Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Создание единого речевого пространства в ДОУ
Автор(ы): Гомзякова Наталья Юрьевна, старший воспитатель; Шимкус Елена Павловна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком единого образовательного пространства, и, одновременно, условием его создания является определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку всеми участниками педагогического процесса. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства является согласование путей решения проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов. Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ – познавательно-речевое развитие воспитанников, поэтому мы стремимся к созданию в нашем детском саду единого речевого пространства. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей и специалистов поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка Единое речевое пространство предусматривает: - создание развивающей предметно-пространственной среды;
- наличие специалистов, а также их работа над единой речевой темой;
- работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- участие родителей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении нами разработаны определенные памятки–требования к речевым уголкам в разных возрастных группах (приложение 1). Ежегодно определяется единая речевая тема ДОУ, которая соответствует годовой задаче сада. Работа над темой предполагает развитие речи детей через определенный вид деятельности, либо в определенной области знаний. И также способствует единству всех участников педагогического процесса. В рамках работы над единой речевой темой проводится один педсовет, на котором рассматриваются вопросы взаимодействия, делятся опытом своей работы и педагоги, и специалисты. В ДОУ прошли заседания педсоветов такие, как “Игра как средство формирования грамматического строя речи”, “Взаимодействие семьи и ДОУ по развитию речи детей”, “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”, “Развитие образной речи дошкольников при знакомстве с изобразительным искусством”, “Математика и речь”. Результаты работы ДОУ по определенной речевой теме подводятся в форме Дня открытых дверей, организуемых для педагогов других дошкольных учреждений города. Открытые просмотры занятий помогают педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов: музыкальных руководителей, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов. Дни открытых дверей подчинены определенной цели, реализация которой прослеживается в каждом открытом мероприятии. Программа Дня открытых дверей составляется заранее и рассылается во все учреждения города. Активное участие в проведении Дня открытых дверей принимают специалисты детского сада, показывая, как реализуют приоритетное направление ДОУ в своей работе. Например, педагог-психолог на коррекционно-развивающих занятиях с успехом решает задачи и речевого развития. Предлагаем вашему вниманию примерную программу Дня открытых дверей ДОУ и конспект занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован как педагогами-психологами детских садов, так и воспитателями. Программа Дня открытых дверей в МДОУ "Детский сад № 6 "Солнышко" Тема: “Развиваем речь все вместе”. Цель: обеспечение взаимосвязи всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ. Время и место проведения | Мероприятия | Общие сведения о педагоге и детях | 9.00 группа № 5 | Познавательное занятие “В гостях у Мойдодыра”Цель: закрепление знаний об умывальных принадлежностях, их назначении | Васильева Татьяна Николаевна, воспитатель, 2-я кв. категория2 младшая группа (3–4 лет) | 9.00 “Мастерская слова” | Занятие по развитию речи “Это волшебное время – Зима!”Цель: обучение составлению коротких описательных рассказов по схемам | Елсакова Галина Федоровна, воспитатель по приоритету, 2-я кв. категория | 9.20 группа № 2 | Занятие по развитию математических представлений “Новые приключения Тома и Джерри”Цель: развитие мыслительных операций, обучение умению строить связные рассуждения – доказательства | Зернова Валентина Васильевна, воспитатель, 2-я кв. категория средняя группа (4–5 лет) | 9.30 кабинет психолога | Коррекционно-развивающее занятие “Будем в армии служить!”Цель: развитие психических процессов: логического мышления, памяти, внимания; закрепление умения строить целостные связные рассуждения | Шимкус Елена Павловна, педагог-психолог, подготовительная группа (6–7 лет) | 10.10 методический кабинет | Консультация “Взаимосвязь всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ” | Гомзякова Наталья Юрьевна, старший воспитатель, 1-я кв. категория | В течение дня, методический кабинет | Выставка развивающих игр и пособий по развитию речи детей дошкольного возраста | воспитатели | 15.35 группа № 3 | Игровая образовательная ситуация “Девчонки о мальчишках”Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы на основе личных впечатлений | Шульгина Елена Николаевна, воспитатель, 2-я кв. категориястаршая группа (5–6 лет) | 15.50 “Мастерская слова” | Игровая образовательная ситуация “Теремок на новый лад”Цель: формирование звуковой культуры речи, развитие коммуникативных умений | Алферова Елена Владимировна, воспитатель, 2 младшая группа (3–4 года) | 17.00 музыкальный зал | Праздничное мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества, с участием родителей | Рогова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель, 1-я кв. категорияВасильева Ольга Владимировна, воспитатель, 2-я кв. категория средняя группа (5–6 лет) | Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов в подготовительной группе Вид: подгрупповое, коррекционно-развивающее по развитию познавательных процессов. Тип: тематическое. Тема: “Будем в Армии служить”. Предварительная работа: Чтение художественной литературы на армейскую тематику (Б. Никольский “Армейская азбука. Рассказы” и др.). Беседы с детьми о Советской Армии: о родах войск, о различных воинских профессиях, об армейском транспорте, оружии, наградах, армейской форме и т.п. Рассматривание иллюстраций, картинок на армейскую тематику (Серия наглядно-дидактических пособий “Рассказы по картинкам. Защитники Отечества” и др.). Оформление стенда в группе “На службе в Армии” с использованием армейских фотографий отцов и дедушек детей группы. Знакомство с правилами выполнения задания “Убери мины с поля”, используя слова, состоящие из 3, затем 4 букв (например: САД, МОРЕ). Программные задачи: - Развитие объема произвольной зрительной памяти, основных свойств внимания (устойчивости, концентрации, объема, переключения), логического мышления, умения устанавливать закономерности.
- Закреплять названия геометрических форм, умение классифицировать понятия на армейскую тему, закреплять основные армейские понятия (род войск, символика, команды и др.).
- Побуждать детей строить связные рассуждения, способствовать самовыражению детей.
- Воспитывать в детях честность, справедливость, умение воспринимать свои ошибки, дружно работать в коллективе сверстников.
Оборудование: ковролин или магнитная доска; плоскостные фигурки для ковролина: солдат, танк, 4 “мины” (4 кружочка, на которых написаны буквы – Т, А, Н, К); нагрудные знаки на каждого ребенка (круги, на которых нарисованы символы, обозначающие принадлежность к различным родам войск: на 1 знаке нарисована – рация, на 2 – бескозырка, на 3 – танк, на 4 – бинокль, на 5 – военный самолет, на 6 – автомат, на 7 – подводная лодка, на 8 – пулемет, на 9 – военный вертолет, на 10 – ракета “зенитка”); рисунок-образец корабля, состоящего из различных геометрических фигур; флажок; мячик (желательно мягкий); чистые листы бумаги, простые карандаши по количеству детей; бланки с буквенным текстом по количеству детей (формат А 4, шрифт букв – 18 кегль, полужирный, буквы заглавные); схемы с флажками по количеству детей и схема – образец формата А 4; подносы с фишками – звездочками по одному на каждый стол (звездочки сделаны из картона); “медали” на каждого ребенка – звездочки из самоклеящейся красной бумаги (отсоединив от липкой стороны возможно приклеить звездочку на одежду ребенка). Материалы и оборудование для занятия представлены на фотографиях <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3> ХОД ЗАНЯТИЯ Дети вместе с психологом собираются в кругу. Психолог (П): Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля? (Ответы детей). Сегодня, я предлагаю вам отправиться на службу в Армию, побывать в различных родах войск. А вы хотели бы отправиться вместе со мной? В армии солдаты могут служить в различных войсках. Вот и я предлагаю вам выбрать нагрудный знак. Затем все вместе соберемся в кругу, на военном параде и передавая друг другу флажок представимся, кем мы сегодня будем. Психолог представляется первым. Например, если на груди у психолога висит нагрудный знак – ракета “зенитка”, значит он говорит: “Сегодня я буду – вертолетчицей” и так далее все дети представляются согласно своим нагрудным знакам (связист(ка), моряк(чка), танкист(ка), пограничник(ница), летчик(ца), артиллерист(ка), подводник(ца), пулеметчик(ца), вертолетчик (ца), зенитчик(ца)), передавая флажок следующему ребенку. Упражнение “На параде” (в кругу) В случае затруднения у детей, предложить помощь других детей. Вопросы для подсказки: Что у тебя изображено? (Рация). Как называется солдат, который пользуется на службе рацией? (Связист или радист). Как называется солдат, который стреляет из зенитки? (Зенитчик) и т.д. П: Мы превратились с вами в солдат, которые служат в различных войсках. К службе в Армии все готовы? Сегодня я буду вашим командиром. Наша армейская жизнь начинается. Но вначале я хочу проверить, как вы быстро и точно умеете выполнять команды командира. Упражнение “Слушай команду” (в кругу) П: По команде “огонь” – вы хлопаете в ладоши, по команде “в разведку” – смотрите в бинокль (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам), по команде “на парад” – маршируете на месте, по команде “враги” – подставить палец ко рту, сказать “тс”. Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. П: Я вижу, что вы все готовы к службе в армии. Ребята, перед тем, как солдат начнет нести службу в Армии, он попадает в учебную часть, где получает важные знания об армейской службе (психолог предлагает детям сесть за столы). Вот мы и оказались в учебной части (на ковролин поместить фигуру солдата). Здесь вы должны показать ваши знания об армейской службе. Победит самый умный и любознательный. Я буду бросать вам мяч с заданием, а вы возвращать его мне с ответом. За каждый верный ответ вам полагается фишка – это звездочка. Ее вы будете брать сами со своего стола. И здесь очень важно быть честным. А в конце задания мы узна...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.16 | Просмотров: 3442
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|