Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интерактивное обучение на уроках литературы. Дебаты по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Автор(ы): Попова Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняются формы организации учебной работы. Новое содержание, по законам гармонии, влечёт за собой изменение и в формах преподавания. Интерактивное обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания, на мой взгляд, способно оптимизировать учебный процесс. Технология ролевой игры “Дебаты”. Условия игры: принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды состоят из 2-3 игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее, чем аргументы вашего оппонента. Игра. Каждая команда (в составе 3 спикеров) имеет возможность брать тайм – ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут. Форма дебатов. У1 – первый спикер команды утверждения; О1 – первый спикер команды отрицания и т.д. Каждый спикер во время игры выполняет строго определённые технологией игры роли и функции, причём роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. За временем на протяжении всей игры следит тайм-кипер, который предупреждает судей 2,1 – 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Роли спикеров. У1. - представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, вход в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом, готов ответить на вопросы…)
О1. - представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака на принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны.
Коллективная рефлексия. - Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи?
- В чём не был достигнут успех?
- Отклонялись ли спикеры от темы?
- Принимал ли каждый участие в обсуждении?
- Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения?
- Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения?
Дебаты по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Тема: “Умён ли Чацкий?” Цель: - стимулирование исследовательской деятельности учащихся;
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
Оформление: высказывания критиков, портреты А.С. Пушкина и И.А. Гончарова, правила ведения дебатов. Словарная работа: дебаты, проблема, гипотеза, спикер, кейс, оппонент, тайм-кипер, рефлексия. Учитель. Сегодня мы проводим необычный урок. Форма его – дебаты. Хочу напомнить правила ведения дебатов: - важно не только умение говорить, но и умение слушать;
- необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации;
- нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;
- критикуем идеи, а не личности.
В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения. I. Выдвижение проблемы. В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме. “В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии. Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий? II. Ход дебатов. - представление дебатирующих сторон;
- выдвижение гипотез.
Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён. Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны. Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром. Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”. Готова ответить на вопросы. Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках? Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы, например, у Рылеева, “каждое высказывание - программа”. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина. Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит. Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова. Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи. Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой. А тётушка? Всё девушкой, Минервой? Всё фрейлиной Екатерины Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?.. В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”. Вопрос У3. Пушкин в своём письме к А.А. Бестужеву сетует: “Софья начертана неясно: не то (…), не то московская кузина”. По ходу действия характер её проясняется, она становится на позиции московской кузины. Как могла она стать гонительницей Чацкого, стать его главным врагом? Ответ О1. Чацкий раздражает Софью неспособностью к диалогу, поскольку не слышит собеседника, об этом лучше всего свидетельствует его последний монолог: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?” “Зачем меня надеждой завлекали? // Зачем мне прямо не сказали?”. Это не так. Если бы он умел слушать других, он бы давно всё понял. Чем заканчивается разговор Чацкого с Софьей при первой их встрече? Последние слова Чацкого: Велите мне в огонь: пойду, как на обед. Софья отвечает: Да хорошо – сгорите, если же нет? В этом вопросе заключён исчерпывающий ответ на все вопросы и сомнения Чацкого. В последнем разговоре Софья говорит прямо Чацкому не только кого она любит, но и за что. Молчалина. И кто виноват, если Чацкий упрямо считает, что Софья обречена любить его и никого другого. III. Подтверждение и опровержение гипотез. Спикер У2. Обвиняя Чацкого, вы ссылаетесь на слова А.С. Пушкина, отвечу вам словами критиков П. Вайле и А.Гениса: “Великий русский поэт вряд ли прав в оценке грибоедовского героя: метание бисера перед свиньями не есть признак человека неумного и пустого. Это просто иной стиль, другая манера, противоположное мировоззрение И характерно, что самым ярким представителем такого несерьёзного стиля в России был сам Пушкин”. Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находился во власти негодования и не смог остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично, слушает ли его Софья и гости Фамусова. Он мыслится Грибоедовым трагическим лицом, произносящим суровые истины ничтожному обществу. Вопрос О1. В итогом монологе Чацкий восклицает: “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?..” О каких трудах он ведёт речь? То, что Чацкий пылил словами в доме Фамусова? Так тут больше трудились те, кто вынужден был выслушивать его монологи. Или он перетрудился за три года странствий? Ответ У2. Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших обычаев и ратующих за службу делу, а не лицам. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие. Спикер О2. Чацкий – глупец. Проведя три года в странствиях, по словам Ключевского, он утратил способность понимать действительность, а потому выглядит глупцом, комедийным героем. Не случайно автор комедии приводит на бал к Фамусову глухого князя Тугоуховского. Князь глух клинически, Чацкий глух душевно. Прежде чем произнести знаменитую фразу: Карету мне, каре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.17 | Просмотров: 2548
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|