Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок по биологии Симфония звуков - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Открытый урок по биологии Симфония звуков


Автор(ы): Марьянова Ирина Борисовна, учитель биологии и ОБЖ


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  • Образовательная: обобщить знания учащихся по эволюции развития органа слуха, выявить особенности взаимосвязи всех отделов уха; познакомить учащихся с интересными и научными фактами, сформировать и закрепить знания по гигиене слуха, продолжать формировать умение работать с дополнительной литературой, обобщать знания и делать выводы;
  • Воспитательная: продолжать этическое и эстетическое воспитание учащихся, ориентируя на сложное строение организма человека, углубляя знания по анатомии, воспитывать потребность в бережном отношении к своему здоровью;
  • Развивающая: развивать самостоятельность мышления, стимулируя интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; выработать умение применять знания для обобщения материала; развивать умение работать с учебником, выделяя главное, и конспектом при составлении таблиц и схем.
Межпредметные связи: литература, история , медицина, экология, музыка;
Внутрипредметные связи: темы курса анатомии, генетика, зоология
Оборудование: портрет Л.В. Бетховена, аудиокассеты, компьютер, таблицы Гигиена слуха, Зарядка для ушей, Строение уха и заболевания человека, конспект, инструктивные карточки, выставка книг, презентация.
Структура урока: комбинированный урок
Мы взаимодействуем с окружающим нас миром с такой легкостью и простотой, что трудно себе представить, какое множество операций стоит за самым элементарным опытом восприятия.
К.Бэр

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Весна: Природа просыпается и планета наполняется звуками. Представьте, что вы едете на велосипеде по тихой лесной дорожке. В то время как вы нажимаете на педали, рецепторы, находящиеся в ногах, определяют какое нужно приложить усилие, чтобы вы могли ехать с выбранной скоростью; вестибулярный аппарат помогает удерживать равновесие, ноздри улавливают запахи; вы чувствуете вкус ягод, собранных по дороге; глаза воспринимают зрительные образы; уши слушают щебетанье птиц. Жизнь - это удивительная симфония чувств! Какие органы чувств вам, ребята, известны?
- Я расскажу Вам на ухо стихи,
Словами расцелую Ваши уши,
Слова мои несвязны и тихи,
Но так нежны! Вы их поймете, даже не расслышав:
Я расскажу Вам на ухо стихи,
Их ритмом мы собьем себе дыханье,
Их нежностью разбудим мы стихию,
Что в каждом есть с момента мирозданья.
Я расскажу Вам на ухо стихи,
О смыслах их не думайте напрасно,
Ведь для того на свете есть грехи,
Чтоб не понять, а ощутить, как жизнь прекрасна!!!
Я расскажу Вам на ухо стихи:
- На прошлом уроке мы познакомились с вами с особенностями строения и функциями органа слуха. Сегодня целью урока является
  • закрепление знаний о строение слухового аппарата;
  • раскрытие его функций;
  • выяснение причин нарушения слуха;
  • усвоение профилактики трав ушей, т.е. ознакомление с гигиеной органа слуха.
Учитель: Орган слуха: Как происходило эволюционное развитие этого органа чувств? Как известно, эволюция - это необратимый процесс исторического развития органического мира от простого к сложному.
Учитель: Спасибо! А сейчас, ребята, вспомним, как устроен слуховой аппарат у человека, который , как известно, относится к классу млекопитающих. (Ответ ученика).
Пожалуйста, вспомните строение слуха и задавайте вопросы отвечающему у доски, вы - называете функцию, а он - показывает на муляже и называет участок уха.
№ п/п Вопрос (примеры) Ответ (примеры)
Проведение звука Слуховой проход
Улавливание звука Наружная ушная раковина
Преграда между наружным и средним ухом Барабанная перепонка
Усиление звука в 50 раз Слуховые косточки
Преграда между средним и внутренним ухом Овальное окно
Рецепторы Улитка
Вестибулярный аппарат Три полукружных канальца
Соединяет полость уха с носоглоткой Евстахиева труба
Учитель: Молодцы! Что такое звук? Анализатор? Задание - биологический рассказ. Я зачитаю текст, а вы - вставляете пропущенные слова, записывая их в тетрадь. Рассказ: Нервные импульсы возникают в :(барабанной) перепонке уха. Слуховая :(евстахиева) труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку. Улитка с рецепторами, воспринимающими звуковые раздражители, расположена во :. (внутреннем) ухе. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой : (овального) окна. Ухо расположено в : (височной) кости. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в : (височной) зоне коры головного мозга. Раздражение рецепторов возникает при движении этой жидкости : (эндолимфы). При подъеме на высоту или спуске под воду боль в ушах сигнализирует о перепадах : (кровяного) давления.
- Пожалуйста, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов. Вслух проговариваем, какие слова вы вставили в текст. У кого нет исправлений, поднимите, пожалуйста, руки.
Учитель : А сейчас отдохнем и поиграем в игру три пятерки - три вида упражнений по пять. Напомню вам правила: я произношу утверждение, а вы двигаетесь в соответствие с тем, верно это утверждение или нет. Начнем, первая пятерка утверждений, если вы согласны со мной - поднимаем вверх правую руку, нет- поднимаем вверх левую руку.
  1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее ухо.
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом .
  4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
  5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
Учитель: Хорошо, Да - киваем головой, нет - поворачиваем в стороны.
  1. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.
  2. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также два полукружных канальца.
  3. Вестибулярный аппарат уха - орган равновесия.
  4. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
  5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
Учитель: Если согласны со мной, встаем, если нет- сидим:
  1. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
  2. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.
  3. Жидкость в перепончатом лабиринте - эндолимфа.
  4. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
  5. Периферическое звено - слуховой нерв.
Учитель: Теоретический материал мы повторили, переходим к самостоятельной работе. Решите, пожалуйста, познавательные задачи.
1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? (Ответ: при выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может нарушить ее. В таком случае, с целью выравнивания давления на барабанную перепонку, рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет взрыв).
2. Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под давлением музыки, рефлекторно повышают тонус (напряжение) мышцы. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать? (Ответ: Если тонус мышц повышается, то все движения облегчаются, утомление наступает медленнее).
3. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? (Ответ: Замена шумового транспорта бесшумным, увеличение количества зелени в городах, т.к. деревья заглушают шум, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, звукоизоляции машин на производстве и автоматизация шумовых процессов, соблюдение в общественных местах тишины).
Учитель: Спасибо, своими ответами вы подошли к нашей теме:
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красот,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?... (Звучит Лунная соната)
- Вы услышали фрагмент пьесы Людвига Ван Бетховена. Лунная соната - самое известное сочинение композитора. Правда, мало кто знает, что лунное название дал сонате не Бетховен. В Австрии ее нередко именуют Соната садовой беседки, но и к этому названию Бетховен не имел никакого отношения. Композитор посвятил произведение своей ученице, Джельетте Гвиччарди, т.к. был неравнодушен к молодой графине и даже отказался брать плату за уроки. В марте 1802 года соната появилась в печати с посвящением Джульетте. В то время она уже была влюблена в графа Роберта Галленберга, который вскоре попросил ее руки и получил согласие: Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха - страшная беда для музыканта. До болезни слух у композитора был изумительно тонким и точным: замечал малейшую неверную ноту, оттенок, представлял все тонкости оркестровых красок; Бетховен сам с гордостью утверждал, что слух его отличался таким совершенством, какого немногие из музыкантов когда-либо достигали. Долгими мучительными ночами, когда шум в ушах не давал заснуть, он мечтал: ведь должен найтись человек, который поможет ему, станет бесконечно близким, скрасит одиночество! Именно тогда, уже лишенный слуха композитор написал это произведение и, как бы, подвел итоговую черту значительному этапу жизни. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой. История Лунной сонаты известна многим, но мало кто знает о девятой симфонии, которую Бетховен завершил, будучи полностью глухим! (на фоне 9 симфонии) несмотря на глухоту, композитор настаивал на том, чтобы дирижировать первой премьерой, не зная о том, что другой дирижер, стоя в невидном для него месте, задавал оркестрантам ритм. После последнего взмаха дирижерской палочки, Бетховен не знал, закончили ли музыканты играть, и не подозревал, какой шквал аплодисментов разразился за его спиной. Наконец, он решился повернуться и смог увидеть посвященные ему овации. Из описания симптомов Бетховена по всеобщему мнению современных отологов причиной глухоты был отосклероз смешанного типа с сопутствующей дегенерацией слухового нерва (что встречается не столь уж редко). Композитор умер 26 марта 1827 года от пневмонии и цирроза печени. В последний путь его провожали 20 000 человек. Виктор Гюго писал: Этот глухой слышит вселенную:
- Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слушать музыку. Он брал в зубы деревянные палочки, затем плотно прижимал их к деке рояля и слышал звуки как был бы я счастлив, если бы слышал - писал Бетховен.
- Давайте назовем и запишем в тетради причину нарушения слуха: повреждение слухового нерва.
Учитель: Вспомните игру в жмурки. Вряд ли найдется человек, не знакомый с ней. Водящему завязываются глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на издаваемые ими звуками. Способность определять направление звука называется ототопикой. Насколько же развита у человека эта способность? Ототопика у человека обеспечивается максимальным удалением ушных раковин друг от друга. Тот же принцип используется в технике: например, чем дальше друг от друга расположены принимающие устройства (антенны) локаторов, тем точнее они способны засечь пролетающий объект. (Учащиеся записывают в тетради функции ушной раковины: улавливание звуковых волн, косметическая функция, ототопика).
- Но есть у ушной раковины еще одно загадочное свойство, которое совсем недавно породило даже особое направление медицинской науки, названное ухо - иглотерапией.
Легенда гласит, что некий подданный китайского императора, страдавший от приступов головных болей, неосторожно ударил себя по ноге мотыгой - и вдруг головные боли прошли. При новом приступе этот человек уже умышленно ударил по тому же месту. Мучительную мигрень вновь как рукой сняло. Шли годы, накапливался опыт, новым методом лечения заинтересовались философы и ученые - конфуцианцы. На смену ударам пришли уколы и прижигания, оказавшиеся гораздо более действенными. Примитивные инструменты сменились тонкими иглами из драгоценных металлов. В XX веке иглотерапия вошла в арсенал европейской медицины. Французский врач Л. Ножье рассматривал наружное ухо как перевернутый эмбрион в утробе матери, причем, в ушной раковине тело человека и все его органы проецируются так же, как в коре головного мозга.
Внутренне строение эмбриона и форма ушной раковины практически идентичны. Если наложить изображение эмбриона и ушной раковины друг на друга, то обнаружится, что биологически активные точки на ушной раковине расположены именно там, где у зародыша находится соответствующий внутренний орган. В 1957 году Ножье описал топографию точек и зон на ушной раковине. В настоящее время иглотерапию применяют для лечения аллергических заболеваний, болевых синдромов, при гипертонической болезни и ряде других заболеваний.
Учитель: Многие ли из нас знают, что состояние наших ушей напрямую связано с состоянием здоровья? Эта область медицины не так давно пришла к нам с Востока. Это - аурикулодиагностика и аурикулотерапия - диагностика и лечение болезней воздействием на ушную раковину.
Учитель: Ребята, а вы знаете, кто такой копуша? Правильно, так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое отношение копуша имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Заглянем в историю. В Новгородском историко-археологическом музее-заповеднике в витринах можно увидеть найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. Здесь же можно увидеть и палочки - копушечки. В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно их делали их дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. Позже, так стали называть любого, кто уделял много внимание второстепенным, мелочным заботам. Копушечками прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы. Откуда берется сера в слуховом проходе и что это такое? (Ответы детей)
Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками? Современная гигиена отвечает на этот вопрос отрицательно. Достаточно периодически промывать теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако, и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предмета - спичками, вязальными спицами и даже шарик...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.17 | Просмотров: 1822

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340