Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии на уроках литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Информационные технологии на уроках литературы


Автор(ы): Ващенко Жанна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Авторский медиапродукт - презентации 14 слайдов (среда Power Point, Word)
Медиапродукт
I. Среда: программа для создания презентации
Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации:

пп
Структурные элементы Временная
реализация
№ кадра
1 Тема урока.Целевая установка 2 мин №1
2 Цитата. Пушкин о Женщине. 1мин №2
3 Портрет А.А. ОленинойСведения об Олениной
Стихотворение “Ты и Вы”
9мин №3, №4, №5, №6
4 Портрет Воронцовой Е.К.Стихотворение “Сожженное письмо 9мин №7, №8
5 Портрет А.Т. Керн.Сведения о Керн.
Романс.
9мин №9, №10
6 Портрет Н.Н. Гончаровой, Н.Н Пушкиной. 12мин №11, №12
7. Итог урока 2 мин. № 13
8. Домашнее задание 1 мин. № 14
Содержание кадров:
  1. Титульный лист. Тема урока.
  2. Цитата об отношении Пушкина к Женщине.
  3. Портрет А.А Олениной.
  4. Сведения об Олениной.
  5. Увлечений поэт посвятил Олениной ряд стихотворений.
  6. Стихотворение “Ты и Вы”
  7. Портрет Воронцовой Е.К.
  8. Стихотворение “Сожженное письмо”.
  9. Портрет А.П. Керн.
  10. Сведения об А.П. Керн. (Звучит романс “Я помню чудное мгновение”).
  11. Портреты Н.Н. Пушкиной.
  12. Сведения о Н.Н. Гончаровой (Н.Н. Пушкиной)
  13. Итог урока. Цитата.
  14. Домашнее задание.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии
  1. Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях.
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Задачи занятия:
  • Образовательные – познакомить учащихся с женщинами, которые были знакомы с Пушкиным, любимы им, которые вдохновляли поэта. Умение работать с разными источниками.
  • Воспитательная – воспитывать уважение к личности Пушкина, его окружению; внимание к художественному слову.
  • Развивающая – развивать эстетический вкус, формировать ораторские умения.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент
Актуализация темы.
Слайд №1
В лицейский и петербургский период любовь – игра, любовь – страсть опоэтизированная чувственность, сочетание чувственности и чистоты (Я вяну, гибну и цвете лет”, “К ней”, “Дорида”, “Дориде”)
Романтизм рождает подлинно одухотворенную любовную лирику; мечта о высокой и чистой любви, о женском идеале (“Редеет облаков летучая гряда”, “Зачем безвременную скуку”, “К***”)
II. Расцвет любовной лирики
Бесконечное богатство и многообразие любовного чувства видит читатель в стихах Михайловского периода.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. “Стихотворения, коих цель горячить воображение либо страстными описаниями, – подчеркивал Пушкин, – уничтожают”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находили то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое “разыскание”, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. ( Слайд №2)
Индивидуальные выступления ребят. (Первая группа)
Слайд №3.
Слайд № 4
Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина.
Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом.
После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и снова был тепло принят в просвещенной семье Олениных. Живая и обаятельная А.Оленина вновь встретилась с поэтом. Пушкин увлекся юной красавицей.
Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино.
Слайд № 5
Увлеченный поэт посвятил Олениной большой цикл лирических стихотворений “Ее глаза”, “Увы! Язык любви болтливый”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “Предчувствие”, “Город пышный, город бедный” и другие
Поэт сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали.
Оленина оставила потомкам “Дневник”, очень ценный документ пушкинской эпохи.
Одна из записей “Дневника”
“ Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте”.
Слайд № 6
Стихотворение “Ты и Вы”
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Перед ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы; и говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
1828
Слайд № 7. (Вторая группа)
Воронцова Елизавета Ксаверьевна.
Жена М.С.Воронцова, урожденная графиня Браницкая.
Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину.
Знакомство Е.К.Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К.Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. Взаимная склонность Е.К.Воронцовой и Пушкина стала причиной раздражения ее мужа – прямого начальника поэта.
В конце июля 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в далекое Михайловское.
Известно, что в Михайловском Пушкин получал от Е.К.Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения.
Свидетельством того, что Е.К.Воронцова оставила глубокий след в душе поэта, являются его рукописи: на протяжении многих лет (1823 – 1829) Пушкин рисовал портреты Е.К.Воронцовой на полях своих бумаг. К ней обращены шедевры его лирики: “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Талисман”, “Все в жертву памяти твоей” и другие.
Известно, что Е.К.Воронцова писала Пушкину уже после его женитьбы в 1833, а он ей – в 1834году.
По утверждению домоуправительницы Е.К.Воронцовой, после 1859 года она уничтожила небольшую связку с письмами поэта. Е.К.Воронцова умерла в глубокой старости и до конца своих дней сохранила о Пушкине дорогие ее сердцу воспоминания. Потеряв зрение, она просила, чтобы ей ежедневно вслух читали сочинения поэта.
Слайд №8
Сожженное письмо
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. Вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с моленьем моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О проведенье!
Свершись! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825
Слайд № 9. (Третья группа)
Слайд № 10.
Знакомая Пушкина.
Урожденная Полторацкая, племянница П.А.Осиповой.
По настоянию отца она в семнадцать лет была выдана замуж за пятидесятидвухлетнего бригадного генерала Е.Ф.Керна. Вскоре Анна Петровна оставила мужа.
Ранней весной 1819 года А.П.Керн приехала в Петербург и в доме ее родственников Олениных познакомилась с девятнадцатилетним Пушкиным.
Летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой.
Анна Петровна находилась в Тригорском около месяца и почти ежедневно встречалась с Пушкиным. Поэт пережил сильное увлечение Керн и свои чувства к ней описал в строках стихотворения “Я помню чудное мгновенье”.
Встречи с Керн надолго запомнились Пушкину. Завязалась переписка.
Общались они и позднее в Петербурге – в обществе А.А.Дельвига, сестры Пушкина и его родителей. Идеальный образ Керн, рожденный воображением поэта, постепенно становится реальным, но отношения между ними продолжают оставаться дружескими. Она в курсе его творческих планов и литературных занятий и с неизменным интересом следит за его жизнью.
После смерти Е.Ф.Керна (1841) Анна Петровна связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности.
О своей судьбе, о дружбе с Пушкиным и другими писателями его круга Керн рассказала в своих “Воспоминаниях”.
“- Трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен. то нескончаемо робок, то дерзок, нескончаемо любезен, то утомительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту”.
Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.
Про это стихотворение, кажется, известно всё: и то, как поэт вручил его Анне Керн, и предыстория их отношений. И то, что оно шедевр русской любовной лирики.
Поэтому его трудно самостоятельно оценивать, так же, впрочем, как и воспринимать вне музыки известного романса. В каком- либо истолковании оно на первый взгляд вообще не нуждается, ибо, как все гениальное, просто и понятно. Только вот не кажущаяся ли это простота, которая на сам...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.18 | Просмотров: 1228

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340