Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Дополнительная образовательная программа научного общества учащихся Вектор Экология сибирского города
Автор(ы): Подберезина Светлана Геннадиевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Для создания данной программы разработчиком модифицированы и интегрированы в единый комплекс следующие авторские курсы: - Скалой Н.В. «Экология сибирского города»
- Дереклеева Н.И, «Научно-исследовательская работа в школе»
- Дядюн Т.В. «Мир воздуха»
И включает в себя: - Интеллектуальные занятия – 10 час (по методике Дереклеевой Н.И.);
- Теоретические занятия и практикум – 70 час (по Скалону Н.В.);
- Практикум «Мир воздуха» (по Дядюн Т.В.)
- Конкурсная подготовка – 20 час
- Работа в библиотеке – 2 час
- Работа в музее – 2 час
- Работа в ГИБДД – 2 час
- Экскурсии – 2 час
Данная программа разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии. Программа деятельности научного общества сопровождается необходимыми контрольно-измерительными материалами (КИМ), копилкой методик ученических исследовательских работ, фото-, видео и наглядными материалами. В процессе освоения программы предусмотрен ряд воспитательных мероприятий органично вплетенных в воспитательный процесс образовательного учреждения, например, акции, проводимые в рамках Дней защиты Кузбасса от экологической опасности. Выполнение практической части программы обеспечивается за счет материально-технической базы кабинета химии и биологии в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» на договорной основе. Основной формой организации занятий является работа в малых группах сотрудничества, что позволяет эффективно использовать рабочее время и выполнять несколько работ одновременно, но на разных участках. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, измерениями, моделированием процессов окружающей среды. Предусмотрено программой и участие в семинарах, конкурсах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов. Программой обучения предусмотрены следующие результаты: 1. Повышение уровня экологической грамотности; 2. Развитие творческих способностей учащихся; 3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся; 4. Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.; 5. Привлечение внимания и средств администрации района, округа, города к экологическим проблемам города. Промежуточные итоги подводятся в виде реальной деятельности по сохранению среды – выпуск информационных листков, воззваний, обращений к общественности, публикации в прессе, выступления на ТВ, участие в конкурсах и научно-практических конференциях. По итогам члены НОУ участвуют в традиционных Днях науки и творчества в ДЦТ №1. Данная программа предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, то есть 12–16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) в группе постоянного состава. Комплектование группы происходит как по желанию обучающихся, так и по рекомендации их педагогов. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года. По окончании данного курса обучающиеся, желающие продолжить свое образование в данном направлении могут продолжить занятия в научном обществе по программе Масленникова А.В., к.п.н, г. Зеленоград «Основы исследовательской деятельности» (возраст детей 15–17 лет) Исследования ведутся по одному из направлений, охватывает небольшой круг вопросов, соответствует интеллектуальным возможностям детей и не приводит к их перегрузке, а следовательно к потере интереса. Новизна данного курса состоит в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее. Цель данной программы: интеграция воспитанников в деятельность, направленную на исследование и поддержания экологического качества городской среды. Задачи: - изменение мировоззрения личности через формирование позитивного отношения к природе в целом;
- развитие качеств активиста через приобщение к природоохранной деятельности;
- обучение основным методам и приемам изучения окружающей среды
Учебно-тематический план № п/п | Название темы | Общие количество часов | Теория | Практика | 1. | Город как среда обитания человека | 20 | 8 | 12 | 2 | Урбанизация – процесс изменения природной среды | 8 | 7 | 1 | 3 | Изменение факторов среды в условиях сибирского города | 8 | 4 | 4 | 4 | Структура и функционирование городских экосистем | 26 | 18 | 8 | 5 | Жизнь растений и животных в городской среде | 26 | 14 | 12 | 6 | Влияние городской среды на здоровье человека | 24 | 16 | 8 | 7 | Проблемы и перспективы создания экологически здоровой среды в городах Кузбасса | 18 | 3 | 15 | Итого: | 140 | 70 | 70 | Резерв: | 14 | Содержание дополнительной образовательной программы СЕНТЯБРЬ 3 неделя 2 ч. Техника безопасности на занятиях Т. О. Введение в практикум «Мир воздуха», работа № 1, 2 2 ч. Интеллектуальное занятие, №1, 2 (умение доказывать, опровергать, высказывать мнение, делать выводы) 4 неделя 2 ч. «Экология сибирского города». 1. Понятие города. Город, как среда обитания. Урбоэкология. 2. Сибирский город и глобальная экологическая проблема. Региональный аспект. Системный подход к решению. 2 ч. «Мир воздуха» – работа № 3, 6, 7 ОКТЯБРЬ 1 неделя 1 ч. «Экология сибирского города» природа в городе, городские животные и растения. Городские биогеоценозы и другие экосистемы. Почему их необходимо изучать. 2 ч. «Мир воздуха». Повтор работ № 1, 3. отчет – № 1, 3, 6, 7 (начать обработку данных). 1 ч. Интеллектуальное занятие №3 (развитие лингвистических умений, умения слушать себя и других, развитие творческих способностей). 2 неделя 1 ч. «Экология сибирского города» Из истории отечественной науки, выдающиеся ученые – экологи. 1 ч. библиотечный: «Деятельность В.Н. Сукачева, В.В., Л.Г. Раменского, Д.Н. Кашкарова, С.А. Северцова, Н.П. Наумова, С.С. Шварца». 2 ч. Полевые и лабораторные экологические исследования (Т.Б., статистическая обработка, сбор материала, требования, подготовка к защите, типы научных работ). 3 неделя 2 ч. «Экология сибирского города». законы, правила и принципы экологии (по Н.Ф. Реймерсу) закон физико – химического единства живого вещества (В.И. Вернадского); 1. «Мир воздуха» оформление и подготовка к защите работ № 1, 3, 6, 7. 1 ч. Интеллектуальное занятие № 4. (Развитие лингвистических умений, творческого мышления, наблюдательности, памяти, оригинальности мышления. 4 неделя 3 ч. «Экология сибирского города» – понятие урбанизации. Город, как наиболее урбанизированная среда обитания человека. Особенности процесса урбанизации в Сибири, в городе. – аспект возникновения и развития городов Сибири (исторические, географические, экономические). – современные функции сибирских городов. Развитие промышленного комплекса и разрушение природной среды. Городская агломерация Кузбасса. 1 ч. Экскурсия в краеведческий музей «Аспекты возникновения Мариинска». 5 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – «Роль в природе в городе на разных исторических этапах» – влияние культурных и религиозных традиций на отношение людей к растениям и животным в урбанизированной среде. Современное отношение людей к городской среде. – признак обманного благополучия. НОЯБРЬ 1 неделя 3 ч. «Экология сибирского города» – особенности климата, флора и фауна Сибири (таежной и лесостепной зон). трансформация абиотических факторов в городе. 1 ч. Экскурсия. Практикум № 1, 2 2 неделя 1 ч. «Экология сибирского города» – воздействие культурных и домашних животных на городские экосистемы. 1 ч. Интеллектуальное занятие № 5 (развитие оригинального мышления, ассоциативного мышления, развития креативности, положительных эмоций). 1 ч. Экскурсия (практикум, продолжение) 1 ч. Экскурсия ГИБДД (работа газоанализатора) 3 неделя 3 ч. «Экология сибирского города» 1 ч. Разнообразие экосистем городов южной Сибири. 2 ч. Городские биогеоценозы. 1 ч. Библиотека «Ландшафтный дизайн» (парки, сады, бульвары, газоны) «Мир воздуха» практикум № 4, 5. 4 неделя 1 ч. «Экология сибирского города» – правила обязательности заполнения экологических ниш. 2 ч. «Мир воздуха». Практикум №8, 9, 10 1 ч. Интеллектуальное занятие № (умение размышлять, анализировать, делать собственные оригинальные выводы) ДЕКАБРЬ 1 неделя 2 ч. «Экология сибирского города» – экосистемы промышленных и селитебных зон. Сообщества животных и растений на промплощадках и ж.д. путях, крышах и стенах зданий, в зерно- и овощехранилищах, на складах, чердаках, подземных коммуникациях, в подвалах, подъездах. Флора и фауна оранжерей и теплиц 1 ч. Интеллектуальное занятие № 7 (развитие дикции произношения, и речевых умений). 1 ч. Библиотека («Основы фитодизайна») 2 неделя 4 ч. Конкурсная подготовка. 3 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – растения и животные в жилых помещениях. – городские квартиры как места обитания живых организмов. 4 неделя 2 ч. «Экология сибирского города» – водные экосистемы в условиях города. 2 ч. Практикум «Мой экодом». 5 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – структура городских экосистем. Категория организмов. Особенности пищевых цепей и сетей в городской среде. Непищевые отношения. Устойчивость городских экосистем. Связь живых организмов с жизнью и деятельностью организмов. Человек – главный средообразующий фактор. ЯНВАРЬ 1 неделя 2 ч. «Экология сибирского города» – закон системогенетический или повторение развития. 1 ч. Интеллектуальное занятие №8 (развитие внутренней речи, умение делать обобщение). 1 ч. Практикум – экскурсия «Изучение городских экосистем». 2 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – происхождение городской флоры и фауны, биогеографическая характеристика. 3 неделя 3 ч. «Экология сибирского города» – экологическая характеристика: виды лесного, степного, скального и водно-болотного комплексов в городах Сибири. 1 ч. Интеллектуальное занятие №9 (развитие речевых умений, логического мышления, языковой догадки). 4 неделя 3 ч. «Экология сибирского города» – интродукция и реинтродукция животных и растений в городах Сибири. – понятие синантропизации и ее формы: постоянная, временная, частичная. – причины синантропизации: изменение климата, жизненного пространства, источников питания, сокращение врагов и конкурентов. 1 ч. Интеллектуальное занятие №10 (подведение итогов.) ФЕВРАЛЬ 1 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – экологические принципы, поясняющие особенности видового разнообразия. – принципы разнообразия и условий среды. 2 ч. Практикум «Изучение растений и животных в городской среде». 2–3 недели Конкурсная подготовка. 4 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – человек в городе. Его связи с окружающей природной и социальной средой. – социальная городская среда. – межличностные отношения, как фактор здоровья. Стрессы индивидуальные и общественные. МАРТ 1 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – физическая городская среда: естественная природная и искусственная. Здоровье и болезни. Чем вызваны болезни городского образа жизни. Воздействие факторов городской среды на людей в зависимости от их образа жизни. 2 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – экологичность и гигиена жилища, рабочего места. – яды в быту. – экологически чистые продукты. – болезни и лекарства. Медицина и самолечение. 3–4 недели конкурсная подготовка. 5 неделя 4 ч. «Экология сибирского города» – экологичность труда и отдыха. – виды отдыха в городе и типы рекреационных территорий. 2 ч. Практикум «Изучение человека в городской среде» АПРЕЛЬ 1, 3, 4 недели 6 ч. Пропаганда экологических знаний. 2 неделя конкурсная подготовка. МАЙ 1, 2 недели – пропаганда экологических знаний «Дни защиты от экологической опасности» Экологический практикум «Мир воздуха» Данный практикум – это система практических работ экологического содержания с элементами мониторинга. Исследование состояния окружающей среды ведется по одному направлению. Это объясняется тем, что охват небольшого круга вопросов соответствует интеллектуальным возможностям детей, не приводит к их перегрузки, а следовательно и к потере интереса. Для исследований выбрана атмосфера, так, как с одной ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1769
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|