Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы Работа с планом с элементами краеведения
Автор(ы): Баранова Елена Евгеньевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность: 1. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между развитием пространственных представлений и общим психическим развитием ребёнка: - игры с планами направлены на развитие восприятия предметов, формируют умение анализировать предмет по разным признакам; - в них развивается внимание, т.к. предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться; вырабатываются устойчивость, переключение и распределение внимания; - занятия с применением карт и схем хорошо развивают память, которая постепенно становится произвольной; ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо; - при использовании этих игр происходит развитие мышления по трём основным формам: - наглядно-действенное; - наглядно-образное; - логическое; - также развиваются творческие способности, воображение и гибкое нестандартное мышление. 2. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. 3. В базовой программе Радуга даются рекомендации по работе в данном разделе, но методическое обеспечение отсутствует. Это вызвало необходимость его создания. Суть инициативы: Разработка системы работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы: Работа с планом с элементами краеведения. Основные идеи проекта: - Работа с планом должна строиться в контексте жизненных интересов детей и иметь для дошкольников личностный смысл, т.е. должна быть познавательной, занимательной (игровой), ориентированной на формирование краеведческих представлений о родном городе.
- Работа с планом должна органично включаться в базовую программу детского сада, в занятия математикой и познавательной деятельностью.
Принципы: - Принцип развивающего обучения, т.е. ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.
- Принцип активности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип учёта возрастных и психологических особенностей.
- Краеведческий принцип.
Общая цель: Достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у 50 и более процентов выпускников при отсутствии детей с низким уровнем. Исходные теоретические положения: 1. Положение Л.А. Венгера о взаимосвязи между развитием умственных способностей и овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования. I. Исследования Л.А. Венгер показали, что ядром умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию - это способность к наглядному пространственному моделированию. 2. Особенности развития психических процессов. I. Развитие мышления происходит по трём основным формам: от наглядно-образного к наглядно-схематическому: 1) Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами. 2) Наглядно-образное мышление - это такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах. Ребёнок научается пользоваться различными планами, схемами. Это - основная форма мышления дошкольника. 3) Логическое мышление - начинает складываться к концу дошкольного возраста. У детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. II. Развитие воображения можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой позиции. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину): - На первом этапе развития воображения необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать.
- На втором этапе разворачивается процесс воображения и детского творчества на собственном опыте ребёнка.
- Спецификой третьего этапа является наличие определённой внутренней роли и позиции.
Система работы включает в себя 4 основные задачи: - Познавательная: Познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
- Обучающая: Учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов кукольной комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
- Развивающая: Развивать действия замещения и наглядного моделирования.
- Воспитательная: Способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т.е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).
Ожидаемый результат: - Дети называют условные обозначения предметов на плане. (80-90 %)
- Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве. (85 %)
- Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате. (95 %)
- Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада. (95 %)
- Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада. (75-85 %)
- Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты. (70-80 %)
- Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду. (70-80 %)
- Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т.д.). (70-80 %)
- Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане. (70-80 %)
- Дети определяют плановое изображение республики, страны, солнечной системы. (90-100 %)
Ресурсное обеспечение. Информационное - Проект Гос. стандарта образования 2001г.
- Д.о. №6 (12) 2006г. Люби и знай свой край Л.Земскова - Названова.
Технологическое - Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Л.А. Венгер.
- Чего на свете не бывает? О.М. Дьяченко.
Организационное - Мастер-класс для воспитателей Развитие умения ориентироваться по плану
- Консультация для родителей Развитие пространственного мышления
- Организация взаимодействия с краеведческим музеем.
- Организация пеших и автобусных экскурсий по городу и району .
Материально-техническое - Планы и схемы: групповой комнаты, раздевалки и спальни, детского сада, участка для прогулок, территории д/с, план города, карта-схема республики, карта-схема страны, карта-схема Земли, карта-схема Солнечной системы.
- Модель Солнечной системы.
- Папка-ширма Наши дети и наш город.
- Дидактические игры по ознакомлению с пространственными отношениями.
Этапы проекта: I этап - Аналитический. - Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Анализ и сравнение программ и выработка ориентиров своей деятельности.
II этап - Диагностический. - Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Изучение уровня знаний и умений детей.
III этап - Подготовительный. - Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Разработка перспективного плана. Обогащение развивающей среды. Установление сроков их реализации.
IV этап - Практический. - Срок реализации - 4 года.
- Цель: Реализация системы работы.
V этап - Заключительный. - Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Подведение итогов работы.
Условия реализации проекта: - Наличие планов, карт и схем по развитию пространственных отношений.
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Систематическая, целенаправленная деятельность с детьми.
- Использование в деятельности детей сопутствующих дидактических игр, пособий по развитию пространственного мышления.
- Организация практической деятельности детей.
- Работа с родителями.
Перспектива развития проекта. Возможность включения системы в рабочую программу и в образовательную программу ДОУ. Технология диагностики результата. Форма проведения диагностики: наблюдение за деятельностью детей с использованием дидактических, словесно-дидактических игр. Задание считается выполненным, если: - ребёнок справляется самостоятельно, без дополнительных пояснений взрослого; - ребёнок выполняет задание после повторного объяснения инструкции; - ребёнок самостоятельно исправляет допущенную ошибку после указания на неё взрослого. Другие способы воздействия взрослого не допускаются. В этих трёх случаях в соответствующей графе ставится +. Высчитываются проценты выполненных заданий: - От 70% до 90% - норма;
- От 90% до 100% - выше нормы.
Критерии диагностики по возрастам: Младшая группа. - Находит фигуры-заменители кукольной мебели.
- Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
- Ориентируется по плану игрового уголка.
Средняя группа. - Определяет расположение кукольной мебели по плану.
- Ориентируется в плане групповой комнаты.
- Ориентируется в плане раздевалки.
- Ориентируется в плане спальни.
- Составляет план участка для прогулок.
Старшая группа. - Ориентируется в расположении помещений д/с по плану.
- Самостоятельно составляет план кукольной комнаты.
- Ориентируется в плане микрорайона д/с.
- Находит на плане города свой дом и известные места.
- Самостоятельно составляет план своей комнаты.
- Самостоятельно определяет план дороги от до д/с (от дома до друга, до бабушки и т.д.).
Подготовительная к школе группа. - Находит на карте-схеме Удмуртии города.
- Определяет стороны света.
- Находит по карте-схеме России крупные города.
- Называет и находит на карте-схеме соседей Удмуртии.
- Находит на карте-схеме Мира материки, полюса, океаны, горы.
- Самостоятельно рисует схему Солнечной системы с последовательным расположением планет.
Приложение. Литература. - Л.А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Дошкольное воспитание - 1982- №3.
- Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное образование - №6(12) - 2006 г. Библиотечка Первого сентября.
- Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- Москва: Просвещение, 1989.
- Чего на свете не бывает?/ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой - Москва: Просвещение, 1991
- Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребёнке волшебника.- Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996.
Описание работы на IV этапе - практическом
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.10.10 | Просмотров: 2096
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|