дипломатический советник. К России отходили территории Эриванского и Нахичеванского ханств, Россия получала исключительное право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром, а также освобождала от власти персидского хана 45 тысяч армян)
10). Как перевести с персидского “Вазир – Мухтар”? (Полномочный министр) (“Грибоедовский вальс”, снят в 1995 году в связи с 200-летием со дня рождения Грибоедова).

4. Вопросы по просмотренному до игры кинофильму

1).Как называется художественный фильм, который мы смотрели на уроке, в каком году он был снят и в связи с чем? (“Грибоедовский вальс”, снят в 1995 году в связи 200-летием со дня рождения Грибоедова).
2).Просмотр эпизода из фильма “Сон Грибоедова”. Какие детали сна свидетельствуют о том, что он предчувствовал свою гибель? (Разлитое красное вино, халва с вонзенным в нее ножом)

5. Теория литературы. Драматические произведения.

1). Трагедия – драматическое произведение; писатель показывает героев в напряженной борьбе с непреодолимыми препятствиями, обрекающими их на гибель.
2). Драма (в узком смысле) – драматическое произведение, пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим.
3). Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты и свойства людей, пороки общества.
4). Сюжет – связанные между собой и последовательно развивающиеся события, изображенные в художественном произведении.
5). Экспозиция – вступительная часть сюжета, показывающая обстановку, в которой будут происходить действия, рисующая положение и характеры действующих лиц.
6). Назовите экспозицию в комедии “Горе от ума” (Действие 1, явления с1 по 5)
7). Завязка – событие, с которого начинается действие.
8). Назовите завязку в комедии (Приезд Чацкого. Слуга. К вам Александр Андреич Чацкий)
9). Развязка – событие, завершающее действие(в Действии 4) 10). Кульминация – высшая точка в развитии действия
11). Развитие действия – часть сюжета между завязкой и развязкой.
12). Особенности развития действия в комедии “Горе от ума”. (Развитие действия определяется наличием в комедии сквозного действия: стремления Чацкого узнать, почему Софья встретила его холодно, кого ему предпочла. Сквозное действие изображается как конфликт. Чацкий – герой, ведущий конфликт. Софья отражает действия Чацкого. Мотив интимной борьбы усложняется общественными, социальными мотивами).
13). Ремарка – замечание для господ актеров.
14). Реплика – замечания одного собеседника на слова другого.
15). Монолог – продолжительная речь одного лица.
16). Классицизм – художественное направление в искусстве и литературе 17-начала 19 веков, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Самое знаменитое – “три единства” – времени, места, действия, счастливый конец.
17). Как эти “три единства” выдержаны Грибоедовым в комедии? (Действие комедии укладывается в одни сутки. Чацкий приезжает в дом Фамусова в “седьмом, осьмом, девятом” часу утра, а уезжает поздно вечером того же дня. Действие происходит в одном месте – доме Фамусова. Таким образом, внешне, формально в комедии соблюдаются правила классицизма – единства времени и места. Но художественное время комедии вбирает в себя и эпоху Екатерины 2 (история карьеры Максима Петровича), и недавнее прошлое (детство Софьи и Чацкого), и “ век минувший”, и “век нынешний”. Художественное пространство также шире рамок дома Фамусова – это и Английский клуб, и Архивы, и военный полигон (о своей службе вспоминают Чацкий и Горич), и Петербург, и Кузнецкий мост, и Тверь, и Саратов. Единство действия нарушено: любовный конфликт осложняется конфликтом с Москвой.
18). Вписывается ли финал комедии в теорию классицизма? (Нет. Вместо традиционного счастливого конца и восстановления справедливости Чацкий в отчаянии покидает дом Фамусова).

6. Чтение текста наизусть.

1 команда 2 команда
Монолог Чацкого Монолог Фамусова
“А судьи кто?” “Петрушка, вечно ты с обновкой”

7. Образ Чацкого.

1). Что Лиза говорит о Чацком перед его появлением? (Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!)
2). Кто говорит о Чацком: Не человек, змея! (Софья, в сторону)
3). Какие три совета Чацкому дает Фамусов?
    1. .. .во-первых, не блажи,
    2. Именьем, брат, не управляй оплошно,
    3. А главное, поди-тка послужи.
4). Какие версии сумасшествия Чацкого выдвигаются?
1. По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
2. Чай, пил не по летам
Шампанское стаканами тянул
Бутылками-с, и пребольшими.
Нет-с, бочками сороковыми.
3. Ученье – вот чума, ученость – вот причина...
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
5). Имена каких мифологических персонажей, персонажей античной культуры звучат в монологе Чацкого? (Минерва – богиня мудрости; Нестор – персонаж “Илиады”, учитель и наставник героев; Зефир – мифологический образ ветра).
6).Вспомните, с каким словом рифмует Грибоедов фамилию Чацкого при первом его появлении на сцене? Действие 1. явление 6? (Чацкий в комедии появляется на сцене под рифму “дурацкий”).
Лиза
Хотела я, чтоб этот смех дурацкий
Вас несколько развеселить помог.
Слуга
К вам Александр Андреич Чацкий.
7). Как, с вашей точки зрения, эта рифма связана с названием комедии, с развитием событий и сценической судьбой главного героя? (Рифмой “дурацкий – Чацкий” подчеркиваются главные темы комедии – смеха и ума; этой рифмой намечается дальнейшая судьба героя: “остер, умен, красноречив” – характеристика, данная Чацкому в начале пьесы; “безумный по всему” – диагноз, поставленный в финале. От репутации остроумца – к навязанному молвой амплуа “дурака”, безумца, сумасшедшего).
8). В чем проявляется своеобразие роли Чацкого как комедийного героя? Вспомните комические ситуации, в которые попадает Чацкий по хо; действия. (Чацкий появляется в доме Фамусова в “седьмом” часу утра, забыв о светских приличиях; постоянно нарушает правила светского поведения: на балу не танцует, а произносит страстный монолог в защиту патриотизма, на Чацкий я...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.08 | Просмотров: 2518

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340