Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка


Автор(ы): Тривашкевич Алла Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Место урока в системе: последний урок по теме.
Цели урока:
образовательные: проверка знания содержания произведений А.С. Пушкина;
развивающие: совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод;
совершенствование навыка взаимодействия в диалоге;
воспитательные: способствование воспитания взаимодействия в коллективе.
Тип урока: проверка и контроль знаний.
Форма урока: практикум.
Форма работы: групповая.
Оборудование: презентация урока с кадрами из к/ф “Капитанская дочка”.

Ход урока

I. ВСТУПЛЕНИЕ
    А. Т. Твардовский назвал А. С. Пушкина “нашим вечным спутником”. Без сомнения, Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Им созданы произведения, ставшие символом русской духовной жизни. Каждое поколение утверждает свое понимание поэта, но, безусловно, видит в нем современника. Пушкин как мудрый и веселый собеседник пробуждает наш ум и сердце, зовет к творчеству.
II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
    Проверка знания произведений А. С. Пушкина, творческих способностей, умения работы в группе.
III. ЗАДАЧА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
    Продемонстрировать не только знания произведений А. С. Пушкина, но и творческие способности, смекалку, сплоченность в группе.
IV. КОНКУРСЫ

1. Конкурс приветствий (Название команды, девиз, эмблема).

2. Конкурс “Толковый словарь” (Задания для болельщиков).

Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что в “Капитанской дочке” больше истории, нежели в “Истории Пугачевского бунта”. Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы ее усвоили.
“Стоимость” правильного ответа в рамках данного конкурса — 0,5 балла.
  • “Переведите” устаревшие слова на современный язык: фортеция, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти. (Крепость, прошение, намеки, разведчик, беды.) оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять. (Случай, хвала, враг, награждать, укорять.)
  • Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
  • Целовальник — это а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер. (Правильный ответ - б)
  • Инвалид — это а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. (Правильный ответ - б)
  • Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в) десять копеек. (Правильный ответ - а)
  • Существенность — это а) суть, сущность; б) действительность, явь, окружающий мир; в) вещество, материал. (Правильный ответ - б)
  • Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:
  • Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль.)
  • Солдат-новобранец. (Рекрут.)
  • Любительница рассказывать новости. (Вестовщица.)
  • Арестант, узник в колодках. (Колодник.)
  • Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)
  • Крытая повозка. (Кибитка.)
  • Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)
  • Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)
  • Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул.)
  • Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень.)
  • Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место.)

3. Конкурс “Разминка”.

  • Вопросы команде № 1.
  • Назовите поэму, в которой героями являются Петр I и Карл XII (“Полтава”)
  • Из какого произведения эти строки:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен…
(“Песнь о вещем Олеге”)
  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.
Его глаза сияют,
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен…
(Петр I, “Полтава”)
  • Вопросы команде № 2.
  • Назовите поэму, во вступлении к которой А. С. Пушкин перечисляет достижения Петра I (“Медный всадник”)
  • Из какого произведения эти строки:
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя…
(“Борис Годунов”)
  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.
Ни на челе высоком
Ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум
Все тот же вид смиренный, величавый…
(Пимен, “Борис Годунов”)

4. Конкурс “Встречают по одежке”.

“Встречают по одежке, а провожают по уму”, — гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об “одежке”.
Задача команд — узнать персонажей романа “Капитанская дочка” исходя из их сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим и чужим, и т.п.
Эти сведения предоставляются последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов — три. В случае, когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.
  • Задание команде № 1.
  • Этот герой
  • совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
  • составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери;
  • был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице”. (Савельич.)
  • Эта героиня
  • одевалась по обыкновению “просто и мило”;
  • в экстремальной ситуации, получив настоятельную рекомендация сменить имидж, переоделась в крестьянский сарафан;
  • вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы “в дорожное платье”, так как, по именному повелению, должна была “ехать во дворец в том, в чем ее застанут”. (Маша Миронова.)
  • Этот герой
  • появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне”;
  • получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя”;
  • отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. (Пугачев.)
  • Задание команде № 2.
  • Эта героиня
  • ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
  • приняла смерть “раздетой донага”, так как “в ее душегрейку” “успел уже нарядиться один из разбойников”-пугачевцев;
  • беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: “частый гребень, да веник, да алтын денег”. (Василиса Егоровна.)
  • Эта героиня
  • впервые появилась перед читателем “в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке”;
  • уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;
  • предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете. (Екатерина II.)
  • Этот герой
  • во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате”;
  • настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский”;
  • принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов.)

5. Конкурс “Государев кум со своею хозяюшкою”.

“Государев кум со своею хозяюшкою” — так в одном из эпизодов романа именуют главного героя и его невесту. Петр Гринев и Маша Миронова будут в центре нашего внимания в продолжение этого конкурса.
Вы получаете анкеты, которые необходимо заполнить за пять—семь минут. В работе участвует весь коллектив команды. Выполнение задания оценивается следующим образом: 30—40% — 1 балл; 50—70% - 2 балла; 80—100% - 3 балла. Вопросы, на которые игроки одной команды не смогли правильно ответить, в устной форме переадресовываются команде соперников.
  • Задание команде № 1.
Петр Гринев. Анкета героя.
  • Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев.)
  • Фамилия, имя, отчество матери героя. (Авдотья Васильевна Ю.)
  • Количество детей в семье Гриневых. (Девять.)
  • Возраст героя к тому времени, когда он “выучился русской грамоте”. (“На двенадцатом году”.)
  • Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына. (Сорочка.)
  • Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время “урока”. (Географическая карта.)
  • Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет. (Семеновский.)
  • Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы. (Симбирск.)
  • Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина. (Пунш.)
  • Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости. (Поручик.)
  • Оружие, которым герой был ранен на дуэли. (Шпага.)
  • Русский поэт XVIII века, который “очень похвалял” стихотворные “опыты” Гринева. (А.П.Сумароков.)
  • Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией. (Казань.)
  • Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь. (Вечное поселение в Сибири.)
  • Реликвия, которую “показывают” потомки Гринева всем гостям своего семейства. (Письмо Екатерины II к отцу Гринева, содержащее “оправдание его сына”.)
  • Задание команде № 2.
Маша Миронова. Анкета героини.
  • Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)
  • Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)
  • Цвет волос героини. (Светло-русый.)
  • Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)
  • Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)
  • Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)
  • Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)
  • Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)
  • Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)
  • Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)
  • Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)
  • Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)
  • Лица, сопровождавшие Марью...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.10 | Просмотров: 2398

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340