Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологии в рамках программы ОБЖ по теме: Внимание: природа - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологии в рамках программы ОБЖ по теме: Внимание: природа


Автор(ы): Вострухина Тамара Николаевна, методист лаборатории дошкольного воспитания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Занятие № 1

Тема: “Насекомые”.
Предшествующая работа:
  • - занятие по развитию речи “Как я провел лето”;
  • - коллективная аппликация “Луг”;
  • - рассматривание иллюстраций о лете, фотографий о летнем отдыхе детей;
  • - чтение рассказа М. Пришвина “Золотой луг”
Программное содержание:
  1. Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании.
  2. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
  3. Закрепить у детей понятие сообщества “Луг” и названия луговых цветов.
  4. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
Ход занятия
(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Как быстро пролетело лето. Чем оно вам запомнилось?
(ответы детей)
Как много интересного вы рассказали.
Что запомнилось мне? Отгадайте мою загадку:
Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал.
Лежит у речки голубой – и желт, и синь, и ал.
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Да, это луг.
Совсем недавно мы с вами делали коллективную аппликацию, которая так и называлась – “Луг”. Давайте внимательно рассмотрим свою работу.
Какие цветы растут на лугу? (ответы детей)
Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет.
(слушание музыкального фрагмента)
Воспитатель читает стихотворение:
Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Воспитатель: Цветы на лугу очень красивые. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много.
У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или
предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.
(по мере отгадывания размещать на детской работе):
(воспитатель загадывает детям загадки)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела )
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.
Что вы знаете про них? (ответы детей)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
А вот еще одна загадка:
точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.
Отгадали?
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)
У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные.
Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.
Божью коровку надо беречь.
Посмотрите, как много у меня разноцветных бабочек (показывает открытки). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.
Знакомо ли вам это насекомое: не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом. Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.
Вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…
Игра: разделить детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.
Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.
Далее можно прочитать детям сказку Н. Павловой “Желтый, белый, лиловый” или показать мультфильм по мотивам сказки В. Бианки “Муравьишка-хвастунишка”.
Задание на дом: подобрать иллюстрации с изображением разных насекомых, вместе с родителями подобрать загадки и народные приметы (позже сделать книгу с детьми).
Правила поведения при встрече с насекомыми:
  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
  5. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Конспект занятия № 2

Тема: “Растения лекарственные и ядовитые”.
Предварительная работа:
  1. Прогулка по участку детского сада или в ближайшее природное окружение, рассматривание растений – подорожник, крапива, лопух, одуванчик.
  2. Познавательное занятие по экологии – “Растения, которые лечат”.
  3. Чтение авторской сказки Т. А. Шорыгиной “Советы лесной мышки” из серии “Осторожные сказки” - Безопасность для малышей.
  4. Чтение сказки “Одуванчик” из книги “Окно в мир природы” (экологический атлас, авторы Турчина Г. П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.).
  5. Дидактическая игра “Доктор Айболит”.
Программное содержание:
  1. Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их.
  2. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.
  3. Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.
Ход занятия
(дети сидят полукругом перед воспитателем)
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой и называется она - “Как появились цветы на земле” (авторская сказка Т.И. Поповой).
(воспитатель читает сказку)
Возвращался Иван-Царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые – это там, где баба-Яга ступала.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Как вы думаете, почему это сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Перед вами два панно: зеленого цвета – здесь мы разместим добрые цветы и черного цвета – ядовитые. У каждого из вас есть картинки этих растений, давайте разделим их.
Воспитатель: Какие растения вы считаете добрыми и почему? (выслушать ответы детей по результатам предварительной работы, сделать обобщение.
Воспитатель: Чем хорошо лечить разбитые коленки? (подорожник)
Какие растения помогают при простуде? (мать-и-мачеха, отвар подорожника)
Отгадайте загадку:
Это прозвище недаром у красивого цветка
Капля сочного нектара и душиста и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет…(медуница)
Воспитатель: Это удивительно красивое растение поможет излечиться от простуды.
А знакомо ли вам это растение? (зверобой) (показ иллюстрации)
В чем его особенность? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, это растение от многих болезней на длинном стебле располагаются маленькие продолговатые листочки, а на верхушке множество мелких цветков, состоящих из пяти желтых лепестков, но если вы слегка потрете этими цветками небольшой участок тела, то это место станет похожим на синяк – тогда это точно зверобой.
(воспитатель показывает следующую картинку)
Воспитатель: Почему это растение называется тысячелистник?
(ответы детей)
Действительно, у него множество мелких листочков.
Почему на эту зеленую полянку вы поместили календулу? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем. Сейчас каждый из вас задумает свой “добрый цветок”, сидящий с вами товарищ может задать вам не более 4-х вопросов, чтобы определить, кто вы и какую помощь оказываете.
(воспитатель предлагает детям под музыкальное сопровождение прогуляться по лесной опушке и разобрать растения, которые они разместили на черном панно)
Воспитатель: Удивительно красивые растения собрали вы на опушке леса.
Вам знакомы они? (ответы детей)
Хочу предупредить вас о том, чтобы вы никогда не собирали незнакомые растения, какими красивыми бы они не были.
Давайте попробуем узнать их (проводится игра “Узнай по описанию”):
Этот цветок появляется ранней весной. На пригретых солнцем местах на тонких длинных стебельках вырастают цветы с белыми или желтыми цветами. Они качаются даже при самом слабом ветерке, как будто кланяются весне. (ветреница)
Послушайте стихотворение:
Верится, не верится,
Повстречалась ветреница.
Желтая иль белоснежная,
Но ранняя, подснежная.
Снег давно уже устал,
И подснежник снегом стал.
Значит, скоро будет лето,
Не забыли вы про это?
Появляется ранней весной, цветы голубого цвета, листочки появляются после того, как растение отцветает (печеночница, или синий подснежник, или перелеска).
На высоком стебле в начале лета появляется желтый шарик этого цветка. На одном стебле растения может быть до 5 цветков. Любит сырые места, нередко образует целые заросли (купальница, или купава, или купавка, или бубенчики).
Это запоминающееся растение, на его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся позднее, в одну черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны (вороний глаз).
Цветет с июня по сентябрь желтыми цветками, собранными в соцветия. Можно встретить везде: на полях, в лесах, возле дорог.
(пижма обыкновенная)
Воспитатель: Все эти растения ядовиты, хотя и очень красивы, поэтому надо быть осторожными в общении с природой. Но мы познакомились лишь с некоторыми растениями, кроме того, многие из них уже стали очень редкими, поэтому при встрече с ними уничтожать их нельзя.
Задание на дом:
1. Придумайте условные обозначения, которые помогут сохранить в природе лекарственные и редкие растения.
2. Вместе с родителями подберите по одному ядовитому растению (фото и описание).
Запомни эти правила:
1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито.
2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.
3. Придя с прогулки, обязательно вымой руки.
4. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Конспект занятия № 3

Тема: “Съедобные и несъедобные грибы”.
Предварительная работа:
  1. Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”.
  2. Чтение “Лесная сказка”, “Окно в мир” (экологический атлас, авторы Турчина Г.П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.)
  3. Занятие по лепке, тема “Грибы”.
Программное содержание:
  1. Дать детям представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.
  2. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Развивать чувство композиции во время работы с бумагой, умение работать в коллективе.
Ход занятия
(дети стайкой стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ребята, чем богата осень? (ответы детей)
Отгадайте загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть – нет головы.
(это гриб)
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом)
Воспитатель: У меня в корзине много грибов, я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки (использовать муляжи грибов):
  1. Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я…(подосиновик).
  2. Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(опята).
  3. Среди молодых сосенок в блестящей темной шапочке растет грибок…(масленок)
  4. Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной, или сероватой. Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
  5. Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут…(подберезовик).
  6. На белой толстой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
  7. У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).
  8. Возле леса, на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый…(мухомор).
Воспитатель: Вы обратили внимание, что каждый гриб растет в определенном месте: под березой, под осиной, под елями…
Многие из вас, наверное, думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, от нее тянутся тонкие длинные нити к грибам, это означает, что грибы по одиночке не растут. Нельзя нарушать место, где растут грибы.
А как вы собираете их в лесу? (ответы детей)
Гриб срезают аккуратно ножом. Если гриб нечем срезать, это не беда.
Его можно слегка раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной.
А что делать, если гриб оказался червивый? (ответы детей)
Надо разломать шляпку и разбросать в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.
Есть очень важное правило: брать можно только знакомые и съедобные
грибы. Другие оставляют, не топчут и не сбивают, они нужны лесу: деревья растут лучше, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими. А в нашей корзине все грибы съедобные? (ответы детей)
Да, вы правильно отметили, мы положили и несъедобные грибы – мухомор и бледную поганку. А какие несъедобные грибы вы знаете еще?
Давайте поиграем в игру Съедобные – несъедобные”.
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель: (предлагает вновь вернуться на стульчики)
Послушайте сказку, которая называется “Война грибов”.
В старые – стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите, рыжики, ко мне на войну!
Отказалися рыжики:
- Мы – богатые мужики! Не пойдем на войну
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Воспитатель: Какие новые съедобные грибы вы узнали из этой сказки? Найдите их среди наших грибов. (ответы детей)
Как вы думаете, почему боровик не звал на войну ядовитые грибы? (ответы)
Воспитатель: Предлагаю вам сделать композицию “Грибная полянка”.
У меня на столе лежат заготовки, вы выбираете - какой гриб будете делать и можете работать.
(создается общая композиция из готовых форм или в технике “рваная бумага”)
Воспитатель: Наша картина готова. А теперь представьте себя насекомыми, живущими под грибами. Вы должны составить короткий рассказ о жизни в грибном домике: где он находится и о его лесных соседях.
(позже можно составить книжку с детскими рассказами)
Правила для грибников:
  1. Не собирайте незнакомые грибы.
  2. Не собирайте грибы, растущие вдоль обочины дорог.
  3. Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
  4. Не храните необработанные грибы более суток.
  5. К ядовитым грибам относятся бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб.

Конспект занятия № 4

Тема: “Путешествие в лес”.
(занятие проводится в зале в виде путешествия с полянки на полянку )
Программное содержание:
  1. Закрепить у детей о растениях леса, съедобных и несъедобных грибах.
  2. Расширить представления о растениях леса: деревья, ягоды; о животных обитателях леса.
  3. Продолжать формировать логическое мышление у детей, умение быстро отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства.
  4. Показать зависимость существования всех объектов природного мира, воспитывать добрые отношения ко всему живому, желание ухаживать и защищать.
  5. Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве и работать с картой – схемой.
Ход занятия
(занятие начинается в группе, дети стайкой стоят вокруг воспитателя)
(Воспитатель сообщает детям, что сегодня они получили письмо, в котором неизвестный друг приглашает их в гости, письмо читают в группе. В письмо вложена карта-схема, согласно которой они должны идти. На карте изображен маршрут путешествия по зданию детского сада до зала)
Воспитатель: Вот мы и пришли на конечный пункт, но нас никто не встречает. Посмотрите, как красиво в зале, но кто же нас пригласил”?
(включить кассету со звуками леса и запись голоса:
Голос: Вы правильно следовали по маршруту и вот вы у цели, а пригласил вас я:(загадка) Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек…
Отгадайте мою загадку. (ответы детей)
Вы правильно отгадали. А все ли вы знаете про лес? Я подготовил для вас разные вопросы и задания, посмотрим, справитесь ли вы с ними, встретимся в конце путешествия…
Поляна первая: (на столе лежит конверт с заданием)
Отгадайте, какие деревья растут в моем лесу…
  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? (береза)
  2. Здесь все детки на ветках с рожденья в беретках, с дерева упадут – береток не найдут? (дуб)
  3. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)
  4. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (ель, сосна)
  5. Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы? (рябина)
(по мере отгадывания загадок дети находят силуэты деревьев и располагают их на большом панно)
Воспитатель: (продолжает руководствоваться заданиями письма)
Какой получился у нас лес? (ответы детей)
Да, это смешанный лес. Почему он так называется? (ответы детей)
Какой еще бывает лес? (хвойный, лиственный)
Почему он так называется? (ответы детей)
Вы правильно ответили на все вопросы, следуем дальше.
Поляна вторая: (задание в конверте)
Перед вами картинки с изображением разных грибов, разделите их на две кучки: съедобные и несъедобные. (действия детей)
Объясните, почему вы так сделали? (ответы детей)
А как вы поступите с несъедобными грибами, если вы их встретите в лесу?
Расположите картинки грибов на панно и следуйте дальше.
Поляна третья: (задание в конверте)
Перед вами картинки с ягодами, знаете ли вы их? Загадайте про них друг другу загадки, или составьте загадку-описание.
(ответы детей)
Есть ли среди этих ягод – ядовитые? Назовите их.
Расположите ягоды на нашем панно.
Поляна четвертая: (задание в конверте)
Разместите животных и птиц, которые живут в моем лесу и расскажите, что вы про них знаете.
(включить кассету, слышен голос: “Вы справились с моими заданиями, но почему стоит такая тишина в лесу? Кого забыли мы разместить на нашем панно? (насекомых)
Изобразите их движениями…
(подключаются звуки леса) Получилось! Пойду готовить угощение для вас, а вы представьте себя лесниками и придумайте три дела, которые бы вы хотели осуществить для благополучия леса.
(это могут быть предупреждающие, или запрещающие знаки, плакаты, заготовки которых можно сделать заранее, или предложить детям из готовых материалов выбрать правильные)
Запись голоса на кассете: “Мне понравились ваши предложения, мы обсудим их с лесными жителями. Я приготовил для вас лесной чай с вареньем в группе. Не стану рассказывать какой чай заварил, вы узнаете сами по запаху, а варенье отгадаете по вкусу. До новых встреч!

Конспект занятия № 5

Тема: “Гроза”.
Программное содержание:
  1. Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
  2. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
  3. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
  4. Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения.
Ход занятия
(дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем)
Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки. Какие вы знаете сказки? Как они заканчиваются? (ответы детей)
Сегодня я прочту вам необычную сказку, называется она – “Сказка о тучах” (по мотива сказки Б.Зубкова “Все равно тебя поймаю”):
Однажды в жаркий летний день на горе лежал теплый ветер и грелся на солнышке. А за лесом прятался холодный ветер. Теплый ветер на солнышке высыхал и становился легким, как перышко. И когда он уже совсем не смог вынести жару, поднялся вверх и улетел. Этого как раз ждал холодный ветер, он тотчас выскочил из-за леса. “У-У-У!” - загудел он и полетел туда, где раньше летал теплый ветер. Так бывает всегда: туда, откуда улетает один ветер, сразу прилетает другой. Холодный ветер схватил тучи и стал и стал носиться с ними по небу, сталкивать их лбами. Появились искры, загрохотал гром. Капельки испугались, прижались одна к другой. И вот из них получились капли побольше, а когда стали тяжелыми, то начали падать на землю. Потекли по земле ручьи, напоили траву, цветы. Выглянуло солнышко, его лучи отразились в капельках радугой. Красиво стало на земле. И дождь кончился.
Воспитатель: О чем эта сказка? (ответы детей)
Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?
(отве...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.14 | Просмотров: 2362

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340