Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Самоопределение личности в процессе реализации курса Урал. Человек. Истоки - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Самоопределение личности в процессе реализации курса Урал. Человек. Истоки


Автор(ы): Желтова Светлана Геннадьевна, заместитель диретора по НМР; Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Классическое российское образование с его акцентом на духовность всегда выполняло более существенную миссию (нежели чисто профессиональные задачи) по воспитанию человеколюбия, добродетелей и порядочности. Оно отражало и транслировало мировоззренческие идеалы русского человека.
Перед современной школой и сегодня стоит сложная задача обеспечивать качество образования мирового уровня и отвечать потребностям конкретной личности. Поэтому образовательная практика в нашей гимназии носит личностно ориентированный характер. Ученик выступает, прежде всего, носителем специфического личностного и культурного опыта, актуализируемого в процессе образования.
Личностная направленность образования означает на деле признание индивидуального опыта, целей, способов ценностного и познавательного отношения к окружающему миру со стороны участников образовательной деятельности в качестве важнейшего основания и ресурса педагогического образования. Соответственно меняется основная функция образовательного процесса: от традиционного формирования знаний, умений, навыков к присвоению социокультурных ценностей и накоплению витагенного опыта. Личностно-смысловая направленность содержания образования предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, мобильность.
Особое значение развитию личности школьников отводится в Программе развития образования РФ на 2005-2010г.г.и Концепции модернизации образования РФ:
"Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны." (2)
Приоритетными направлениями в развития образования Свердловской области являются:
Изучение и описание факторов, определяющих успешность человека в современном и прогнозируемом социально-экономическом пространстве;
Определение педагогических условий, создаваемых на каждой ступени образования, для формирования социальных показателей развития личности и региональных особенностей модернизации образовательных систем всех уровней.
Организация образовательного процесса, создающего условия для образования каждого ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. (3)
Реформирование системы образования в России осуществляется на основе компетентностного подхода. "Концепция модернизации образования на период до 2010 года" определила его как "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".
Решению поставленных задач служит курс Урал.Человек. Истоки, который на протяжении многих лет реализуется в нашей гимназии.
Курс способствует личностному становлению, самоопределению, самореализации, саморазвитию, адаптации, саморегуляции, самовоспитанию.
Ведущими принципами курса являются:
  • Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.
  • Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
  • Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.
  • Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.
  • Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.
Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:
  • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
  • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика, овладение им компетентностями.
Восхождению человека к общечеловеческим ценностям , его самоопределению способствуют функции образования.
Важнейшая из них - гуманистическая, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога.
Не менее важной является культуросозидательная функция, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей.
Третьей важнейшей функцией образования является социализация, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро.
Образование - основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты.
Духовность ребенка проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации. Для ученика российской школы полем культурной самоидентификации и самодетерминации является российская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки образования мы связываем с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности.
Цель: социокультурное наполнение категории дар
Задачи:
  1. Развитие способности ценить дары, данные человеку свыше.
  2. Воспитание заботливого отношения друг к другу, родителям и окружающим.
  3. Развитие общения в группе, ориентация на взаимопонимание.
  4. Создание условий для социокультурного самоопределения личности младшего школьника
Ход урока
Вступительная беседа.

- Тема сегодняшнего урока Дар. Посмотрите внимательно на слово, что вы замечаете? (В нем 2 слова дар и рад).
- Составьте предложения со словами дар и радость.
(Дар приносит всем радость,:)
- Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое дар?, какие есть бесценные дары? И как человек должен принимать их?
О каком великом даре, который дается человеку, говорится в этих словах?
Я родился - и к вам пришла радость,
Я родился - и вы обрели бесценный дар,
Я родился - и дом наполнился любовью,
Я родился и вам дано утешение.
(- О великом даре жизни. Дар иметь детей, дар любви, дар радости).
Основной этап
Ресурсный круг
- А что еще человеку дается свыше в дар? Ресурсный круг (дети, родители).
Посмотрите, человеку много чего дано в дар от бога, но человек не всегда знает, что с этим делать, как распорядиться этими дарами.
Сейчас я предлагаю выполнить работу в группе, т.е. в паре родитель + ребенок - заполнить страницу Моей первой книги. Как ее заполнять, все инструкции вы найдете на листочке.
Задания для группы
1. Что для человека является великим даром? Обведи в овал свое решение.
жизнь речь
семья машина
модная одежда талант
добро любовь
родина веселые развлечения
здоровье
2. Что бы ты хотел еще дополнить?
________________ _________________
________________ _________________
3. Какие дары ты считаешь для себя самыми ценными?
________________ __________________
________________ __________________
________________ __________________
4. Что тебе дано в дар свыше? Каким даром обладаешь ты?
________________ _________________
________________ _________________
5. Когда человеку дается великий дар, как он должен себя вести? Что делать? Зачеркни лишнее на твой взгляд.
  • радоваться
  • быть благодарным
  • использовать этот дар на пользу другим
  • злиться
  • использовать его, чтобы возвыситься над другими людьми
  • насмехаться над менее одаренными и слабыми
  • впадать в уныние.
После работы в группах опрос :
- Что для вас не является великим даром?
- Какие дары вы дополнили?
- Самые ценные дары на ваш взгляд?
- Каким даром обладаете вы?
- Что должен делать человек, если он одарен свыше?
Откройте с.20-21 Азбуку. Мы познакомимся с произведением Ф.М.Достоевского Дар.
- Каким бесценным даром обладал мальчик в этом стихотворении?
Чтение стихотворения учителем или учениками.
ДАР
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
Как пойдешь ты через ельник, -
Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне.
И смутился ангел-крошка:
Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?
Сам увидишь, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет...
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет...
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! - захлопал
Он в ладоши. - Жаль, что я
Этой елки недостоин
И она не для меня...
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.
Ф.М. Достоевский
Работа над текстом
- Какому ребенку бог велел ан...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.12 | Просмотров: 1525

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340