Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Самоопределение личности в процессе реализации курса Урал. Человек. Истоки
Автор(ы): Желтова Светлана Геннадьевна, заместитель диретора по НМР; Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Классическое российское образование с его акцентом на духовность всегда выполняло более существенную миссию (нежели чисто профессиональные задачи) по воспитанию человеколюбия, добродетелей и порядочности. Оно отражало и транслировало мировоззренческие идеалы русского человека. Перед современной школой и сегодня стоит сложная задача обеспечивать качество образования мирового уровня и отвечать потребностям конкретной личности. Поэтому образовательная практика в нашей гимназии носит личностно ориентированный характер. Ученик выступает, прежде всего, носителем специфического личностного и культурного опыта, актуализируемого в процессе образования. Личностная направленность образования означает на деле признание индивидуального опыта, целей, способов ценностного и познавательного отношения к окружающему миру со стороны участников образовательной деятельности в качестве важнейшего основания и ресурса педагогического образования. Соответственно меняется основная функция образовательного процесса: от традиционного формирования знаний, умений, навыков к присвоению социокультурных ценностей и накоплению витагенного опыта. Личностно-смысловая направленность содержания образования предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, мобильность. Особое значение развитию личности школьников отводится в Программе развития образования РФ на 2005-2010г.г.и Концепции модернизации образования РФ: "Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны." (2) Приоритетными направлениями в развития образования Свердловской области являются: Изучение и описание факторов, определяющих успешность человека в современном и прогнозируемом социально-экономическом пространстве; Определение педагогических условий, создаваемых на каждой ступени образования, для формирования социальных показателей развития личности и региональных особенностей модернизации образовательных систем всех уровней. Организация образовательного процесса, создающего условия для образования каждого ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. (3) Реформирование системы образования в России осуществляется на основе компетентностного подхода. "Концепция модернизации образования на период до 2010 года" определила его как "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Решению поставленных задач служит курс Урал.Человек. Истоки, который на протяжении многих лет реализуется в нашей гимназии. Курс способствует личностному становлению, самоопределению, самореализации, саморазвитию, адаптации, саморегуляции, самовоспитанию. Ведущими принципами курса являются: - Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.
- Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
- Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.
- Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.
- Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.
Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают: - не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
- не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
- не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
- не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика, овладение им компетентностями.
Восхождению человека к общечеловеческим ценностям , его самоопределению способствуют функции образования. Важнейшая из них - гуманистическая, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога. Не менее важной является культуросозидательная функция, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Третьей важнейшей функцией образования является социализация, то есть обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро. Образование - основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты. Духовность ребенка проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации. Для ученика российской школы полем культурной самоидентификации и самодетерминации является российская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки образования мы связываем с образом гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности. Цель: социокультурное наполнение категории дар Задачи: Развитие способности ценить дары, данные человеку свыше. Воспитание заботливого отношения друг к другу, родителям и окружающим. Развитие общения в группе, ориентация на взаимопонимание. Создание условий для социокультурного самоопределения личности младшего школьника Ход урока Вступительная беседа. - Тема сегодняшнего урока Дар. Посмотрите внимательно на слово, что вы замечаете? (В нем 2 слова дар и рад). - Составьте предложения со словами дар и радость. (Дар приносит всем радость,:) - Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое дар?, какие есть бесценные дары? И как человек должен принимать их? О каком великом даре, который дается человеку, говорится в этих словах? Я родился - и к вам пришла радость, Я родился - и вы обрели бесценный дар, Я родился - и дом наполнился любовью, Я родился и вам дано утешение. (- О великом даре жизни. Дар иметь детей, дар любви, дар радости). Основной этап Ресурсный круг - А что еще человеку дается свыше в дар? Ресурсный круг (дети, родители). Посмотрите, человеку много чего дано в дар от бога, но человек не всегда знает, что с этим делать, как распорядиться этими дарами. Сейчас я предлагаю выполнить работу в группе, т.е. в паре родитель + ребенок - заполнить страницу Моей первой книги. Как ее заполнять, все инструкции вы найдете на листочке. Задания для группы 1. Что для человека является великим даром? Обведи в овал свое решение. жизнь | речь | семья | машина | модная одежда | талант | добро | любовь | родина | веселые развлечения | | здоровье | 2. Что бы ты хотел еще дополнить? ________________ _________________ ________________ _________________ 3. Какие дары ты считаешь для себя самыми ценными? ________________ __________________ ________________ __________________ ________________ __________________ 4. Что тебе дано в дар свыше? Каким даром обладаешь ты? ________________ _________________ ________________ _________________ 5. Когда человеку дается великий дар, как он должен себя вести? Что делать? Зачеркни лишнее на твой взгляд. - радоваться
- быть благодарным
- использовать этот дар на пользу другим
- злиться
- использовать его, чтобы возвыситься над другими людьми
- насмехаться над менее одаренными и слабыми
- впадать в уныние.
После работы в группах опрос : - Что для вас не является великим даром? - Какие дары вы дополнили? - Самые ценные дары на ваш взгляд? - Каким даром обладаете вы? - Что должен делать человек, если он одарен свыше? Откройте с.20-21 Азбуку. Мы познакомимся с произведением Ф.М.Достоевского Дар. - Каким бесценным даром обладал мальчик в этом стихотворении? Чтение стихотворения учителем или учениками. ДАР Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал: Как пойдешь ты через ельник, - Он с улыбкою сказал, - Елку срубишь, и малютке Самой доброй на земле, Самой ласковой и чуткой Дай, как память обо Мне. И смутился ангел-крошка: Но кому же мне отдать? Как узнать, на ком из деток Будет Божья благодать? Сам увидишь, - Бог ответил. И небесный гость пошел. Месяц встал уж, путь был светел И в огромный город вел. Всюду праздничные речи, Всюду счастье деток ждет... Вскинув елочку на плечи, Ангел с радостью идет... Загляните в окна сами, - Там большое торжество! Елки светятся огнями, Как бывает в Рождество. И из дома в дом поспешно Ангел стал переходить, Чтоб узнать, кому он должен Елку Божью подарить. И на улице встречает Ангел крошку, - он стоит, Елку Божью озирает, - И восторгом взор горит. Елка! Елочка! - захлопал Он в ладоши. - Жаль, что я Этой елки недостоин И она не для меня... Но снеси ее сестренке, Что лежит у нас больна. Сделай ей такую радость, - Стоит елочки она! Пусть не плачется напрасно! Мальчик ангелу шепнул. И с улыбкой ангел ясный Елку крошке протянул. И тогда каким-то чудом С неба звезды сорвались И, сверкая изумрудом, В ветки елочки вплелись. Елка искрится и блещет, - Ей небесный символ дан; И восторженно трепещет Изумленный мальчуган... И, любовь узнав такую, Ангел, тронутый до слез, Богу весточку благую, Как бесценный дар, принес. Ф.М. Достоевский Работа над текстом - Какому ребенку бог велел ан...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.12 | Просмотров: 1525
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|