Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Система работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР


Автор(ы): Мельникова Ольга Васильевна, учитель-логопед; Каменских Татьяна Александровна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При построении системы логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР ориентируемся на два основных момента:
  • сложность и многоплановость функций фонематического анализа и синтеза;
  • особенности психофизиологического развития детей.
Всю систему логопедической работы условно делим на три этапа. Строгой градации, естественно быть не может. В содержании работы на каждом из этапов должна быть взаимосвязь с другими.
I этап – подготовительный.
II этап – формирование фонематического анализа и синтеза.
III этап – развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.
Рассмотрим кратко каждый этап работы.
I этап – подготовительный
На данном этапе развиваем фонематическое восприятие (фонематический слух, фонематические представления, фонематические дифференциации и обобщение).
Важно развивать слуховое внимание и слуховую память, т.к. неумение слушать и запоминать в будущем затруднит звуковой анализ. Работа проводится в игровой форме, с использованием рисунков, карточек, картинок.
По развитию фонематического слуха работа начинается с простых слоговых упражнений, отрабатывая произношение поставленных звуков в слогах. Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменение звукового состава слова, подготавливают к самостоятельному выделению ударного слога.
Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяем специальные игры и упражнения со стихотворными текстами, которые помогают детям легче преодолеть трудности произношения звуко–слоговых сочетаний. Каждый ритмический акцент сопровождается движениями руки. Например:
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж.
Многие считалки, которые у детей с нормальным развитием не вызывают затруднений, для детей с ОНР оказались сложными. Им было трудно в нужном темпе и ритме произнести сочетания звуков и слогов, еще труднее совместить чтение считалки вслух с поочередным указанием на стоящих в кругу детей. Поэтому работа начинается с простейших упражнений:
  • повторить текст, сохранив его слоговую и ритмическую структуру, порядок звуков в словах, сходных по звучанию;
  • отметить ударный слог движением руки вместе;
  • отметить ударный слог движением руки самостоятельно.
Приступая к теме «Деление слов на слоги», начинаем с простейших упражнений: выделение гласного звука из слога,выделение гласных звуков из слова, деление слов на слоги, договаривание слов. Закрепление действий слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
Повторить заданное слово по слогам.
1. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крыша, капуста, самолет, травка и т.д. Слова предъявляются в случайном порядке. Варианты игры:
а) «Рассели картинки по домикам» на доске – домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.
б) Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова – картинки из одного слога, во втором – их двух, в третьем – из трех слогов.
2. Д/И «Разложи картинки в 2 ряда» ( картинки разной слоговой структуры.)
3. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.
4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать. (Картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука). После выделения первого слога в словах получается предложение: «Мама купала Лару».
5. Определить пропущенный слог в названии картинки: -ва, до – га, ра – та.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;
7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль – чи – ки иг – ра – ют в фут – бол.
8. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.
9. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений:
  1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.
  2. Придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом ма.
  3. Придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом ка.
  4. Определить количество слогов в названиях картинок.
  5. Поднять цифру (1,2,3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки.
  6. По сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов.
Полезными являются также упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, их запись. Например:
1. Составить слоги из букв разрезной азбуки: ма, ох, со, ах, ом, кра, аст, мы, зом, тра.
2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су – ус, ма – ам; ам, ор, ок; на, ма, лу.
3. Составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш, ур – ру, мы – ым.
4. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука, оканчиваются гласным звуком.
Выполняя эти упражнения, дети усваивают основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
II этап - формирование фонематическогоанализа и синтеза
Особое внимание уделяю развитию фонематического анализа и синтеза звуковых рядов (Г+Г; Г+Г+Г; Г+С) и слов.
1. Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных
а) уточнение артикуляции гласных звуков;
б) определение наличия звука в ряду;
в) определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
г) определение последовательности звуков в ряду.
Первоначально работаем с опорой на зрительное восприятие, затем на слух, а далее после собственного произнесения. Важно уделять внимание на выработку связи звука со зрительным образом буквы (например, повторить вслед за логопедом звуки и показать соответствующие буквы).
2. Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из согласного и гласного звуков
а) анализ обратных слогов (например, УМ, АМ).
Дети выделяют первый звук, затем после повторного воспроизведения слога определяют, какой звук произносится после выделенного звука.
б) анализ прямых слогов.
Берем слоги из тех же звуков, но расположенных в иной последовательности (МУ, НА).
После выполнения сравнительного анализа данных слогов переходим к сравнительному анализу звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одних звуков.
Задания для выполнения анализа предлагаются на слух или после собственного произнесения ребенком, после закрепления умения определять последовательность звуков в слове; дети выполняют задания по слухопроизносительным представлениям (составление слогов из букв разрезной азбуки).
3. Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов
3.1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
Начинаем работу с выделения гласных звуков и артикуляторно простых согласных ([м], [н], [х], [в] и др.)
Вначале мы уточняем с детьми артикуляцию - определяем положение артикуляторных органов с опорой на зрительное восприятие, а затем на основе кинестетических ощущений. Далее дети определяют отсутствие или наличие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения согласных и со стечением. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям. Далее звук связывается со зрительным образом буквы. После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие звука, находящегося в начале или в конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине. Первоначально это простые слова, затем со стечением согласных. Для закрепления предлагается детям самостоятельно придумать слова с указанным звуком или отобрать картинки на данный звук, не называя их, т.е. по слухопроизносительным представлениям.
3.2. Вычленение первого и последнего звука:
а) Вычленение первого гласного из слова:
  • в позиции под ударением;
  • в безударной позиции.
Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок. Например: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб, завязана щека (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты, кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Также дети учатся различать понятия раньше – позже, первый – последний с опорой на зрительное восприятие звуков. Для закрепления умений выделять первый ударный гласный из слова проводятся следующие упражнения:
  • Определение первого звука в словах.
Ослик, осень, утка, ива, Ира, утро, азбука, Оля, аист, озеро, ослик, уголь.
  • Нахождение в разрезной азбуке буквы, соответствующей первому звуку слова, начинающегося с ударного звука.
  • «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у].
  • «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).
  • Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А.
Определение ударной гласной в начале слова проводится в трёх вариантах:
  • на слух;
  • после произнесения слова ребенком;
  • на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).
б) Вычленение первого согласного звука.
Для закрепления данного материала используются следующие задания:
  • Подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т.д., которые начинаются на заданный звук.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Упражнение «Скажи наоборот». Например: кость – гость, сайка – зайка, цвет – свет.
  • Лото «Необычные цветы» На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
  • Упражнение «Впиши букву». Дети вписывают букву в схему слова под картинкой.
  • Отгадывание загадок и называние первых звуков в словах.
в) Вычленение конечного согласного в слове.
Проводим вначале на обратных слогах, затем предлагаем слова, сходные по составу с ранее предъявленными словами: например, АМ - САМ, ОМ – СОМ, УП – СУП. Определяем конечный согласный сначала в слоге, потом в слове. В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (различного слогового состава) по слуху, при самостоятельном произношении.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
г) Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  • определение количества, последовательности и места звука в слове по отношению к другим звукам. Необходимо учитывать, что всякое умственное действие, а фонематический анализ и синтез слов таковым является, проходит определенные этапы формирования. Поэтому последовательность работы следующая.
1. Формирование действия с опорой на вспомогательные средства. Предъявляется картинка напоминающая слово, которое анализируется. Графическая схема слова служит контролем правильности выполнения задания. Затем по схеме повторяем последовательность звуков и можно составить слово из букв разрезной азбуки или записать.
2. Формирование действия в речевом плане. Сначала используется картинку, затем без предъявления картинки называется слово. Дети определяют звуки по порядку, уточняют количество звуков, составляют или записывают слово.
3. Формирование действия в умственном плане. Дошкольники определяют количество, последовательность и место звука, не называя слово (отбирают картинки, не называя их, в названиях которых определенное количество звуков). Или придумывают слова, количество звуков которых должно быть больше (или меньше) на один звук, чем в предложенных картинках.
В процессе формирования фонематического анализа постепенно усложняется речевой материал. Последовательность его предъявления традиционна:
  • односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, прямого открытого, закрытого слогов: (УС, НА, ДОМ, НОС, СОК, СЫР);
  • двусложные слова, которые состоят из двух открытых слогов (ЛУНА, САДЫ и т.д.).
  • двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (ЛАМПА, МИШКА, МАРКА, КАРМАН, БАРБАРИС и т.д.);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (СТУЛ, СТОЛ, СМАК, ТРУД, ШКАФ и т.д.);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (ВОЛК, ТИГР, ПРИНЦ);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале слова (БРОВИ, ТРАВА, ДРОВА, ГРАЧИ, ВРАЧИ, КРЫША, КРЫСА и т.д.);
  • двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА, БРОШКА и т.д.);
  • трехсложные слова (ПАРОВОЗ, КАНАВА, РОМАШКА, КАСТРЮЛЯ и т.д.).
Старшие дошкольники с ОНР с трудом переносят уже усвоенное на более сложный материал. Поэтому формирование действия анализа звуковой структуры слова другого типа проходит все названные этапы: освоение действия в предметном плане, в речевом плане, перенос действия в умственный п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.12 | Просмотров: 2487

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340