Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок природоведения Форма Земли. Глобус — модель Земли
Автор(ы): Вылгина Елена Александровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - сформировать у детей первоначальное представление о форме Земли и глобусе;
- развивать пространственные представления детей; воспитывать самостоятельность во время работы.
Тип урока: Комбинированный урок. Оборудование: глобус, атлас, человек, яблоко, спица. Литература: - А.А.Плешаков “Природоведение” 4 кл. Москва “Просвещение” 1992;
- Л.Ф.Мельчаков “Уроки природоведения в 3 классе” Москва “Просвещение” 1976;
- А.Ф.Некрыловой “Круглый год” Москва издательство “Правда” 1986;
- “Всемирная география в школе и дома” Москва “Росмэн” 1997;
- Детская энциклопедия Москва “Росмэн;
- Разработка урока “Земля планета. Форма Земли”;
- Л.Ф.Мельчаков, М.И.Скаткин “Природоведение 3,5 кл.”
Ход урока 1. Организация класса. 1.1. Приветствие. 1.2. Гигиенические требования. 2. Проверка домашнего задания. 2.1. Беседа по наблюдению. - Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите, о каком времени года это стихотворение. А.Фет Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали Да, как сеть, мелькали вон над той горой. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. Лучше снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. - О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Осень) - Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) - Какой сейчас месяц? (Октябрь.) 2.2. Работа в тетрадях. - А теперь давайте проверим ваши наблюдения. Вы ведете дневники наблюдений. - Какая температура воздуха была в эти дни? Какие осадки наблюдались? - Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! - Наблюдая за погодой, вы, наверное, заметили какие-либо изменения. - Какие изменения произошли в неживой природе? - Как изменилась температура воздуха по сравнению с летом? (Стало холоднее, температура понизилась). - Почему? (Солнце поднимается все ниже над горизонтом, и лучи отражаются от поверхности). - Как изменилась продолжительность дня и ночи? - Какие осенние изменения вы наблюдаете сейчас в живой природе? - Какие птицы улетели в теплые края? Какие остались у нас зимовать? - Как изменился внешний вид растений? - Какие деревья и кустарники стоят еще зеленые? Период с 1 октября по 24 октября называется листопадником. Он характеризуется массовым перелетом журавлей, диких гусей и первыми морозами, которые начинаются 1-2 сентября. Температура понижается с +10 до +5. в лесах наступает золотая осень. Поля однотипные. На полях собирают кукурузу на зерно, на огородах заканчивается уборка капусты. В конце листопадника часто стоят теплые солнечные дни. Почти 9 дней стоит такая погода. Везде летает паутина. - Вы знаете, как называется этот период? Эта часть листопадника называется “бабьим летом”. Вода становится холоднее. Водные растения некоторые отмирают, некоторые готовятся к зимовке, сбрасывая на дно водоемов свои почки. Характерные явления – массовый листопад, морозы в первый и второй день периода, массовый отлет журавлей, серых гусей и уток. Главное событие в жизни зверей – это линька меха. Продолжается линька у лисиц, волков, куниц и зайцев. У зайца – русака появляются последние в этом году зайчата “листопаднички”. - Продолжайте наблюдать за изменениями в природе. 2.3. Фронтальный опрос. - Итак, ребята, вы выучили тему “План и карта”. Что же такое план? - Что такое карта? - В чем сходство? - Чем отличается план от карты? - Что такое масштаб? - Как работать с картой? - Молодцы. Вы все активно работаете. 3. Актуализация опорных знаний. 3.1. Мотивация учебной деятельности. - Ребята, а вы никогда не задавали себе вопрос, какую Форму имеет Земля? - Как вы думаете, кто такие космонавты? - Каких космонавтов вы знаете? - Кто был первым космонавтом? - Как вы думаете, какую форму имеет Земля? - Ответить на этот вопрос вам поможет сегодняшний урок. 4. Объявление темы и цели урока. - Тема сегодняшнего урока “Форма Земли”, Глобус – модель Земли. Сегодня на уроке вы узнаете, что глобус – это модель Земли, что отображает форму Земли и ее поверхность. 5. Восприятие и усвоение нового материала. - Ребята, мы живем на планете, имя которой Земля. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а слегка приплюснутый сверху и снизу. - Земля образовалась 4600 млн. лет из газа и пыли. Она была настолько раскалена, что возник шар из жидкого камня. С течением времени его поверхность остыла и покрылась твердой коркой. Ученые считают, что за миллионы лет форма суши и климат на Земле менялись. Некоторые животные вымирали и появлялись другие, способные выжить в новых условиях. - Вы, наверное, слышали, что и до сих пор находят останки больших животных мамонтов, которые жили миллионы лет назад. - Земля имеет около 40000 км по экватору. Понадобится целый месяц, чтобы объехать ее кругом со скоростью 55 кмч. - Весит Земля приблизительно 6000 млн. млн. млн. тонн. - Земля, на которой мы живем, имеет форму шара. Но заметить это трудно. Поэтому люди долгое время считали, что Земля плоская, а сверху покрыта, как колпаком, небесным сводом. - В дальних путешествиях по морю и суше люди замечали, что, где бы они не находились, линия горизонта представляется им в форме окружности. А когда они поднимаются на возвышенность, линия горизонта как будто отодвигается от них. Задумывались люди, как это объяснить? Наконец поняли, что так получается, потому что Земля имеет форму шара. - Вот посмотрите, если человечка поставим на экваторе, то у него будет небольшое поле зрения, а если мы его поднимаем, то и поле зрения увеличивается. Это объясняется тем, что Земля имеет форму шара. - В дальнейшем люди получили много доказательств шарообразности Земли. Особенно убедительны наблюдения и фотографии, сделанные из космоса. Космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей и даже с Луны. С большой высоты отчетливо видно, что Земля – шар. 5.1. Работа с атласом. - Посмотрите в атласе на фотографию Земли, сфотографированную из космоса. - Перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – вода, светлые – суша, самые светлые – облака. Земля – единственная планете солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Единственная планета, на которой есть жизнь. - Посмотрите, какой красивый вид сверху. - А кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин) - Вот послушайте, что сказал Ю.Гагарин, оказавшись в космосе. “Очутившись в космосе, я увидел планеты, звезды, ослепительно-яркий диск солнца на черном небе, и выпуклую сторону Земли, покрытую облаками. Земной шар был рядом со мной, поворачивался на глазах, как глобус”. - Сколько впечатлений получил Ю.Гагарин, увидев Землю с космического корабля. - А знаете ли вы, что много лет тому назад впервые было осуществлено кругосветное путешествие? В морское путешествие из Испании отправилось 5 небольших кораблей. Вел эту эскадру мореплаватель адмирал Магеллан. Это длилось почти 3 года. Оно было очень тяжелым, и назад вернулся только один корабль. На его палубе было 18 человек. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, подтвердила, что Земля – шар. - Итак, все ученые, космонавты доказали, что Земля имеет форму шара. - Давным-давно люди думали, что Земля плоский или выпуклый круг. Индейцы представляли себе Землю в виде плоскости, которая лежит на спинах слонов. - Вавилоняне, люди которые жили в Вавилоне, предполагали, что Земля имеет вид ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.14 | Просмотров: 1244
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|