Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальная игра по литературе Умники и умницы. Заключительный урок по творчеству Лермонтова - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интеллектуальная игра по литературе Умники и умницы. Заключительный урок по творчеству Лермонтова


Автор(ы): Серебрякова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • проверить знания уч-ся по творчеству М. Ю. Лермонтова;
  • повысить интерес к творчеству поэта.

Ход игры

Сегодня мы проводим занимательную игру «Умники и умницы», цель которой проверить знания, полученные после изучения раздела литературы «М.Ю. Лермонтов».
Напоминаем правила игры: викторина состоит из 3х агонов (агон с греческого означает «соревнование, состязание»). Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается орден шелкового умника. В случае, если один агонист затрудняется ответить, либо ответ его не верен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей).
Перед тем, как агонисты начнут состязаться, я произведу розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:
  1. красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет право на ошибку;
  2. желтая дорожка – ученика викторины ожидают 3 вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;
  3. зеленая дорожка – длиннее предыдущих – ведущий задаст агонисту 4 вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг.
Вопросы для розыгрыша дорожек:
  • Назвать даты рождения и смерти М. Ю. Лермонтова. (1814-1841).
  • Где прошло детство М. Ю. Лермонтова, и кто занимался воспитанием мальчика? (Тарханы, Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта).
  • Где и в качестве кого служил М. Ю. в 1834-1837 г.? (В Царском Селе, в лейб-гусарском полку, в качестве офицера русской армии.)

1 агон.

Зеленая дорожка.
Отгадайте, кто вы:
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (Бэла).
  1. Каким образом вы попали к Печорину?
    (Печорин договорился с Азаматом обменять Бэлу на коня. Азамат ночью привез Бэлу, она была связана. Когда приехал Казбич и разговаривал с Максим Максимычем, то Азамат ускакал на Карагезе.)
  2. При каких обстоятельствах погиб ваш отец?
    (Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь. Вот он и дождался, когда старик возвращался из напрасных поисков за дочерью, это было в сумерки. Казбич бросился на него и ударом кинжала свалил его наземь.)
  3. Как вас ласково называл Печорин?
    (Моя джанечка – перев. «душенька».)
  4. При каких обстоятельствах вы погибли?
    (вышла к реке, а тут как тут Казбич и схватил девушку. Максим Максимыч и Печорин возвращались с неудачной охоты и Максим Максимыч заметил, что Казбич что-то держал. Это была Бэла. Печорин выстрелил, затем Максим Максимыч, а в этот момент Казбич как раз занес кинжал над Бэлой. Пуля попала ему в плечо... и он опустил руку. Удар был нанесен в спину, Бэла потеряла много крови. Через несколько дней она умерла)
Желтая дорожка.
Отгадайте, кто вы:
«Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его, колени его дрожали» (Максим Максимыч).
  1. Какие странности вы отметили в Печорине?
    (“В дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет; он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; по целым часам, слова не добьешься, зато как начнет рассказывать животики со смеху надорвешь).
  2. Когда умерла Бэла, вы на месте Печорина умерли бы от горя. Вы стали утешать Печорина, начали говорить утешительные слова. Как отреагировал на это Печорин?
    (Он поднял голову и засмеялся).
  3. Что сказано о вашем семейном положении на страницах романа?
    (...у меня нет семейства. Об отце и матери я лет 12 не имею известия, а запастись женой не догадался раньше).
Красная дорожка.
Отгадайте, кто вы?
“Казалось не более 18 лет. Необыкновенная гибкость(ее) стана, особенное, (ей только свойственное) наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив (ее) слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос”. (Девушка-контрабандистка).
  1. Печорин называл вас “ундиной”. Как переводится на русский язык это слово?
    (русалка).
  2. За что и каким образом вы хотели лишить жизни Печорина?
    (“Ты видел, – отвечала она – ты донесешь! – и сверхъестественным усилием повалила (меня) на борт. “.. началась отчаянная борьба”.
2 агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек:
  1. За что впервые был арестован и выслан на Кавказ М. Ю. Лермонтов?
    (Михаил Юрьевич был впервые арестован за стихотворение “Смерть поэта” посвященное смерти А.С.Пушкина в котором содержится суд над всем строем жизни империи).
  2. За какие действия поэта повторно ссылают на Кавказ?
    (За участие в дуэли с сыном французского посла Э.Барантом).
  3. Кем был убит М.Ю. Лермонтов на последней дуэли?
    (Мартыновым).
Зеленая дорожка.
Угадайте, кто вы:
“Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении можно заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза”? (Печорин.)
  1. Что украл у Вас слепой?
    (шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал).
  2. ”Лодка закачалась, но я справила, и между нами началась отчаянная борьба, бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости”. Итак, кто Ваш противник, превосходящий Вас в ловкости?
    (девушка-контрабандистка).
  3. Какие главы романа “Герой нашего времени” автор обнаружил в вашем журнале “Журнале Печорина”.
    (“Тамань”. “Княжна Мэри”. “Фаталист.”)
  4. Вы утверждали, что к дружбе не способны. Почему?
    (“Из двух друзей всегда один раб другому, хотя ни один из них в этом себе не признается; рабом – я быть не могу, а повелевать – труд утомительный, потому что у меня. есть и лакеи и деньги”)
Желтая дорожка.
Угадайте, кто вы:
“Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих глазах что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбаться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны...” (Княжна Мэри)
  1. На прогулке у горы Машук разговор Ваш (Мэри) с Печориным начался злословием со стороны Печорина. Он стал перебирать присутствующих и отсутствующих ваших общих знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь его взволновалась. Он начал, шутя, и окончил искренней злостью. Что ответили вы (Мэри) Печорину?
    (“Вы опасный человек! - сказала она (мне), – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок”)
  2. Какое чувство, состояние души, испытанное Вами по отношению к Печорину, погубило Вас, привело к тому, что Вы искренне полюбили Печорина?
    (Сострадание. “В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы, рука ее дрожала, щеки пылали; ей было жаль меня. Сострадание – чувство, которому так легко покоряются все женщины, впустило свои когти в неопытное сердце”)
  3. В чем состояла Ваша образованность?
    (“ Знала алгебру, читала по-английски Байрона ”)
Красная дорожка.
Угадайте, кто Вы:
“Был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок, одна нога у него была короче другой; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли ” (Вернер)
  1. Какое прозвище имели Вы, доктор?
    (Мефистофель)
  2. Что общего у Вас (Вернера) с Байроном?
    (Одна нога короче другой)

3 агон. (Финал)

Третий участник приглашается из учащихся, у которого больше орденов шелков...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.09 | Просмотров: 2276

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340