Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Молодежные СМИ Обратная связь - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Молодежные СМИ Обратная связь


Автор(ы): Шнайдер Надежда Михайловна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вашему вниманию представляется программа дополнительного образования учащихся. Эта программа призвана сопровождать деятельность детской общественной организации, и направлена на оживление деятельности школьной газеты.
На современном этапе развития общества все большее влияние на социальные, экономические, культурные процессы оказывает информация. Многие исследователи сходятся во мнении, что сегодня именно она стала главным товаром и главным рычагом управления общественными изменениями.
Основным источником знаний о мире становятся не книги или слова учителя, как прежде, а средства массовой информации (телевидение, радио, периодика или Интернет). Одним из главных залогов успешности человека теперь является то, насколько он способен ориентироваться в информационном пространстве, перерабатывать значительные объемы сведений, оценивать, анализировать их и извлекать необходимые для себя.
Информационная компетентность рассматривается как основной результат реализации программы со школьниками. Под компетентностью понимается приобретаемое в процессе обучения новое качество, связанное со способностью школьника на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно-важные задачи и проблемы. В данном случае задачи, связанные с поиском, анализом, применением и оформлением информации, с использованием медиатехнологий.
Программа рассчитана на 34 часа и рассчитана для учащихся 7-11 классов (13-17 лет) в рамках ДОО, или же может быть использована как программа элективного курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: становление информационной компетентности учащихся через развитие умений, связанных с поиском, анализом, применением и оформлением информации, с использованием медиатехнологий.
Задачи:
  • обучить приёмам составления различных видов текстов (хроника, зарисовка, заметка, статья, репортаж, интервью, отчёт, фельетон, реклама/антиреклама и др.);
  • сформировать рефлексивное критическое отношение к восприятию и анализу информации;
  • формировать ценностное отношение к своей жизни, краю и стране;
  • обеспечить становление и развитие навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами (поиск, обработка, оформление информации, создание презентаций, работа на страницах сайта);
  • развивать творческие и коммуникативные способности учащихся (умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение вести диалог, владение разнообразными техниками общения).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Она реализуется в рамках годовой стационарной программы в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях может быть выбран дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетной публикации важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно на занятиях. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность предоставления одного и того же материала в различных жанрах.
Участники программы знакомятся с основами журналистики, изучают технологии разработки и реализации информационных проектов, участвуют в работе групп, тренингах, работают в качестве корреспондентов и редакторов школьной газеты, участвуют в конкурсах различного уровня.
По окончании обучения школьники должны иметь представление о роли информации в современном обществе, о функциях и значении различных видов текстов, используемых в журналистике. Иметь представления об элементарных техниках, необходимых для выстраивания коммуникаций. Иметь навыки работы с компьютером. Одним из важнейших итогов работы становится самоопределение учащихся по отношению к программе и по отношению к собственной профессиональной деятельности.
Логика разворачивания программы предусматривает три этапа.
На этапе подготовки учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, теоретическими положениями, изучают технологии и планируют свою работу на модуль, проводят сбор информации и актуальных социальных проблем для разработки и оформления информационных проектов.
На втором этапе – этапе деятельности школьники разрабатывают, оформляют и реализуют информационные проекты, выстраивают отношения с партнерами по продвижению и распространению созданных продуктов, участвуют в работе школьного информационного центра. Задача педагогов в это время – обеспечить выполнение проектов до конца, помочь учащимся отследить и восполнить свои образовательные дефициты.
В течение третьего этапа происходит демонстрация и рефлексия опыта, полученного участниками программы.
Методы обучения, используемые в программе, это методы деятельностного и проблемно-ориентированного обучения: метод проектов, дискуссии, имитационно-ролевые игры, исследования.
В рамках образовательного процесса по программе большое внимание уделяется организации содержательной рефлексии как одного из важнейших методов присвоения полученного опыта и развития информационной компетентности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 модуль – теоретический. Здесь учащиеся знакомятся с основными жанрами публицистического стиля в устной и письменной речи: хроника, заметка, статья, очерк, фельетон, интервью, репортаж, анкетирование; а также с основными видами газетных иллюстраций: снимок, рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции). (17 часов)
2 модуль – практический. Создание и реализация учащимися мини-проектов («Школьная газета», «Сельская газета», «Моя рубрика», «Общественная реклама/антиреклама», «Школьное радио», «Школьная телестудия» и др.) (17 часов)
Планирование занятий

п/п
Тема Кол-во часов
1 1 модуль (теоретический) 17 часовВводное занятие. Тренинг по сплочению группы. 1
2 Стили и типы текстов. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. 1
3 Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. 1
4 Диспут-клуб «Моя любимая газета». 1
5 Виды газетных и журнальных публикаций. 1
6 Хроника. Организация работы корреспондентов-хронекёров. Расширенная информация. 1
7 Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания, заметка типа художественного описания с элементами повествования, информационная заметка с отрицательным содержанием, заметка на дискуссионную тему, заметка-благодарность, заметка-вопрос, заметка-просьба. 1
8 Фельетон. 1
9 Интервью. Интервью-монолог интервью-диалог, коллективное интервью, интервью-зарисовка. 1
10 Тренинг-практикум «Я беру интервью». 1
11 Анкетирование. 1
12 Путевые заметки. 1
13 Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. 1
14,15 Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы, проблемная статья, критическая статья. 2
16 Газетная иллюстрация. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).
17 Тестирование. 1
18 2 модуль (практический) 17 часовЭкскурсия в редакцию районной газеты «Вперёд». 1
19-20 Самоопределение с темой и видом проекта. 2
21-30 Подготовка проектов. Индивидуальные консультации. 10
31-34 Пресс-конференция. Презентация и защита проектов. 4
РЕСУРСЫ
  • Кадровое обеспечение. В школе имеются подготовленные учителя преподаватели русского языка и информатики, которые в состоянии организовать процесс данного направления дополнительного образования.
  • Материально-техническая база. Компьютеры, принтер, сканер и ксерокс, фотоаппарат.
  • Партнёры:
    • Краевой молодёжный Медиа-центр; Краевой Дворец Пионеров и Школьников с программой «Новый взгляд».
    • Редакция районной газеты «Вперёд».
  • Информационные:
    • КДПиШ Программа «Новый взгляд», материалы газет, журналов, справочная литература, Интернет.
    • Краевые конкурсы различной направленности.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
  • Учащиеся получат элементарные представления о вида...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1307

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340