Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Создание и применение наглядных пособий и дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
Автор(ы): Саввинова Саргылана Ивановна, старший воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития педагогики методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных частей всестороннего развития личности, как эстетическое, нравственное, экологическое воспитание, необходимость их органической связи, взаимопроникновения, тесного единства в воспитании детей дошкольного возраста. Существенное значение в осуществлении эстетического и экологического воспитания детей, в их духовном, умственном развитии имеют занятия по ознакомлению с родным краем: природой, творчеством и традициями, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Ознакомление с родным краем проводится комплексно – путем объединения разных групп деятельности в циклы и блоки, что обеспечивает решение таких дидактических задач, как возможность комплексного подхода к обучению, формирование у детей целостности теоретических понятий и практических процессов. Объединение различных видов деятельности способствуют развитию творческого отношения и интереса дошкольника к обучению. Разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах творческой деятельности позволяет решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста. Результатом проделанной работы должны служить не только констатированные факты и цифры, но и расширение спектра эмоциональных переживаний детей, пополнение детского опыта эстетической оценки предметов и явлений действительности, произведений искусства, продуктов своей творческой деятельности и других детей с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разные группы деятельности, виды занятий объединенные общей темой в циклы и блоки, взаимодополняют друг друга, что является благодатной почвой для повышения эффективности усвоения учебного материала. Содержание учебного материала по ознакомления детей с родным краем ставит перед педагогом конкретные задачи, которые выражаются в следующем: - Расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о родном крае: его природе, культуре и творчестве народов, населяющих Якутию.
- Обучение определенным навыкам передачи полученных знаний в рисунках и поделках с использованием различных материалов и применением традиционных и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
- Формирование творческой активности.
- Всестороннее развитие и воспитание дошкольников: умственное, нравственное, эстетическое.
Цикл занятий “Родной край” № | блоки | Виды художественной, познавательной деятельности. | Развитие речи. | Аппликация. | Рисование. | Ручной труд. | Лепка. | 1. | Якутс-кие узоры. | Беседы: “Орнамент”, “Применение орнамента в изделиях народных умельцев”. | “Якутские узоры” береста;“Чепрак” коллективная композиция. | “Коврик” декоративное рисование. | “Коровушка” традицион-ная детская игрушка, береста. | | 2. | Бабуш-кина посуда. | | | “Чорооны” папье-маше, роспись.“Туесок”, роспись, бумагопластика. | | 3. | В гостях у сказки. | Якутские народные сказки (сост.Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон, П.Е. Ефремов).Постановка сказки “Старушка Бэй-бэрикээн с пятью коровами” (настольный театр). | | “Жила - была сказка” | Изготовление персонажей якутских сказок из бросового материала для настольного театра. | “Мой любимый сказоч-ный герой”. | 4. | Живой мир Якутии. | Беседы “Животные Якутии”, “Птицы Якутии”, “Флора Якутии”. | “Древо жизни”коллективная композиция | “Сказочный лес”,“Зеленая полянка” | | | 5. | Люблю Якутию родную. | Беседы: “Край, в котором я живу”, “Чудеса природы”, проведение развлечения “Путешествие по родному краю”. | “Мой родной край”, “Наш город” коллективная композиция “На алаасе предков”. “Ысыах” коллективная композиция. | “Северное сияние” “Ысыах” коллективная композиция. | “Ленские столбы” бумагопластика. | “Якутс-кий двор” | В представленных блоках занятия разработаны для 3х возрастных групп: средней, старшей и подготовительной В связи со своеобразием содержания обучения изобразительной деятельности, методы обучения в студии детского творчества имеют свои особенности и специфику. Здесь удельный вес падает на практические и наглядные методы и их различные сочетания. Применение наглядного метода в обучении способствует эстетическому восприятию предметов и явлений действительности и их свойств, активизирует усвоение учебного материала в процессе ознакомления с родным краем на занятиях в студии детского творчества. Наглядный метод обучения включает в себя: демонстрации, наблюдения и экскурсии. Демонстрация, как метод обучения, заключается в наглядном ознакомлении с учебным материалом. Демонстрацию можно классифицировать на 2 различных вида: Наряду с наглядными пособиями целесообразно использовать в обучении дидактические игры для закрепления пройденного учебного материала. Создавая наглядный материал необходимо учитывать внешнюю эстетику, привлекательность изделия. Ребенка в младшем дошкольном возрасте привлекают большие формы, яркие богатые сочетания красок. Начиная со старшего возраста, дошкольник более осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: “Почему это красиво?” - преобладают мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность форм, богатство цветовых оттенков. Наряду с внешней эстетикой при создании дидактических игр должно учитываться соблюдение некоторых принципов. Таких как: - Учет возрастных особенностей.
Возрастная адресованность игры должна соответствовать возрастным особенностям ребенка. - Посильность и доступность.
Не ставьте перед р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.18 | Просмотров: 2568
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|