Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Дополнительная образовательная программа научного общества учащихся Вектор Экология сибирского города - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Дополнительная образовательная программа научного общества учащихся Вектор Экология сибирского города


Автор(ы): Подберезина Светлана Геннадиевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Для создания данной программы разработчиком модифицированы и интегрированы в единый комплекс следующие авторские курсы:
  • Скалой Н.В. «Экология сибирского города»
  • Дереклеева Н.И, «Научно-исследовательская работа в школе»
  • Дядюн Т.В. «Мир воздуха»
И включает в себя:
  • Интеллектуальные занятия – 10 час (по методике Дереклеевой Н.И.);
  • Теоретические занятия и практикум – 70 час (по Скалону Н.В.);
  • Практикум «Мир воздуха» (по Дядюн Т.В.)
  • Конкурсная подготовка – 20 час
  • Работа в библиотеке – 2 час
  • Работа в музее – 2 час
  • Работа в ГИБДД – 2 час
  • Экскурсии – 2 час
Данная программа разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии.
Программа деятельности научного общества сопровождается необходимыми контрольно-измерительными материалами (КИМ), копилкой методик ученических исследовательских работ, фото-, видео и наглядными материалами. В процессе освоения программы предусмотрен ряд воспитательных мероприятий органично вплетенных в воспитательный процесс образовательного учреждения, например, акции, проводимые в рамках Дней защиты Кузбасса от экологической опасности. Выполнение практической части программы обеспечивается за счет материально-технической базы кабинета химии и биологии в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» на договорной основе.
Основной формой организации занятий является работа в малых группах сотрудничества, что позволяет эффективно использовать рабочее время и выполнять несколько работ одновременно, но на разных участках. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, измерениями, моделированием процессов окружающей среды. Предусмотрено программой и участие в семинарах, конкурсах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.
Программой обучения предусмотрены следующие результаты:
1. Повышение уровня экологической грамотности;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
4. Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
5. Привлечение внимания и средств администрации района, округа, города к экологическим проблемам города.
Промежуточные итоги подводятся в виде реальной деятельности по сохранению среды – выпуск информационных листков, воззваний, обращений к общественности, публикации в прессе, выступления на ТВ, участие в конкурсах и научно-практических конференциях. По итогам члены НОУ участвуют в традиционных Днях науки и творчества в ДЦТ №1.
Данная программа предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, то есть 12–16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) в группе постоянного состава. Комплектование группы происходит как по желанию обучающихся, так и по рекомендации их педагогов.
Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года. По окончании данного курса обучающиеся, желающие продолжить свое образование в данном направлении могут продолжить занятия в научном обществе по программе Масленникова А.В., к.п.н, г. Зеленоград «Основы исследовательской деятельности» (возраст детей 15–17 лет)
Исследования ведутся по одному из направлений, охватывает небольшой круг вопросов, соответствует интеллектуальным возможностям детей и не приводит к их перегрузке, а следовательно к потере интереса.
Новизна данного курса состоит в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате факты дают представление о состоянии природы родного края, и что наиболее значимо, о степени техногенного воздействия на нее.
Цель данной программы: интеграция воспитанников в деятельность, направленную на исследование и поддержания экологического качества городской среды.
Задачи:
  • изменение мировоззрения личности через формирование позитивного отношения к природе в целом;
  • развитие качеств активиста через приобщение к природоохранной деятельности;
  • обучение основным методам и приемам изучения окружающей среды

Учебно-тематический план

№ п/п Название темы Общие количество часов Теория Практика
1. Город как среда обитания человека 20 8 12
2 Урбанизация – процесс изменения природной
среды
8 7 1
3 Изменение факторов среды в условиях сибирского города 8 4 4
4 Структура и функционирование городских экосистем 26 18 8
5 Жизнь растений и животных в городской среде 26 14 12
6 Влияние городской среды на здоровье человека 24 16 8
7 Проблемы и перспективы создания экологически здоровой среды в городах Кузбасса 18 3 15
Итого: 140 70 70
Резерв: 14

Содержание дополнительной образовательной программы

СЕНТЯБРЬ
3 неделя
2 ч. Техника безопасности на занятиях Т. О.
Введение в практикум «Мир воздуха», работа № 1, 2
2 ч. Интеллектуальное занятие, №1, 2 (умение доказывать, опровергать, высказывать мнение, делать выводы)
4 неделя
2 ч. «Экология сибирского города».
1. Понятие города. Город, как среда обитания. Урбоэкология.
2. Сибирский город и глобальная экологическая проблема. Региональный аспект. Системный подход к решению.
2 ч. «Мир воздуха» – работа № 3, 6, 7
ОКТЯБРЬ
1 неделя
1 ч. «Экология сибирского города» природа в городе, городские животные и растения.
Городские биогеоценозы и другие экосистемы. Почему их необходимо изучать.
2 ч. «Мир воздуха». Повтор работ № 1, 3. отчет – № 1, 3, 6, 7 (начать обработку данных).
1 ч. Интеллектуальное занятие №3 (развитие лингвистических умений, умения слушать себя и других, развитие творческих способностей).
2 неделя
1 ч. «Экология сибирского города» Из истории отечественной науки, выдающиеся ученые – экологи.
1 ч. библиотечный: «Деятельность В.Н. Сукачева, В.В., Л.Г. Раменского, Д.Н. Кашкарова, С.А. Северцова, Н.П. Наумова, С.С. Шварца».
2 ч. Полевые и лабораторные экологические исследования (Т.Б., статистическая обработка, сбор материала, требования, подготовка к защите, типы научных работ).
3 неделя
2 ч. «Экология сибирского города».
законы, правила и принципы экологии (по Н.Ф. Реймерсу)
закон физико – химического единства живого вещества (В.И. Вернадского);
1. «Мир воздуха» оформление и подготовка к защите работ № 1, 3, 6, 7.
1 ч. Интеллектуальное занятие № 4. (Развитие лингвистических умений, творческого мышления, наблюдательности, памяти, оригинальности мышления.
4 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
– понятие урбанизации. Город, как наиболее урбанизированная среда обитания человека. Особенности процесса урбанизации в Сибири, в городе.
– аспект возникновения и развития городов Сибири (исторические, географические, экономические).
– современные функции сибирских городов. Развитие промышленного комплекса и разрушение природной среды. Городская агломерация Кузбасса.
1 ч. Экскурсия в краеведческий музей «Аспекты возникновения Мариинска».
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– «Роль в природе в городе на разных исторических этапах»
– влияние культурных и религиозных традиций на отношение людей к растениям и животным в урбанизированной среде. Современное отношение людей к городской среде.
– признак обманного благополучия.
НОЯБРЬ
1 неделя
3 ч. «Экология сибирского города» – особенности климата, флора и фауна Сибири (таежной и лесостепной зон).
трансформация абиотических факторов в городе.
1 ч. Экскурсия. Практикум № 1, 2
2 неделя
1 ч. «Экология сибирского города» – воздействие культурных и домашних животных на городские экосистемы.
1 ч. Интеллектуальное занятие № 5 (развитие оригинального мышления, ассоциативного мышления, развития креативности, положительных эмоций).
1 ч. Экскурсия (практикум, продолжение)
1 ч. Экскурсия ГИБДД (работа газоанализатора)
3 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
1 ч. Разнообразие экосистем городов южной Сибири.
2 ч. Городские биогеоценозы. 1 ч. Библиотека «Ландшафтный дизайн» (парки, сады, бульвары, газоны)
«Мир воздуха» практикум № 4, 5.
4 неделя
1 ч. «Экология сибирского города» – правила обязательности заполнения экологических ниш.
2 ч. «Мир воздуха». Практикум №8, 9, 10
1 ч. Интеллектуальное занятие № (умение размышлять, анализировать, делать собственные оригинальные выводы)
ДЕКАБРЬ
1 неделя
2 ч. «Экология сибирского города» – экосистемы промышленных и селитебных зон.
Сообщества животных и растений на промплощадках и ж.д. путях, крышах и стенах зданий, в зерно- и овощехранилищах, на складах, чердаках, подземных коммуникациях, в подвалах, подъездах. Флора и фауна оранжерей и теплиц
1 ч. Интеллектуальное занятие № 7 (развитие дикции произношения, и речевых умений).
1 ч. Библиотека («Основы фитодизайна»)
2 неделя
4 ч. Конкурсная подготовка.
3 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– растения и животные в жилых помещениях.
– городские квартиры как места обитания живых организмов.
4 неделя
2 ч. «Экология сибирского города»
водные экосистемы в условиях города.
2 ч. Практикум «Мой экодом».
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города» – структура городских экосистем. Категория организмов. Особенности пищевых цепей и сетей в городской среде. Непищевые отношения. Устойчивость городских экосистем. Связь живых организмов с жизнью и деятельностью организмов. Человек – главный средообразующий фактор.
ЯНВАРЬ
1 неделя
2 ч. «Экология сибирского города» – закон системогенетический или повторение развития.
1 ч. Интеллектуальное занятие №8 (развитие внутренней речи, умение делать обобщение).
1 ч. Практикум – экскурсия «Изучение городских экосистем».
2 неделя
4 ч. «Экология сибирского города» – происхождение городской флоры и фауны, биогеографическая характеристика.
3 неделя
3 ч. «Экология сибирского города» – экологическая характеристика: виды лесного, степного, скального и водно-болотного комплексов в городах Сибири.
1 ч. Интеллектуальное занятие №9 (развитие речевых умений, логического мышления, языковой догадки).
4 неделя
3 ч. «Экология сибирского города»
– интродукция и реинтродукция животных и растений в городах Сибири.
– понятие синантропизации и ее формы: постоянная, временная, частичная.
– причины синантропизации: изменение климата, жизненного пространства, источников питания, сокращение врагов и конкурентов.
1 ч. Интеллектуальное занятие №10 (подведение итогов.)
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологические принципы, поясняющие особенности видового разнообразия.
– принципы разнообразия и условий среды.
2 ч. Практикум «Изучение растений и животных в городской среде».
2–3 недели
Конкурсная подготовка.
4 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– человек в городе. Его связи с окружающей природной и социальной средой.
– социальная городская среда.
– межличностные отношения, как фактор здоровья. Стрессы индивидуальные и общественные.
МАРТ
1 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– физическая городская среда: естественная природная и искусственная. Здоровье и болезни. Чем вызваны болезни городского образа жизни. Воздействие факторов городской среды на людей в зависимости от их образа жизни.
2 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологичность и гигиена жилища, рабочего места.
– яды в быту.
– экологически чистые продукты.
– болезни и лекарства. Медицина и самолечение.
3–4 недели
конкурсная подготовка.
5 неделя
4 ч. «Экология сибирского города»
– экологичность труда и отдыха.
– виды отдыха в городе и типы рекреационных территорий. 2 ч. Практикум «Изучение человека в городской среде»
АПРЕЛЬ
1, 3, 4 недели 6 ч. Пропаганда экологических знаний.
2 неделя конкурсная подготовка.
МАЙ
1, 2 недели – пропаганда экологических знаний «Дни защиты от экологической опасности»

Экологический практикум «Мир воздуха»

Данный практикум – это система практических работ экологического содержания с элементами мониторинга. Исследование состояния окружающей среды ведется по одному направлению. Это объясняется тем, что охват небольшого круга вопросов соответствует интеллектуальным возможностям детей, не приводит к их перегрузки, а следовательно и к потере интереса.
Для исследований выбрана атмосфера, так, как с одной ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1769

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340