Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Информационные технологии на уроках литературы
Автор(ы): Ващенко Жанна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Авторский медиапродукт - презентации 14 слайдов (среда Power Point, Word) Медиапродукт I. Среда: программа для создания презентации Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word. II. Структура презентации: № пп | Структурные элементы | Временная реализация | № кадра | 1 | Тема урока.Целевая установка | 2 мин | №1 | 2 | Цитата. Пушкин о Женщине. | 1мин | №2 | 3 | Портрет А.А. ОленинойСведения об Олениной Стихотворение “Ты и Вы” | 9мин | №3, №4, №5, №6 | 4 | Портрет Воронцовой Е.К.Стихотворение “Сожженное письмо | 9мин | №7, №8 | 5 | Портрет А.Т. Керн.Сведения о Керн. Романс. | 9мин | №9, №10 | 6 | Портрет Н.Н. Гончаровой, Н.Н Пушкиной. | 12мин | №11, №12 | 7. | Итог урока | 2 мин. | № 13 | 8. | Домашнее задание | 1 мин. | № 14 | Содержание кадров: - Титульный лист. Тема урока.
- Цитата об отношении Пушкина к Женщине.
- Портрет А.А Олениной.
- Сведения об Олениной.
- Увлечений поэт посвятил Олениной ряд стихотворений.
- Стихотворение “Ты и Вы”
- Портрет Воронцовой Е.К.
- Стихотворение “Сожженное письмо”.
- Портрет А.П. Керн.
- Сведения об А.П. Керн. (Звучит романс “Я помню чудное мгновение”).
- Портреты Н.Н. Пушкиной.
- Сведения о Н.Н. Гончаровой (Н.Н. Пушкиной)
- Итог урока. Цитата.
- Домашнее задание.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии - Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Задачи занятия: - Образовательные – познакомить учащихся с женщинами, которые были знакомы с Пушкиным, любимы им, которые вдохновляли поэта. Умение работать с разными источниками.
- Воспитательная – воспитывать уважение к личности Пушкина, его окружению; внимание к художественному слову.
- Развивающая – развивать эстетический вкус, формировать ораторские умения.
Оборудование: компьютер, проектор. Ход занятия I. Организационный момент Актуализация темы. Слайд №1 В лицейский и петербургский период любовь – игра, любовь – страсть опоэтизированная чувственность, сочетание чувственности и чистоты (Я вяну, гибну и цвете лет”, “К ней”, “Дорида”, “Дориде”) Романтизм рождает подлинно одухотворенную любовную лирику; мечта о высокой и чистой любви, о женском идеале (“Редеет облаков летучая гряда”, “Зачем безвременную скуку”, “К***”) II. Расцвет любовной лирики Бесконечное богатство и многообразие любовного чувства видит читатель в стихах Михайловского периода. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. “Стихотворения, коих цель горячить воображение либо страстными описаниями, – подчеркивал Пушкин, – уничтожают”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находили то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое “разыскание”, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. ( Слайд №2) Индивидуальные выступления ребят. (Первая группа) Слайд №3. Слайд № 4 Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом. После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и снова был тепло принят в просвещенной семье Олениных. Живая и обаятельная А.Оленина вновь встретилась с поэтом. Пушкин увлекся юной красавицей. Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино. Слайд № 5 Увлеченный поэт посвятил Олениной большой цикл лирических стихотворений “Ее глаза”, “Увы! Язык любви болтливый”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “Предчувствие”, “Город пышный, город бедный” и другие Поэт сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали. Оленина оставила потомкам “Дневник”, очень ценный документ пушкинской эпохи. Одна из записей “Дневника” “ Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте”. Слайд № 6 Стихотворение “Ты и Вы” Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Перед ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; и говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! 1828 Слайд № 7. (Вторая группа) Воронцова Елизавета Ксаверьевна. Жена М.С.Воронцова, урожденная графиня Браницкая. Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину. Знакомство Е.К.Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К.Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. Взаимная склонность Е.К.Воронцовой и Пушкина стала причиной раздражения ее мужа – прямого начальника поэта. В конце июля 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в далекое Михайловское. Известно, что в Михайловском Пушкин получал от Е.К.Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения. Свидетельством того, что Е.К.Воронцова оставила глубокий след в душе поэта, являются его рукописи: на протяжении многих лет (1823 – 1829) Пушкин рисовал портреты Е.К.Воронцовой на полях своих бумаг. К ней обращены шедевры его лирики: “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Талисман”, “Все в жертву памяти твоей” и другие. Известно, что Е.К.Воронцова писала Пушкину уже после его женитьбы в 1833, а он ей – в 1834году. По утверждению домоуправительницы Е.К.Воронцовой, после 1859 года она уничтожила небольшую связку с письмами поэта. Е.К.Воронцова умерла в глубокой старости и до конца своих дней сохранила о Пушкине дорогие ее сердцу воспоминания. Потеряв зрение, она просила, чтобы ей ежедневно вслух читали сочинения поэта. Слайд №8 Сожженное письмо Прощай, письмо любви, прощай! Она велела… Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. Вспыхнули… пылают… легкий дым, Виясь, теряется с моленьем моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О проведенье! Свершись! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… 1825 Слайд № 9. (Третья группа) Слайд № 10. Знакомая Пушкина. Урожденная Полторацкая, племянница П.А.Осиповой. По настоянию отца она в семнадцать лет была выдана замуж за пятидесятидвухлетнего бригадного генерала Е.Ф.Керна. Вскоре Анна Петровна оставила мужа. Ранней весной 1819 года А.П.Керн приехала в Петербург и в доме ее родственников Олениных познакомилась с девятнадцатилетним Пушкиным. Летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой. Анна Петровна находилась в Тригорском около месяца и почти ежедневно встречалась с Пушкиным. Поэт пережил сильное увлечение Керн и свои чувства к ней описал в строках стихотворения “Я помню чудное мгновенье”. Встречи с Керн надолго запомнились Пушкину. Завязалась переписка. Общались они и позднее в Петербурге – в обществе А.А.Дельвига, сестры Пушкина и его родителей. Идеальный образ Керн, рожденный воображением поэта, постепенно становится реальным, но отношения между ними продолжают оставаться дружескими. Она в курсе его творческих планов и литературных занятий и с неизменным интересом следит за его жизнью. После смерти Е.Ф.Керна (1841) Анна Петровна связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. О своей судьбе, о дружбе с Пушкиным и другими писателями его круга Керн рассказала в своих “Воспоминаниях”. “- Трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен. то нескончаемо робок, то дерзок, нескончаемо любезен, то утомительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту”. Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”. Про это стихотворение, кажется, известно всё: и то, как поэт вручил его Анне Керн, и предыстория их отношений. И то, что оно шедевр русской любовной лирики. Поэтому его трудно самостоятельно оценивать, так же, впрочем, как и воспринимать вне музыки известного романса. В каком- либо истолковании оно на первый взгляд вообще не нуждается, ибо, как все гениальное, просто и понятно. Только вот не кажущаяся ли это простота, которая на сам...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.18 | Просмотров: 1228
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|