Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Создание единого речевого пространства в ДОУ - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Создание единого речевого пространства в ДОУ


Автор(ы): Гомзякова Наталья Юрьевна, старший воспитатель; Шимкус Елена Павловна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства, и, одновременно, условием его создания является определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников
Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку всеми участниками педагогического процесса.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства является согласование путей решения проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов.
Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ – познавательно-речевое развитие воспитанников, поэтому мы стремимся к созданию в нашем детском саду единого речевого пространства.
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей и специалистов поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
Единое речевое пространство предусматривает:
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • наличие специалистов, а также их работа над единой речевой темой;
  • работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • участие родителей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении нами разработаны определенные памятки–требования к речевым уголкам в разных возрастных группах (приложение 1).
Ежегодно определяется единая речевая тема ДОУ, которая соответствует годовой задаче сада. Работа над темой предполагает развитие речи детей через определенный вид деятельности, либо в определенной области знаний. И также способствует единству всех участников педагогического процесса. В рамках работы над единой речевой темой проводится один педсовет, на котором рассматриваются вопросы взаимодействия, делятся опытом своей работы и педагоги, и специалисты. В ДОУ прошли заседания педсоветов такие, как “Игра как средство формирования грамматического строя речи”, “Взаимодействие семьи и ДОУ по развитию речи детей”, “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”, “Развитие образной речи дошкольников при знакомстве с изобразительным искусством”, “Математика и речь”.
Результаты работы ДОУ по определенной речевой теме подводятся в форме Дня открытых дверей, организуемых для педагогов других дошкольных учреждений города. Открытые просмотры занятий помогают педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов: музыкальных руководителей, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов.
Дни открытых дверей подчинены определенной цели, реализация которой прослеживается в каждом открытом мероприятии. Программа Дня открытых дверей составляется заранее и рассылается во все учреждения города.
Активное участие в проведении Дня открытых дверей принимают специалисты детского сада, показывая, как реализуют приоритетное направление ДОУ в своей работе. Например, педагог-психолог на коррекционно-развивающих занятиях с успехом решает задачи и речевого развития.
Предлагаем вашему вниманию примерную программу Дня открытых дверей ДОУ и конспект занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован как педагогами-психологами детских садов, так и воспитателями.

Программа Дня открытых дверей
в МДОУ "Детский сад № 6 "Солнышко"

Тема: “Развиваем речь все вместе”.
Цель: обеспечение взаимосвязи всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ.
Время и место проведения Мероприятия Общие сведения о педагоге и детях
9.00
группа № 5
Познавательное занятие “В гостях у Мойдодыра”Цель: закрепление знаний об умывальных принадлежностях, их назначении Васильева Татьяна Николаевна, воспитатель, 2-я кв. категория2 младшая группа (3–4 лет)
9.00
“Мастерская слова”
Занятие по развитию речи “Это волшебное время – Зима!”Цель: обучение составлению коротких описательных рассказов по схемам Елсакова Галина Федоровна, воспитатель по приоритету, 2-я кв. категория
9.20
группа № 2
Занятие по развитию математических представлений “Новые приключения Тома и Джерри”Цель: развитие мыслительных операций, обучение умению строить связные рассуждения – доказательства Зернова Валентина Васильевна, воспитатель, 2-я кв. категория средняя группа (4–5 лет)
9.30
кабинет психолога
Коррекционно-развивающее занятие “Будем в армии служить!”Цель: развитие психических процессов: логического мышления, памяти, внимания; закрепление умения строить целостные связные рассуждения Шимкус Елена Павловна, педагог-психолог, подготовительная группа (6–7 лет)
10.10
методический кабинет
Консультация “Взаимосвязь всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ” Гомзякова Наталья Юрьевна, старший воспитатель, 1-я кв. категория
В течение дня, методический кабинет Выставка развивающих игр и пособий по развитию речи детей дошкольного возраста воспитатели
15.35
группа № 3
Игровая образовательная ситуация “Девчонки о мальчишках”Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы на основе личных впечатлений Шульгина Елена Николаевна, воспитатель, 2-я кв. категориястаршая группа (5–6 лет)
15.50
“Мастерская слова”
Игровая образовательная ситуация “Теремок на новый лад”Цель: формирование звуковой культуры речи, развитие коммуникативных умений Алферова Елена Владимировна, воспитатель, 2 младшая группа (3–4 года)
17.00
музыкальный зал
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества, с участием родителей Рогова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель, 1-я кв. категорияВасильева Ольга Владимировна, воспитатель, 2-я кв. категория
средняя группа (5–6 лет)

Коррекционно-развивающее занятие
по развитию познавательных процессов
в подготовительной группе

Вид: подгрупповое, коррекционно-развивающее по развитию познавательных процессов.
Тип: тематическое.
Тема: “Будем в Армии служить”.
Предварительная работа:
  1. Чтение художественной литературы на армейскую тематику (Б. Никольский “Армейская азбука. Рассказы” и др.).
  2. Беседы с детьми о Советской Армии: о родах войск, о различных воинских профессиях, об армейском транспорте, оружии, наградах, армейской форме и т.п.
  3. Рассматривание иллюстраций, картинок на армейскую тематику (Серия наглядно-дидактических пособий “Рассказы по картинкам. Защитники Отечества” и др.).
  4. Оформление стенда в группе “На службе в Армии” с использованием армейских фотографий отцов и дедушек детей группы.
  5. Знакомство с правилами выполнения задания “Убери мины с поля”, используя слова, состоящие из 3, затем 4 букв (например: САД, МОРЕ).
Программные задачи:
  1. Развитие объема произвольной зрительной памяти, основных свойств внимания (устойчивости, концентрации, объема, переключения), логического мышления, умения устанавливать закономерности.
  2. Закреплять названия геометрических форм, умение классифицировать понятия на армейскую тему, закреплять основные армейские понятия (род войск, символика, команды и др.).
  3. Побуждать детей строить связные рассуждения, способствовать самовыражению детей.
  4. Воспитывать в детях честность, справедливость, умение воспринимать свои ошибки, дружно работать в коллективе сверстников.
Оборудование:
  • ковролин или магнитная доска;
  • плоскостные фигурки для ковролина: солдат, танк, 4 “мины” (4 кружочка, на которых написаны буквы – Т, А, Н, К);
  • нагрудные знаки на каждого ребенка (круги, на которых нарисованы символы, обозначающие принадлежность к различным родам войск: на 1 знаке нарисована – рация, на 2 – бескозырка, на 3 – танк, на 4 – бинокль, на 5 – военный самолет, на 6 – автомат, на 7 – подводная лодка, на 8 – пулемет, на 9 – военный вертолет, на 10 – ракета “зенитка”);
  • рисунок-образец корабля, состоящего из различных геометрических фигур;
  • флажок;
  • мячик (желательно мягкий);
  • чистые листы бумаги, простые карандаши по количеству детей;
  • бланки с буквенным текстом по количеству детей (формат А 4, шрифт букв – 18 кегль, полужирный, буквы заглавные);
  • схемы с флажками по количеству детей и схема – образец формата А 4;
  • подносы с фишками – звездочками по одному на каждый стол (звездочки сделаны из картона);
  • “медали” на каждого ребенка – звездочки из самоклеящейся красной бумаги (отсоединив от липкой стороны возможно приклеить звездочку на одежду ребенка).
Материалы и оборудование для занятия представлены на фотографиях <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети вместе с психологом собираются в кругу.
Психолог (П):
Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля? (Ответы детей). Сегодня, я предлагаю вам отправиться на службу в Армию, побывать в различных родах войск. А вы хотели бы отправиться вместе со мной? В армии солдаты могут служить в различных войсках. Вот и я предлагаю вам выбрать нагрудный знак. Затем все вместе соберемся в кругу, на военном параде и передавая друг другу флажок представимся, кем мы сегодня будем.
Психолог представляется первым. Например, если на груди у психолога висит нагрудный знак – ракета “зенитка”, значит он говорит: “Сегодня я буду – вертолетчицей” и так далее все дети представляются согласно своим нагрудным знакам (связист(ка), моряк(чка), танкист(ка), пограничник(ница), летчик(ца), артиллерист(ка), подводник(ца), пулеметчик(ца), вертолетчик (ца), зенитчик(ца)), передавая флажок следующему ребенку.
Упражнение “На параде” (в кругу)
В случае затруднения у детей, предложить помощь других детей. Вопросы для подсказки: Что у тебя изображено? (Рация). Как называется солдат, который пользуется на службе рацией? (Связист или радист). Как называется солдат, который стреляет из зенитки? (Зенитчик) и т.д.
П: Мы превратились с вами в солдат, которые служат в различных войсках. К службе в Армии все готовы? Сегодня я буду вашим командиром. Наша армейская жизнь начинается. Но вначале я хочу проверить, как вы быстро и точно умеете выполнять команды командира.
Упражнение “Слушай команду” (в кругу)
П:
По команде “огонь” – вы хлопаете в ладоши, по команде “в разведку” – смотрите в бинокль (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам), по команде “на парад” – маршируете на месте, по команде “враги” – подставить палец ко рту, сказать “тс”. Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно.
П: Я вижу, что вы все готовы к службе в армии. Ребята, перед тем, как солдат начнет нести службу в Армии, он попадает в учебную часть, где получает важные знания об армейской службе (психолог предлагает детям сесть за столы). Вот мы и оказались в учебной части (на ковролин поместить фигуру солдата). Здесь вы должны показать ваши знания об армейской службе. Победит самый умный и любознательный. Я буду бросать вам мяч с заданием, а вы возвращать его мне с ответом. За каждый верный ответ вам полагается фишка – это звездочка. Ее вы будете брать сами со своего стола. И здесь очень важно быть честным. А в конце задания мы узна...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.16 | Просмотров: 3442

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340