Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль родителей в формировании познавательной активности учащихся - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Роль родителей в формировании познавательной активности учащихся


Автор(ы): Алсаева Наталья Сергеевна, методист по начальному образованию


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Настоящее материнство и отцовство -
это труд души и только потом рук.

Мы - люди разных профессий, но главная из них - родитель! Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения и навыки, а главное, желание быть хорошим родителем. На сегодняшний день хороший родитель - это компетентный родитель!
Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что, в конечном счёте, меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.
Родители - частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.
За последние 23 года работы классным руководителем мною выпущено 7 классов, 6 из которых обучались по системе РО Л.В.Занкова, в данное время - классный руководитель 1 класса.
Цели:
  • работа над целостным развитием личности ребенка с учетом его индивидуального комплекса;
  • осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников, поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие творческих способностей.
Задачи:
  • Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
  • Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
Какова система моей работы?
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.
Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:
Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.
Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.
Анкетирование родителей.
Посещение детей на дому.
Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
Организация родительского самоуправления.
У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов, проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность, даются рекомендации родителям, заполняется протокол.
Принимая первый класс, я в течение года внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. С целью изучения семьи провожу разного рода анкетирования и составляю социальный паспорт класса .
Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие годы. Таким образом, с самого начала твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
учитель родителям старается дать то, что требует и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  • учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  • учитель надеется на победу добра в душе ребёнка;
  • учитель делится накопленным педагогическим опытом.
В своей работе использую как традиционные формы работы с родителями, так и нестандартные. Хотела бы остановиться на родительских собраниях, тематика их разнообразна, например: Цели и задачи первого года обучения, Профилактика детского дорожного травматизма, Жизнь ребенка и его успехи в школе, Стили воспитания, Отец и воспитание детей, Книга в семье и духовное развитие ребенка и т.д.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, представление творческих работ учащихся. Я убеждена в том, что родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать. Для каждого собрания делается подборка разных советов и рекомендаций. Например:
ПАМЯТКА
Если:
  • : ребёнка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
  • : ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
  • : ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
  • : ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
  • : ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
  • : ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
  • : ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • : ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
  • : ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Это - собрания-конференции, турниры, встречи любителей природы. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде Турнира Знатоков, в котором приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.
Существуют самые разные нестандартные формы работы с родителями. Для того, чтобы эти формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать работу именно в начальной школе. Следует заметить, что самыми результативными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: Золотая осень, Встреча Нового года, 8 Марта и 23 февраля, спортивные соревнования Мама, папа и я - спортивная семья, Веселые старты, конкурсы А ну-ка, мальчики!. Родители помогают нам в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов интеллектуального характера. В последние годы в нашем классе прижились такие праздники как День святого Валентина, День Матери, День Земли. Так, ученица нашего класса Манкевич Кристина заняла III место в городском конкурсе сочинений Мама, милая мама.
Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.
Мы предлагаем наиболее интересную и достаточно новую, на наш взгляд, форму работы с родителями - это семейные вечера. Семейные вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог начальной школы. Эта форма работы прекрасно сплачивает родительский коллектив. Семейные вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Огромную неоценимую помощь оказывают нам родители в подготовке детей для участия в различных конкурсах, исторических чтениях и НПК. Первый мой ребёнок, который решил заняться поисковой работой, был Серёжа Шихалев, ученик 3-го класса. Он подготовил работу Мои родные и близкие в истории города и выступил на школьной научно-практической конференции, а в 4-м классе, доработав свою работу, был участником городских исторических чтений по теме История семья в истории города и района. Работая над данной темой, они с мамой Еленой Геннадьевной, открыли для себя историю своей семьи, семьи Шихалевых и Башмаковых до седьмого колена.
Следующую работу мы сд...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.15 | Просмотров: 2762

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340